В настоящее время вопросы налогообложения грантов регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации, а также иными нормативно-правовыми актами, принятыми во исполнение соответствующих норм Налогового кодекса РФ. Необходимо отметить, что с 01.01.2006 г. уточнено понятие «грант» в целях применения главы 25 Налогового кодекса РФ, а именно определены области осуществления конкретных программ, для которых предоставляются гранты. Это прежде всего наука и образование, искусство, культура, охрана здоровья населения. В области охраны здоровья населения определены направления: СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез. В рамках действующего налогового законодательства под грантом понимают денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
В зависимости от того, кто является грантополучателем, можно выделить два случая:
В первом случае, грант получает непосредственно физическое лицо (договор о предоставлении гранта заключается между грантодателем и физическим лицом). В этом случае, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 217 Налогового кодекса РФ полученные средства не являются доходом физического лица и не подлежат налогообложению. Во втором случае, грантополучателем выступает юридическое лицо (договор о предоставлении гранта заключается между грантодателем и юридическим лицом), и в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ полученные средства не включаются в налоговую базу юридического лица и не подлежат налогообложению. Согласно этому же пункту в налоговую базу не включаются средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций. Возможен также более сложный случай, когда физическое лицо прямо упомянуто как получатель гранта в договоре с юридическим лицом - грантополучателем, но не имеет отдельного договора с грантодателем. Например, физические лица упомянуты как исполнители научного проекта, поддержанного грантом, в договоре между организацией -грантополучателем и организацией - грантодателем. В этом случае вопрос о правоприменении решается следующим образом. Если физическое лицо получает грант в виде денежных средств или иным способом непосредственно от грантодателя, то также применяется статья 217, часть 1, пункт 6 Налогового кодекса РФ. В этом случае, соответственно, полученные средства признаются грантом и не подлежат налогообложению. В случае, если грант поступает от грантодателя организации -грантополучателю, то применяется пункт 14 части 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Соответственно, эти средства не включаются в налоговую базу организации. Однако, если организация грантополучатель при этом выплачивает заработную плату физическим лицам, как исполнителям проекта, поддержанного грантом, то эти выплаты (фонд заработной платы) включаются в налоговую базу и подлежат налогообложению в соответствии с пунктом 1 статьи 237 Налогового кодекса РФ по ставкам, определенным статьей 241 Налогового кодекса РФ, а полученные физическими лицами средства в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса РФ являются доходом физического лица и включаются в налоговую базу, которая подлежит налогообложению по ставке 13% в соответствии с пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ (налог на доходы физического лица). Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2002 г. № 923 утвержден Перечень международных и иностранных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций – получателей грантов. Дополнения к перечню приняты в Постановлении Правительства РФ от 21.01.2006 г. № 24. Таким образом, для того чтобы денежные средства или иное имущество, переданные международной или иностранной организацией, представляли собой грант и не подлежали налогообложению, необходимо чтобы соответствующая международная или иностранная организация были включены в вышеуказанный Перечень. В противном случае, такие полученные средства включаются в налоговую базу и подлежат налогообложению. В практике также встречается случай, когда один научный проект получает совместную поддержку нескольких организаций, и грантовое соглашение является многосторонним. В этом случае только средства, поступающие для исполнения данного проекта от тех организаций, которые упомянуты в вышеуказанном перечне не включаются в налоговую базу грантополучателя. Постановления
Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2002 г. N 923 Источник: |