Пусть и на время. Депутат Илья Пономарев указывает, что для перехода от ФЦП "Электронная Россия" к Стратегии-2020 выбрано не лучшее время. Мы уже обсуждаем Стратегию-2020, забывая, что федеральная целевая программа «Электронная Россия» была разработана 8 лет назад. Смена названия, по-видимому, приведет к тому, что финансирование, которое фактически не ведется по ФЦП, будет перекинуто дальше. А падение рынка информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в этом году по самым оптимистичным оценкам составит порядка 30%. И государство в этот сложный момент уходит из отрасли. Возникает вопрос: где же та стратегия, по которой мы будем жить дальше? Далеки от целей. Что правительство делает в отношении ИКТ? Сформирован целый сонм институтов развития. Однако цели, которые должны были преследовать эти институты, далеко не все выполнены. В создание госкорпорации «Роснано» вложено 300 млрд рублей. Но на данный момент инвестировано средств в один проект и еще 16 на очереди. Нормативная база для работы госкорпорации не соответствует состоянию экономики. На фонд «Росинфокоминвест» предполагалось выделить $150 млн. Минфин перечислил лишь $75 млн, которые лежат без движения на счету фонда, а сам он не запущен из-за внутренних и внешних противоречий. Программа технопарков, начатая с большой помпой в 2006 году, уже полтора года как остановлена. Программа создания особых экономических зон с самого начала содержала много принципиальных ограничений по отношению к инвесторам, и за редким исключением особого экономического значения на отрасль не оказывает. Было объявлено о большом количестве разнообразных мер налогового стимулирования в отрасли высоких технологий. Из этого пакета реализована одна – 50-процентная льгота по ЕСН для компаний, работающих в сфере ИКТ. Однако применяют льготу единицы, и у всех возникают проблемы с налоговой инспекцией. Потому что мера, как оказалось, входит в противоречие с Конституцией. Введение специального налогового режима для IT-компаний, льготы на импорт высокотехнологичного оборудования так и не заработали. Зато объявлена реформа ЕСН, которая по данным ассоциаций, действующих на рынке ИКТ, означает автоматическое повышение стоимости продукции отрасли на 15%, что является для нее попросту смертельным. Что в основе. Нам нужна не еще одна ФЦП, а единая и полноценная госпрограмма, которая носила бы надведомственный характер и объединила бы усилия различных ветвей госвласти. В ее основу должны быть положены решения, которые принимались на Совете по развитию информационного общества. Надо во всем, что мы делаем, идти не сверху вниз – эта практика уже доказала свою утопичность, - а снизу вверх. Опираться на те положительные примеры внедрения, которые есть, и переносить их на федеральный уровень. Основой могут стать проекты: - электронное правительство; - переход на цифровое телевидение; - создание дееспособного и эффективного государственного холдинга, национального чемпиона на базе «Связьинвеста»; - система кризисного мониторинга, включающая все блоки вопросов от службы 112 до кризисного реагирования ЧС и антикризисного социально-экономических процессов в регионах. В этом ряду стоит программа создания информационного мостика, который соединит вычислительные ресурсы Западной Европы, Китая и Японии. Мы должны использовать свои конкурентные преимущества с точки зрения географического положения. По сути, сейчас создана сеть наукоградов, которая расположена на параллелях от Санкт-Петербурга до Дальнего Востока. Однако они не связаны в единую инфраструктуру. И, наконец, необходимо заняться информатизацией медицины, созданием единого госреестра населения, который позволит объединить все системы, работающие с гражданами. Закон писан. Вкратце о законодательной поддержке. В Госдуме лежит пакет законопроектов и поправок в действующее законодательство, который ждет согласования со стороны правительства. Это и налоговый спецрежим, и создание саморегулируемых организаций на рынке ИКТ, и механизм, как превратить технологию широкополосного доступа в интернет в универсальную услугу связи, применяемую на территории всей страны. В пакете отражаются немало других вопросов: усиление конкуренции на рынке мобильной связи, создание глобальных венчурных фондов для вложений в отрасль, электронный документооборот, поправки в закон о госзакупках. Вне всякого сомнения, многие нынешние проблемы проистекают из того, что недостаточен уровень ежедневного руководства. Необходим, помимо президентского контроля за развитием ИКТ, полноценный аппарат, который занимался бы этим на ежедневной основе. Его можно создать на базе Совета по развитию информационного общества при условии наличия профильного вице-премьера. Также необходим единый подрядчик, который мог бы обеспечить единство методологии на всех уровнях. / |