"Об инновационном развитии и государственной инновационной политике Рязанской области"



13 ноября 2006 года N 138-ОЗ


ЗАКОН
РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Рязанской областной Думой
25 октября 2006 года

Настоящий Закон направлен на создание благоприятных условий для инновационной деятельности на территории Рязанской области и перевода экономики региона на инновационный путь развития.
Настоящий Закон определяет правовые и экономические основы государственной поддержки инновационной деятельности на территории Рязанской области, которая осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Рязанской области.

Статья 1. Термины и определения

Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и определения:
инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:
создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;
применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.
Инновационная инфраструктура Рязанской области - совокупность работающих на территории Рязанской области субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инновационной инфраструктуре относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.
Инновационная система Рязанской области - совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания инноваций на территории Рязанской области и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государственной политики Рязанской области в сфере инновационной деятельности.
Инновационный потенциал - совокупность интеллектуальных, кадровых, материальных, научно-технических, информационных, финансовых и иных ресурсов, которые могут быть привлечены для производства инновационной продукции и организации инновационного процесса.
Инновационный проект - увязанный по целям, задачам, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающий создание инноваций и оформленный документальным образом.
Инновационный процесс - процесс преобразования научного знания в инновацию или процесс создания инновации, т.е. последовательная цепь событий, в ходе которых реализуется инновация (от уровня идеи до уровня конкретного продукта, технологии или услуги).
Инновация - конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, предназначенных для удовлетворения сложившихся общественных потребностей и/или достижения иного полезного эффекта.
Объекты инновационной деятельности - осваиваемые на основе реализации научных исследований или иных разработок новые способы организации деятельности, новые технологии, новые продукты, интеллектуальная собственность, инновационные проекты и процессы, стратегии инновационного развития, программы инновационного развития, по поводу которых возникают экономические и правовые отношения между субъектами инновационной деятельности.
Стратегия инновационного развития - долговременные целевые установки субъекта инновационной деятельности, направленные на реализацию его конкурентных преимуществ в рыночной среде, основанные на использовании инновационного потенциала, и механизмы достижения поставленных целей.
Субъекты инновационной деятельности - физические и юридические лица (организации любой организационно-правовой формы), осуществляющие инновационную деятельность.

Статья 2. Инновационная инфраструктура Рязанской области

1. Субъектами инновационной инфраструктуры Рязанской области признаются юридические лица, предоставляющие субъектам инновационной деятельности услуги по созданию и реализации инновационной продукции.
2. Специализированными субъектами инновационной инфраструктуры Рязанской области признаются субъекты инновационной инфраструктуры, занимающиеся исключительно оказанием услуг по созданию и реализации инновационной продукции.
Специализированные субъекты инновационной инфраструктуры составляют основу инновационной инфраструктуры Рязанской области, степень развития которой в значительной степени определяет инновационный потенциал области.
3. В целях координации действий субъектов инновационной инфраструктуры, создания информационной основы инновационной политики Рязанской области специализированные субъекты инновационной инфраструктуры на добровольной основе могут пройти государственную аккредитацию при уполномоченном органе государственной власти Рязанской области в сфере инновационной деятельности, с получением свидетельства о государственной аккредитации установленного образца.
Для проведения государственной аккредитации специализированных субъектов инновационной инфраструктуры Правительством Рязанской области разрабатывается и утверждается Положение, которое должно содержать требования к заявителю, порядок, процедуру и сроки рассмотрения заявлений, выдачи свидетельств об аккредитации.
Прошедшие государственную аккредитацию и внесенные в Реестр специализированных субъектов инновационной инфраструктуры (далее - Реестр) на территории Рязанской области специализированные субъекты инновационной инфраструктуры могут получать государственную поддержку в рамках мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры, включенных в областную инновационную программу.
Отсутствие свидетельства о государственной аккредитации субъекта инновационной инфраструктуры на территории Рязанской области не может являться препятствием к осуществлению им деятельности на территории Рязанской области.
4. Специализированные субъекты инновационной инфраструктуры Рязанской области, претендующие на получение государственной поддержки, заносятся в Реестр специализированных субъектов инновационной инфраструктуры.
5. Цели и задачи Реестра:
1) учет обращений специализированных субъектов инновационной инфраструктуры об оказании им государственной поддержки и иной помощи;
2) накопление и хранение информации о специализированных субъектах инновационной инфраструктуры, обеспечение оперативного доступа к ней заинтересованных лиц;
3) анализ тенденций развития инновационной деятельности в Рязанской области;
4) повышение эффективности и оперативности информационного обеспечения специализированных субъектов инновационной инфраструктуры.
6. Порядок ведения Реестра, внесение специализированных субъектов инновационной инфраструктуры в Реестр, предоставление пользователям хранящейся информации о специализированных субъектах инновационной инфраструктуры определяются положением о Реестре, утверждаемым Правительством Рязанской области.
7. Специализированный субъект инновационной инфраструктуры несет ответственность за достоверность сообщаемых о себе сведений, вносимых в Реестр, в соответствии с действующим законодательством.

Статья 3. Инновационные проекты и программы

1. Правительство Рязанской области на основе приоритетов государственной инновационной политики и прогнозов развития Рязанской области, с учетом задач социально-экономического и демографического развития, здоровья населения, результатов анализа экономического и экологического состояния Рязанской области и внешнеэкономических условий формирует областную целевую программу развития инновационной деятельности (областную инновационную программу), включающую отдельные инновационные проекты и подпрограммы (при необходимости), мероприятия по государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры, развитию международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности в инновационной сфере, а также иные мероприятия, способствующие развитию инновационной деятельности на территории Рязанской области.
2. В областную инновационную программу включаются прошедшие комплексную экспертизу и конкурсный отбор инновационные проекты.
3. Комплексная экспертиза инновационных проектов представляет собой систему действий, направленных на обеспечение объективной оценки их экономической эффективности, научной и социально-экономической значимости, подготовку обоснованных заключений в целях принятия решений о включении инновационных проектов в областную инновационную программу и оказании государственной поддержки их реализации. Проведение комплексной экспертизы инновационных проектов проводится в соответствии с порядком и методикой, утверждаемыми Правительством Рязанской области.
4. При проведении комплексной экспертизы должны приниматься во внимание научно-технический уровень, аргументированность экономического, экологического и социального обоснования, сроки планируемого внедрения, фактическая стоимость и сроки окупаемости инновационных проектов.
5. Конкурсный отбор инновационных проектов для включения в областную инновационную программу осуществляет Правительство Рязанской области.
6. К участию в конкурсе инновационных проектов для включения в областную инновационную программу допускаются инновационные проекты организаций, прошедшие государственную аккредитацию и внесенные в Реестр в качестве специализированных субъектов инновационной инфраструктуры на территории Рязанской области.
7. Порядок организации и проведения конкурса инновационных проектов для включения в областную инновационную программу определяется Положением, утверждаемым Правительством Рязанской области.
8. Мероприятия, проводимые по государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры, развитию международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности в инновационной сфере, а также иные мероприятия, способствующие развитию инновационной деятельности на территории Рязанской области, для включения в областную инновационную программу разрабатываются Правительством Рязанской области.
9. Губернатор Рязанской области вносит областную инновационную программу в форме проекта закона Рязанской области на утверждение в Рязанскую областную Думу.
10. Инновационные проекты могут реализовываться в рамках любых других действующих областных целевых программ (в сфере образования, здравоохранения, экологии, спорта, туризма и т.п.).

Статья 4. Государственная инновационная политика Рязанской области

1. Государственная инновационная политика Рязанской области - составная часть государственной научно-технической и промышленной политики, представляющая собой совокупность осуществляемых органами государственной власти Рязанской области социально-экономических мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышения доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках.
2. Основной целью государственной инновационной политики Рязанской области является перевод экономики и социальной сферы Рязанской области на инновационный путь развития, позволяющий обеспечить активный рост качества жизни населения за счет:
1) повышения конкурентоспособности, инвестиционной и иной привлекательности Рязанской области;
2) повышения эффективности производства и существенного увеличения валового регионального продукта;
3) развития наукоемких высокотехнологичных секторов экономики, сферы сложных организационных, технологических и бытовых услуг.
3. Основными задачами государственной инновационной политики Рязанской области являются:
1) определение и реализация приоритетов государственной инновационной политики;
2) расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;
3) содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;
4) повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;
5) совершенствование и модернизация техники и технологий;
6) повышение эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на развитие инновационной деятельности;
7) создание механизма инвестирования инновационной деятельности для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Рязанской области;
8) создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности;
9) осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и развитию внешнеэкономической инновационной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Государственная инновационная политика Рязанской области формируется и реализуется исходя из следующих принципов:
1) сохранение, развитие и эффективное использование инновационного потенциала Рязанской области;
2) признание значимости инновационной деятельности и ее определяющего влияния на уровень и темпы социально-экономического развития Рязанской области;
3) признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности и уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности продукции, качества жизни населения и экологической безопасности;
4) создание условий для формирования современного технологического уровня в производственных отраслях Рязанской области;
5) обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;
6) содействие развитию рыночных отношений в инновационной сфере;
7) гласность выбора приоритетных направлений инновационной деятельности, механизмов формирования и реализации инновационных программ и проектов, осуществляемых в интересах Рязанской области;
8) создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;
9) интеграция инновационной, инвестиционной, научной, научно-технической и научно-образовательной деятельности для обеспечения эффективного взаимодействия науки, образования и производства с целью развития рынка инноваций в условиях развития многоукладной экономики;
10) концентрация выделяемых на инновационную деятельность ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Рязанской области;
11) стимулирование инновационной деятельности через систему налоговых и иных льгот;
12) консолидация усилий органов государственной власти и общественных организаций на территории Рязанской области для активизации инновационной деятельности.
5. Формирование и реализация государственной инновационной политики Рязанской области осуществляются Правительством Рязанской области при взаимодействии с органами государственной власти Российской Федерации.
К разработке и реализации государственной инновационной политики могут привлекаться заинтересованные и компетентные общественные объединения субъектов инновационной деятельности, действующие в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством.
6. Приоритетные направления государственной инновационной политики Рязанской области определяются органами исполнительной власти в целях обеспечения эффективного использования и развития инновационного потенциала, концентрации финансовых и материальных ресурсов на решении актуальных проблем технологического обновления и модернизации отраслей промышленности, производств и видов хозяйственной деятельности.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Рязанской области в сфере инновационной деятельности

1. Для повышения эффективности инновационной деятельности на территории Рязанской области органы государственной власти Рязанской области осуществляют следующие полномочия:
1) разработку и принятие нормативных правовых актов об инновационной деятельности на территории Рязанской области;
2) определение направлений инновационной деятельности, актуальных для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Рязанской области, выбор приоритетных направлений развития инновационной деятельности;
3) разработку, принятие, контроль и мониторинг исполнения областной инновационной программы, особо значимых инновационных проектов (реализация которых обеспечивает качественное изменение параметров инновационной системы Рязанской области) и мероприятий;
4) финансирование мероприятий по государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры;
5) организацию и проведение комплексной экспертизы и конкурсного отбора инновационных проектов для включения в областную инновационную программу;
6) предоставление субъектам инновационной деятельности государственных гарантий, бюджетных средств за счет областного бюджета, льгот по платежам в областной бюджет;
7) контроль за целевым использованием средств, выделяемых из областного бюджета на финансирование областной инновационной программы;
8) установление порядка и проведение государственной аккредитации специализированных субъектов инновационной инфраструктуры;
9) координацию действий инновационных, научных, научно-технических, образовательных, производственных и общественных структур при осуществлении инновационной деятельности;
10) иные полномочия в соответствии с компетенцией органов государственной власти Рязанской области.
2. Органы государственной власти и управления не могут ограничивать права субъектов инновационной деятельности в выборе объектов и видов инновационной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Уполномоченный орган государственной власти Рязанской области в сфере инновационной деятельности

1. Для координации деятельности органов государственной власти Рязанской области и субъектов инновационной деятельности Губернатор Рязанской области определяет орган исполнительной власти Рязанской области, уполномоченный в сфере инновационной деятельности (далее - уполномоченный орган).
2. В компетенцию уполномоченного органа входят:
1) формирование плана развития инновационной деятельности на территории Рязанской области сроком на 5 лет, утверждаемого Губернатором Рязанской области и отражающего стратегию инновационного развития Рязанской области;
2) выявление актуальных проблем экономического развития Рязанской области как основы для разработки областной инновационной программы;
3) выработка предложений для формирования областного бюджета в части финансирования инновационной деятельности на очередной финансовый год как на возвратной, так и на безвозвратной основе;
4) рассмотрение инновационных проектов, подаваемых в федеральные и иные фонды для получения финансирования, и предоставление рекомендаций по наиболее перспективным для Рязанской области проектам в соответствии со стратегическим планом развития инновационной деятельности на территории Рязанской области;
5) организация аккредитации специализированных субъектов инновационной инфраструктуры;
6) организация выставок инноваций, конференций, презентаций и иных мероприятий;
7) осуществление контроля за исполнением мероприятий областной инновационной программы;
8) организационное сопровождение реализации международных инновационных проектов на территории Рязанской области;
9) другие вопросы, связанные с координацией инновационной деятельности и развитием инновационной инфраструктуры.

Статья 7. Государственная поддержка инновационной деятельности

1. Государственная поддержка инновационной деятельности - совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Рязанской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области в целях создания правовых, экономических и организационных условий для стимулирования инновационной деятельности на территории Рязанской области.
2. Органы государственной власти Рязанской области осуществляют поддержку и стимулирование инновационной деятельности путем:
1) финансирования областной инновационной программы и инновационных проектов, включенных в другие областные целевые программы;
2) создания в установленном федеральным законодательством и законодательством Рязанской области порядке льготных условий осуществления инновационной деятельности;
3) стимулирования в установленном федеральным законодательством и законодательством Рязанской области порядке российских и иностранных инвесторов, участвующих в реализации инновационных программ и проектов на территории Рязанской области;
4) предоставления субъектам инновационной деятельности субсидий и кредитов (на возвратной и возмездной основе) за счет средств областного бюджета;
5) содействия развитию кадрового потенциала инновационной деятельности, подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в инновационной сфере, включая специалистов в области инновационного менеджмента, на основе имеющейся учебно-образовательной инфраструктуры, а также на основе совершенствования научно-методической базы и внедрения новых, прогрессивных форм обучения;
6) содействия развитию международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности в инновационной сфере в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законодательством;
7) осуществления иных мероприятий, способствующих развитию инновационной деятельности на территории Рязанской области.

КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация дана в соответствии с официальным текстом документа.

2. Государственная поддержка инновационной деятельности, осуществляемая в интересах Рязанской области, предоставляется субъектам инновационной деятельности, зарегистрированным на территории Рязанской области, а по развитию инновационной инфраструктуры - прошедшим государственную аккредитацию и внесенным в Реестр специализированных субъектов инновационной инфраструктуры.
3. Субъекты инновационной деятельности, получающие государственную поддержку, предусмотренную настоящим Законом, обязаны:
1) соблюдать экологические, санитарно-эпидемиологические, другие нормы и правила, установленные федеральным и областным законодательством, права и законные интересы юридических и физических лиц;
2) представлять органам государственной власти Рязанской области информацию, необходимую для оценки возможности оказания государственной поддержки;
3) осуществлять целевое использование средств областного бюджета, предоставляемых для финансирования инновационных проектов;
4) получать в случаях, установленных федеральным и областным законодательством, экспертные заключения по инновационным проектам в части соблюдения технологических, санитарно-гигиенических, радиационных, экологических, строительных норм и правил.
4. Государственная поддержка, предусматривающая расходы за счет средств областного бюджета, не может быть предоставлена субъектам инновационной деятельности:
1) находящимся в стадии реорганизации или ликвидации;
2) на имущество которых в установленном законом порядке наложен арест или обращено взыскание;
3) имеющим просроченную задолженность по уплате налогов и обязательных платежей в бюджеты любого уровня или по бюджетным кредитам, ранее выданным из областного бюджета, либо допустившим нецелевое использование ранее предоставленных из областного бюджета субсидий.

Статья 8. Финансирование инновационной деятельности

1. Финансирование инновационной деятельности осуществляется за счет:
1) собственных средств субъектов инновационной деятельности;
2) средств областного бюджета;
3) иных не запрещенных законодательством источников.
2. Финансирование инновационной деятельности из средств областного бюджета осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики Рязанской области.
3. Финансирование инновационной деятельности из средств областного бюджета производится ежегодно в объеме, предусмотренном законом Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год, в соответствии с перечнем мероприятий областной инновационной программы на очередной финансовый год, утверждаемым отдельным приложением к закону Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
4. Финансирование инновационной деятельности за счет средств областного бюджета (кроме субсидий) осуществляется на возвратной и возмездной основе. Порядок использования средств областного бюджета определяется в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Рязанской области.
5. Специализированным субъектам инновационной инфраструктуры предоставляются субсидии, совокупный объем которых устанавливается законом Рязанской области об областном бюджете.
6. Предоставление субсидий осуществляется с учетом результатов работы каждого специализированного субъекта инновационной инфраструктуры, претендующего на получение субсидии, в последнем завершенном финансовом году в порядке, определяемом Правительством Рязанской области.
7. Информация об исполнении областной инновационной программы представляется в Рязанскую областную Думу одновременно с отчетом об исполнении областного бюджета в соответствии с Законом Рязанской области "О бюджетном процессе в Рязанской области".
8. Финансирование инновационной деятельности из иных источников может осуществляться как на возвратной, так и на безвозвратной основе в соответствии с действующим законодательством.

Статья 9. Ответственность субъектов инновационной деятельности

Субъекты инновационной деятельности при несоблюдении действующего законодательства, а также в случае нецелевого использования средств областного бюджета несут имущественную и иную ответственность, предусмотренную законодательными актами Российской Федерации и Рязанской области. Споры, возникающие при осуществлении инновационной деятельности, разрешаются в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Порядок введения в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Статья 11. Приведение нормативных правовых актов Рязанской области в соответствие с настоящим Законом

Губернатору и Правительству Рязанской области привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Губернатор Рязанской области
Г.И.ШПАК
13 ноября 2006 года
N 138-ОЗ