Какие результаты интеллектуальной деятельности есть на Вашем предприятии и что защищается предприятиями в первую очередь?

В соответствии с IV частью Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившей в силу 1 января 2008 года, правовая охрана предоставляется результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.

Результаты интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальную собственность), можно разделить условно на три группы.

Объекты патентных прав включают изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

Средствами индивидуализации являются фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров.

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ и базы данных независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.



Объекты патентных прав

Объектами изобретения могут являться устройство, способ, вещество, состав материала, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных. Объект защиты должен обладать новизной, промышленной применимостью и изобретательским уровнем. Например, предприятия патентуют составы масел и смазок, устройства систем автомобилей, промышленное оборудование и бытовую технику, составы удобрений, веществ и способы их получения, автоматизированные системы управления аппаратурой и процессами, способы строительства и составы строительных материалов. Широко патентуются различная медицинская техника и способы лечения.

Промышленный образец - это художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид, соответствующее требованиям технической эстетики, пригодное к осуществлению промышленным или кустарным способом и являющееся новым и оригинальным. Как правило, это характерный внешний вид и дизайн продукции. Так, например, предприятия получают исключительные права на использование особенных форм флаконов и бутылок для своей продукции, мебели (диваны, столы, сидения), упаковки, этикеток, моделей одежды и обуви, формы печенья, хлебобулочных, кондитерских изделий, различной техники и приборов, внешний вид автомобилей и их составных частей (бамперы, зеркала, колесные диски и колпаки, дизайн салона, панели приборов) и многого другого.

Полезная модель - это конструктивное решение, обладающее новизной и техническими преимуществами, но не обладающие изобретательским уровнем. Охрана полезной модели предоставляет предпринимателям и изобретателям механизм быстрой и дешевой правовой защиты их конструктивных разработок. При этом защищают конструкции мебели, торгового и выставочного оборудования, строительных комплектующих, сейфов и защитных устройств, ручного инструмента и приспособлений, деталей и комплектующих машин и автомобилей, сельскохозяйственных машин и оборудования.



Средства индивидуализации

Товарный знак и знак обслуживания - это зарегистрированные в установленном порядке обозначения, служащие для индивидуализации товаров или услуг. Например, «Кока-кола», «Балтика», «Волга», «Лада», «Ока», «М.Видео», «Любимый сад», «Домик в деревне», «Эльдорадо» и пр. Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Видов товарных знаков довольно много, но основные из них – это словесные, изобразительные и их комбинации:


Зарегистрированный товарный знак – основа для построения и развития брэнда. Брэнд - это торговая марка со сложившимся имиджем, комплекс впечатлений, которые остаются у покупателя в результате использования товара.

Брэнд помогает:

идентифицировать, т.е. узнать товар при упоминании;
отстроиться от конкурентов, т.е. выделить товар из общей массы;
создать у потребителей привлекательный образ, вызывающий доверие;
сосредоточить различные эмоции, связанные с товаром;

принять решение о покупке и подтвердить правильность выбора, т.е. получить удовлетворение от принятого решения;
сформировать группу постоянных покупателей, ассоциирующих с брэндом свой образ жизни;

создать у покупателей образ стабильно развивающегося и длительно существующего предприятия.

Наименование места происхождения товара, также являющееся средством индивидуализации, – это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Например, вода "Сарова", "Хохлома", "Дымковская игрушка", "Палех", "Абрау-Дюрсо".



Объекты авторских прав

Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. Объектами авторских прав являются: литературные произведения; драматические, музыкально-драматические и сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна; графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразитель-ного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения в соответствии со специальной процедурой (см. стр. 11, и стр. 20). Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач, на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами). В течение срока действия авторского права автор может депонировать и зарегистрировать свое произведение с получением на него Свидетельства о депонировании и регистрации. Поскольку в соответствии с IV частью Гражданского кодекса РФ (ст. 1255) авторское право возникает непосредственно у автора, то по желанию они могут зарегистрировать свои произведения. Депонирование и регистрация могут быть использованы при возникновении спорных ситуаций для защиты авторских прав в качестве доказательства существования произведения. Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: латинской буквы "С" в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования произведения. Например: © ГОУ ДПО "ННИЦ", 2008

Регистрация программ для ЭВМ и баз данных (БД). Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы. Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. В соответствии с IV частью Гражданского кодекса (ст. 1262) Правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в Федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (в Роспатенте). При этом предприятие получает исключительные права на копирование, воспроизведение созданных программных продуктов. Владелец может продать право на выпуск или копирование программ и баз данных другим организациям, получая, таким образом, дополнительный доход. В первую очередь к защите своих прав на эти результаты интеллектуальной деятельности прибегают организации и предприятия-разработчики программного обеспечения, учебные учреждения, предприятия военно-промышленного комплекса, заинтересованные в защите своих прав на создаваемые ими программные продукты. Защищают только оригинальные программы для ЭВМ и БД, являющиеся продуктом личного интеллектуального творчества автора. Например: программы для ЭВМ и БД для складского и клиентского учета, дилерской сети, автоматизации торговли; игровые программы; программное обеспечение навигационных режимов изделия; программное обеспечение моделирования и оптимизации динамических систем; программы дистанционного обучения и др. ("Oracle", "Acrobat", "Quake", "Need For Speed", пакеты "Microsoft", "1C", "Best", "Консультант", "Гарант").




Источник:

Охрана Вашей интеллектуальной собственности / Петухов И.Е., Ганюшкина Н.К., Коршунов И.А. – Н.Новгород, Справочно-методическое пособие, ГОУ ДПО "ННИЦ". Издание 3-е. 2008, 24 с.