Общеизвестные товарные знаки



Общепризнанно, что некоторые товарные знаки вследствие их длительного использования, интенсивной рекламной кампании на протяжении многих лет и неизменно высокого качества товаров и услуг получают заслуженное признание у потребителей и становятся известными на соответствующем рынке товаров. Благодаря усилиям производителя по продвижению своего товарного знака он приобретает репутацию и становится объектом коммерческой привлекательности не только для потребителей, но и для недобросовестных конкурентов, которые могут как воспроизводить, так и имитировать известный знак, использовать его на территории другого государства, маркировать им как однородные, так и для неоднородные товары и услуги.

Проблема защиты прав владельцев общеизвестных знаков не является новой, но в России она была законодательно разрешена только в 1998 году с созданием компетентного органа по принятию решений о признании знака общеизвестным в Российской Федерации. А в декабре 2002 года российское законодательство, регулирующее правоотношения в области товарных знаков, дополнено положениями о правовой охране общеизвестных товарных знаков, составляющими новую главу в Законе «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

Закон определяет нормативное понятие «общеизвестный товарный знак», а также условия и порядок предоставления правовой охраны общеизвестному товарному знаку. Законодательное разрешение правовых проблем общеизвестных товарных знаков способствует созданию условий для выполнения требований Соглашения по торговым аспектам интеллектуальной собственности (TRIPS) и присоединения России к Всемирной торговой организации.

В соответствии со статьей 19 Закона общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком может быть признан товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его регистрации, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации без регистрации в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, если такие товарные знаки или обозначение в результате их интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров этого лица. Таким образом, к установленным законодательно признакам общеизвестного знака относятся: интенсивное использование, широкая известность в России среди соответствующих групп населения, а также широкая известность в качестве знака, маркирующего товары определенного изготовителя. Законодатель перечисляет также виды товарных знаков, которые могут быть признаны общеизвестными. Классификация обусловлена наличием или отсутствием у обозначения правовой охраны, а также основанием предоставления охраны – по международному договору или в качестве национальной регистрации.

Предоставляемая законодательно охрана общеизвестных знаков предполагает качественно новый уровень объема охраны. Какие дополнительные преимущества получает владелец товарного знака, признанного в качестве общеизвестного, по сравнению с обычной регистрацией?

Во-первых, общеизвестный товарный знак получает более широкую охрану как в отношении сходства с другими товарными знаками, так и в отношении однородности товаров и услуг, для которых зарегистрированы или заявлены товарные знаки. То есть, при экспертизе все сомнения по сходству с общеизвестным знаком должны решаться в пользу предоставления ему более широкой охраны при однородности товаров, а при тождестве знака с общеизвестным более широко трактуется понятие однородности.

Во-вторых, владелец общеизвестного знака вправе ходатайствовать о запрещении использовании знака, даже если только существенная составная часть общеизвестного знака является объектом нарушения.

Незарегистрированным в России в качестве товарных знаков общеизвестным обозначениям охрана предоставляется в отношении однородных товаров, а для признанных общеизвестными товарными знаками зарегистрированных ранее товарных знаков объем охраны распространяется и в отношении неоднородных товаров и услуг.

Кроме того, в качестве общеизвестных, возможно предоставление охраны для тех знаков, которые изначально не обладали необходимой для регистрации в качестве товарного знака различительной способностью, но приобрели ее вследствие длительного использования. Так, не имеющие словесного характера обозначения “BMW” и “TDK” приобрели различительный характер благодаря использованию и вправе претендовать на общеизвестность.

Важно отметить, что заявитель вправе ходатайствовать о признании знака общеизвестным на дату, более раннюю, чем дата подачи заявления, и эта дата определяется исключительно представлением соответствующих доказательств. Это значит, что представляемые доказательства должны доказывать общеизвестность на испрашиваемую дату. Знак, признанный общеизвестным, получает охрану не с даты вынесения решения, а с той даты, на которую испрашивалась правовая охрана в качестве общеизвестного знака и доказательства сочтены убедительными. Следовательно, все произведенные позже этой даты регистрации сходных знаков могут быть аннулированы по результатам рассмотрения соответствующего возражения владельца общеизвестного знака.

Знак может приобрести известность не только благодаря длительному и интенсивному использованию, но и благодаря использованию номинальному - рекламной кампании производителя. Это становится особенно актуальным в связи с развитием систем коммуникации, спутникового телевидения и других средств массовой информации. Развитие средств коммуникации обуславливает быстрое распространение известности знака, опережающее организацию поставок товара в какую-либо страну и регистрацию его на территории этой страны. Владелец известного знака может не успеть выйти со своей продукцией на рынок этой страны, как знак уже может быть зарегистрирован на имя другого лица. Перехватив инициативу у производителя, пират эксплуатирует репутацию знака. Он может начать выпуск некачественных товаров, подрывая имидж высокого качества, присущий общеизвестному знаку, и вводя в заблуждение потребителей относительно производителей товара. Иногда пираты создают препятствия для деятельности иностранной компании на отечественном рынке и даже предлагают законному владельцу купить права на знак, назначая высокую цену. Владелец известного знака несет при этом огромные материальные потери, выражающиеся в упущенной выгоде и потере хорошей репутации знака.

Товарный знак функционально представляет собой инструмент для стимулирования конкурентоспособности товара. Товарный знак выполняет одновременно несколько функций: является средством идентификации – позволяет потребителям запоминать и узнавать товар и указывает на источник его происхождения, символизирует гарантию качества товара и является сам по себе средством рекламы. Товарный знак облегчает усилия предпринимателя на рынке, создает благоприятные условия для продвижения товаров, тем самым сокращая время товарооборота.

Очевидно, что признанный общеизвестным знак более эффективно выполняет все указанные выше функции. Факт общеизвестности товарного знака свидетельствует о признании стойких ассоциативных связей между определенным обозначением, производителем товара и качеством товара.

Важным установлением Закона является то, что правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно. Это конечно не означает возможности прекращения ее действия в отсутствие широкого использования знака и его рекламы, или если такое право было предоставлено в нарушение законодательно установленных норм.

Процент успешного завершения работ по признанию знака общеизвестным при достаточно высоких затратах небольшой. Это отражает объективные трудности, которые существуют во всяком новом деле, а в данном случае - в сборе доказательств и подготовке материалов заявления. Хотелось бы также обратить внимание на тот факт, что среди сотрудников «Юрпромконсалтинг» работают бывшие специалисты Высшей патентной палаты, принимавшие в свое время участие в оценке представляемых доказательств общеизвестности и вынесении соответствующих решений.

Подводя итог вышеизложенному, кратко перечислим преимущества, которыми обладает владелец товарного знака, признанного общеизвестным:
- как в отношении сходства, так и в отношении однородности товарному знаку предоставляется более широкая охрана;
- охрану можно получить на дату более раннюю, чем дата подачи заявления;
- охрана распространяется и на неоднородные товары в случае признания общеизвестной уже произведенной регистрации товарного знака;
- признание знака общеизвестным – это признание его сильной различительной способности;
- знак, маркирующий продукцию специального назначения, признается общеизвестным и получает все преимущества охраны при доказательстве его известности в соответствующих кругах специалистов и потребителей;
- охрана общеизвестного знака действует бессрочно.


Елена Конюшенко
Патентная фирма ПРОПАТЕНТ





По материалам ПРОПАТЕНТ