Особых зон должно быть мало


Особые экономические зоны созданы, но управлять государственный орган ими не может, так можно в целом охарактеризовать итоги заседания Президиума Торгово-Промышленной Палаты России под председательством президента ТПП России Евгения Примакова, на которое был вынесен вопрос о развитии особых экономических зон. Большой доклад руководителя Федерального агентства по особым экономическим зонам Юрия Жданова высветил целый ряд обстоятельств, которые позволяют говорить о неудаче самого замысла развития таких зон в их современном виде.

Жданов в своем выступлении рассказал о том, как выбирались особые экономические зоны, объявленные победителями в конкурсе, и что с ними будут делать дальше. Во-первых, по словам Юрия Жданова, выбирались те зоны, в которых уже были резиденты, готовые к инвестициям, предлагавшие конкретные проекты и бизнес-планы. Скажем, в Липецкую особую зону вошла крупная корейская фирма «Хёндай», ряд немецких компаний, которые сразу предложили большой объем инвестиций (до 13,6 млрд. рублей к 2010 году). Поэтому такие зоны с имеющимися уже готовыми проектами и бизнес-планами, легко прошли экспертный совет и стали победителями. Зоны, даже с очень хорошими условиями, но не имевшие на момент конкурса резидентов, остались «за бортом». Механика «конкурса» оказалась на поверку очень простая.

Во-вторых, государство готово вложить в развитие особых экономических зон:

Липецк – 756 млн. рублей,

Елабуга – 784 млн. рублей,

Дубна – 1,25 млрд. рублей,

Петербург – 765 млн. рублей,

Зеленоград – 2,5 млрд. рублей.

Только по этим проектам государственные вложения составят 6 млрд. 55 млн. рублей. Сумма – не маленькая, вполне сопоставимая с общими инвестициями в Липецкую особую зону в размере 9 млрд. рублей.

Вот это уже более чем неясно. Если в каждой зоне уже есть резиденты, которые готовы инвестировать, то для чего тогда такая большая государственная помощь? В чем состоит ее суть и роль в данной ситуации? Не проще ли просто объявить на некоторой территории льготный налоговый режим и предложить другие преференции?

В-третьих, 13 декабря было утверждено положение о Наблюдательном совете особых экономических зон, некоем органе управления, состав которого утверждается Министерством экономического развития и торговли. Не очень понятно назначение этого совета при наличии самого МЭРТа, Федерального агентства по особым экономическим зонам. Похоже, что над особыми зонами с самого начала возводится большая административная федеральная пирамидка, в которой будет много чиновников и бумаг, но будет мало дела.

Правда, это еще не главное. Главное в том, что в этот совет Жданов не может собрать руководителей. Он обратился к руководству ТПП России с просьбой помочь ему в комплектовании этого Наблюдательного совета. Зоны созданы, а управлять ими государственные органы не в состоянии. Создали такую административную структуру, что уже не в состоянии найти чиновников для ее заполнения.

О перспективах развития других особых зон Жданов высказывался очень скупо. Сначала он подтвердил свою старую позицию: «Я считаю, что особых экономических зон должно быть мало или очень мало». Но при этом сказал, что ряд проектов зон будут поддержаны в виде технопарков, то есть, своего рода, зародышей особых зон. К этой группе Жданов отнес проекты особых зон в Обнинске, Новосибирске, Тюмени, Казани, Сарове. Все хорошо, за исключением того момента, что средства для них будут выделяться только с 2009 года.

Помнится, что сразу после завершения конкурса, министр экономического развития и торговли Герман Греф, да и сам Жданов утешали проигравшее большинство, что в 2006 году будет проведен конкурс среди сибирских и дальневосточных регионов. Однако, не прошло и месяца, как Жданов пересмотрел свои обещания. Денег в 2006 году не будет, и на скорое развитие восточные регионы России могут даже не рассчитывать. И вообще, «особых зон должно быть мало», и «нечего тратить средства на тех, кто не растет», считает глава агентства по особым экономическим зонам. Странно, что после этого на него могут возлагаться какие-то надежды.

Главное, что не разъяснил Жданов, так это того, что нового в структуру экономики России особые экономические зоны. Он говорил, сколько прибыли они будут получать, но ничего не сказал о развитии экономических районов. Между тем, опыт создания особых экономических зон ставил перед собой цели именно развития экономических районов. В этом отношении наиболее яркий пример представляет китайская свободная экономическая зона Пудун, недалеко от Шанхая. Эта СЭЗ строилась специально как «Новый Шанхай», разгружающий большой город от промышленности и транспорта. Речь шла о реконструкции устья Янцзы и выхода к морю нескольких крупных и промышленно развитых провинций юго-восточного Китая. «Если Пудун создать как новый Шанхай, создать его как центр торговли, финансовый центр, центр технологии, то тем самым можно подтолкнуть преобразования старого Шанхая, а далее повести за собой и всю дельту реки Янцзы. При этом можно добиться как минимум того, чтобы благодаря новому Шанхаю были удовлетворены потребности дельты Янцзы в импорте и экспорте, в капиталах, в технологии», - писал один из главных разработчиков проекта СЭЗ Пудун Чэнь Ицзы.

В нашем случае ничего такого нет. Ни одна из особых зон не ставит перед собой такие цели, даже в тех случаях, когда это настоятельно необходимо. Соответственно, не будет и такого же эффекта, как от свободных экономических зон стран Юго-Восточной Азии.

/«Блоттер.ру», 27.12.2005/