Введение в трансфер технологий


Новые идеи, концепции, открытия и изобретения являются двигателем прогресса. Спрос на интеллектуальные новшества в условиях жесткой конкуренции возрастает с каждым днем. Однако наличие идеи еще не гарантирует успех изобретателю. В мире полном инноваций удача на рынке не предопределяется только наличием хорошей идеи - она требует трудно находимого совпадения между достойным изобретением и правильным подбором партнеров для коммерциализации этого изобретения.

Собственно данный процесс (сведение разработчика идеи и ее заказчика) называют по-разному. Это и трансфер технологий и коммерциализация технологий и инновационные технологии, и даже консалтинговые услуги.

В общем случае коммерциализация технологии предполагает получение экономического эффекта от реализации научно-технологической разработки, находящейся на различной стадии завершения, начиная от идеи и кончая производством продукции. Понятие технология при этом включает как собственно результаты НИР и ОКР, так и инновационную продукцию.

В последние годы развитие рынка коммерциализации в России получило мощное вливание информационной, материальной и ресурсной поддержки. Основные инициативы правительства в сфере развития науки и технологий нашли понимание у широкой научной общественности. В качестве примера развития нового рынка можно упомянуть следующие важнейшие достижения:

  • формирование баз данных научных и научно-технических проектов, основой которых являются инновации;
  • при поддержке государственного финансирования проводится ежегодный отбор перспективных инновационных проектов, обладающих патентной чистотой и промышленной применимостью;
  • осуществление мероприятий по разъяснению значимости прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные в результате реализации таких проектов;
  • принятие законопроектов об особых экономических зонах, уделено внимание организации технопарков именно в регионах России.

Однако, мы все еще не можем констатировать наступление новой эры технологического прорыва в России, так как для развития инновационной индустрии необходима не только инновационная составляющая, но и внушительная финансовая, административная и маркетинговая инфраструктура. Сейчас Правительство предлагает учреждение нескольких государственных венчурных фондов, средства которых будут инвестированы в высокотехнологичные предприятия. Такое решение может быть эффективным лишь наполовину, для получения полной отдачи необходимо вовлечение частных финансовых институтов, которые могут работать намного эффективнее, чем правительственные венчурные фонды. Одним из перспективных направлений деятельности частных финансовых организаций является комплексное инвестиционное, маркетинговое и управленческое сопровождение проектов коммерциализации и трансфера технологий. В данном случае мы рассматриваем процесс трансфера технологий как часть процесса коммерциализации, одну из его составляющих, необходимую для продвижения наукоемких, инновационных продуктов как на внутренний, так и на международный рынки. При этом экспорт имеет особое значение: расширение структуры экспорта за счет трансфера отечественных высоких технологий создает условия для долговременного международного сотрудничества. Создание сбалансированной системы трансфера технологий в России создает надежный барьер для продажи за бесценок за рубеж наших новейших технологий. Отечественный разработчик получает доступ к зарубежному инвестированию и приобретает так необходимый для развития отечественного производителя опыт международной кооперации.

Процессный подход к трансферу технологий

Коммерциализация научно-технических разработок на рынке технологий включает в себя как собственно процесс трансфера и коммерциализации научно-технических разработок во взаимодействии с потребностями и требованиями рынка, так и учет компонентов поддержки, способствующих этому процессу и получению коммерческого эффекта.

Собственно процесс трансфера и коммерциализации разработок включает в себя пять шагов (этапов), начиная с анализа и оценки имеющейся технологии. При этом последовательно происходит трансформация научно-технических разработок (отчетов, макетов, образцов и т.д.) сначала в перспективные для коммерциализации разработки, затем в технологический пакет для маркетинга и продвижения на инновационный рынок. В завершение после определения конкретных потенциальных покупателей технологии и выявления их специфических требований проводится, как правило, доработка (адаптация) исходного технологического пакета в соответствии с требованиями конкретного покупателя и получение, наконец, товара для реализации — технологического пакета, предназначенного этому покупателю. И только затем происходит собственно сам процесс «купли-продажи» (рис. 2).

Как уже отмечалось ранее, предпринимательская деятельность в научно-технической сфере — коммерциализация научно-технических разработок - является специфической, несвойственной исследователям и разработчикам сферой деятельности, которая требует определенных знаний о рыночной экономике, маркетинге и др. Поэтому самый первый подготовительный шаг необходимо сделать, получив хотя бы минимум знаний в области рыночной экономики, - попытаться самостоятельно сформулировать бизнес-идею на основе своей научно-технической разработки и оценить степень ее готовности, уровень собственных знаний и возможности ее реализации.

На первом шаге «Определение направлений коммерциализации научно-технической разработки» — на основе исходной самой общей бизнес-идеи определяются перспективные направления коммерциализации имеющейся технологии, определяются конкретные разработки, которые могут быть предложены на рынке, дается предварительная оценка потребностей. На этом этапе закладывается фундамент, на котором возможны самые различные построения схем коммерциализации. Именно на этом этапе рождаются первые инициативные инновационные предложения клиентам - покупателям новых технологий (продукции, услуг), а также при необходимости — партнерам по их коммерциализации.

Второй шаг — этап превращения научно-технической разработки в объект продажи на инновационном рынке. Этот этап предусматривает создание технологического пакета, который выступает в качестве товара на рынке технологий. Как правило, требуется привлечение партнеров и средств инвесторов и учет их требований на последующих этапах. На этом этапе требуется поддержка и привлечение самых различных специалистов для помощи в выявлении, оценке и охране интеллектуальной собственности, для проведения маркетингового исследования и разработки бизнес-плана, а также необходимых испытаний и получения сертификатов. На этом этапе осуществляется уточнение инновационных предложений и формирование на их основе коммерческих предложений.

Продвижение разработок на рынок составляет третий шаг — поиск конкретных покупателей новых разработок. Для этого используются самые различные пути, в том числе прямые обращения и переговоры, участие в выставках и ярмарках, конференциях и семинарах, различных конкурсах и тендерах, проведение презентаций. При этом используются как традиционные подходы, так и возможности информационных технологий (Интернет, электронная почта), средства массовой информации (радио, телевидение, пресса). Для разработок наиболее эффективно проведение направленного поиска по различным каналам конкретных потенциальных покупателей и подготовка для них конкретных адресных инновационных предложений.

Решающим является четвертый шаг — этап адаптации (доработки) исходного технологического пакета к требованиям конкретного потенциального покупателя. Специфика инновационного рынка заключается в том, что на нем отсутствует массовый покупатель, поэтому продавец обязан вести индивидуальную работу с каждым потенциальным покупателем, включая выяснение специфических требований покупателя и соответствующей адаптации исходного технологического пакета (это могут быть дополнительные испытания, улучшение каких-то конкретных технических, эксплуатационных, дизайнерских или других показателей).

Завершающим шагом является этап реализации разработки на рынке — этап коммерциализации научно-технической разработки, связанный с непосредственным получением коммерческого эффекта. Это может быть продажа патента или лицензии, создание совместного предприятия, совместное продолжение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, вхождение в действующее предприятие с интеллектуальной собственностью.

Необходимо обратить особое внимание на то, что при коммерциализации разработок большое, если не решающее, значение имеет ориентация на потребности и требования рынка (разнообразная маркетинговая информация, в том числе о приоритетах развития науки и техники в России и других странах, о развитии отраслей промышленности, сферы потребления, экспорте и импорте товаров), требования инвесторов (инвестиционные приоритеты, требования и условия предоставления инвестиций потенциальными инвесторами, в т.ч. государственными и негосударственными коммерческими, зарубежными и международными фондами и программами), требования конкретных покупателей новых разработок, технологий, товаров и услуг.




Автор:

Колмаков В.М. к.м.н.,менеджер по инновационным проектам компании CTGroup, член Гарвардского Биотехнологического клуба.





По материалам компании CTGroup