По показателям венчурного финансирования Россия не только отстает от Запада, но и от своих ближних соседей. Даже сравнение объемов рисковых инвестиций, полученных от российских инвесторов экономикой Украины и России, оказывается не в пользу собственной страны. По оценкам экспертов, на инновационные проекты, включая технологические, приходится около 2% всех инвестируемых венчурных средств. Что бы исправить положение, в марте правительство обещало утвердить «Концепцию развития венчурной индустрии», представленную в конце прошлого года Минпромнауки. Однако этого не произошло. По показателям венчурного финансирования, как и в случае с ростом производства, Россия отстает не только от Запада, но и от своих соседей. Например, только Украина, с момента получения независимости, получила $4,5 млрд. иностранных венчурных инвестиций. Первое место занимает американский капитал ($763 млн.), второе - кипрский ($485 млн.) третье - английский. Российские инвесторы удерживают пятую позицию с объемом в $317 млн., однако суммарный объем кипро-российских инвестиций ("кипрскими" участники рынка называют деньги российских оффшоров) опережает американский. То есть российские инвесторы больше вкладывают в Украину, чем в собственную страну. В тоже время на территории России, по данным Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ), действует около 40 компаний, управляющих венчурным капиталом, с общей капитализацией примерно $2.5-3 млрд. Фонды имеют обязательства перед компаниями на $500 млн., из которых примерно $350 млн. уже инвестировано. 70 тысяч малых высокотехнологичных предприятий России ждут венчурных денег. По состоянию на 1 января 1999 года в России действовали 868 тысяч малых предприятий (постоянно занято 6,2 млн. человек) и с тех пор их число почти не изменилось. Малое предпринимательство создает около 10% ВВП России. Но в последнее время положение меняется в худшую сторону. По данным РАВИ, уже в 2000 г. занятость в малом бизнесе существенно уменьшилась, прекратился рост численности малых предприятий. Наблюдается либо стагнация малого бизнеса, либо уход его в тень. По данным того же источника, реальная занятость в малом бизнесе превышает официально регистрируемую на 60%, зарплата - на 90%, отслеживаемый оборот на 70% меньше фактического. При этом примерно половина МП вообще не регистрируется в качестве субъектов экономической деятельности. В тоже время, лишь 4,4% малых предприятий действуют чисто в сфере науки и научного обслуживания, об этом говорят данные Государственного комитета по развитию и поддержке предпринимательства РФ. В секторах предполагающих наличие значительного числа высокотехнологичных предприятий - промышленности, транспорте и связи – 18,4%. Таким образом, не менее 70 тысяч российских компаний могут стать объектами интереса для венчурного капитала, обладая реальным научно-техническим потенциалом в области конкурентоспособных коммерциализируемых технологий. Но надо понимать, что малые предприятия в сфере науки и технологий создавались в основном в начальный период кризиса всей системы в 1991-93 гг. Они появлялись внутри крупных отраслевых предприятий в качестве инструмента выхода на рынок и скрытой приватизации для истеблишмента этих предприятий и их вышестоящих организаций. Большинство из них существует только на бумаге, и только некоторые из них стали реально действующими самостоятельными и даже процветающими фирмами. Но высокими технологиями владеют и занимаются единицы. С другой стороны, часто предприниматели создают сразу несколько малых предприятий и регистрируют их в разных местах, либо для маскировки обычного предприятия под малое, либо на случай возможного наезда со стороны государства, когда скомпрометированное предприятие можно «отбросить» вместе с невыплаченными налогами и штрафами. Цели и задачи Концепции развития венчурной индустрии России Правительство и государственные структуры демонстрируют стремление развивать научно-техническую политику, провозглашенную Президентом. 30 марта, исполнился год с даты утверждения президентом России документа «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». В октябре, перед III Российской венчурной ярмаркой министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов назвал его самым важным событием в государственной научно-технической политике за прошедшие годы. Но любая инициатива правительства в любой области, кроме научной, обычно называется реформой. Все что касается науки и высоких технологий именуется скромно – «программа», «основные направления», «концепция». Острой борьбы в парламенте и какого-либо значимого резонанса в обществе эти документы не вызывают. В бюджете им соответствуют весьма скромные цифры. «Концепция развития венчурной индустрии», написанная этим министерством, призвана обеспечить развитие одного из направлений этой политики. Судя по всему, у Концепции не существует противников, если не считать Минфин, возражающий против введения налоговых льгот, как, впрочем, и нет у нее и лоббистов. По словам первого заместителя министра промышленности науки и технологий Андрея Фурсенко, реализация Концепции позволит сформировать благоприятную экономическую и правовую среду для создания национальной венчурной индустрии в России и для привлечения венчурных инвестиций в инновационный сектор экономики. Он утверждает, что меры госстимулирования, предусмотренные концепцией, «взбодрят» высокотехнологичный сектор и привлекут в отрасль дополнительные инвестиции. Но главная задача предложенной Концепции венчурного инвестирования в настоящее время – создание необходимой законодательной базы, способствующей развитию этого вида экономической деятельности в России. Согласно Концепции, необходимость корректировки законодательства будет определяться экономическими условиями для венчурного инвестирования со стороны различных субъектов российского бизнеса, причем соответствующие изменения могут быть внесены по инициативе этих структур. Предлагаемые изменения в действующем законодательстве также продиктованы текущими экономическими условиями. Речь идет о стимулировании роста оборотов малых инновационных технологических компаний, упрощение условий регистрации венчурных фондов в Российской Федерации и другие. Также, по мнению первого замминистра, улучшению инвестиционного климата в России будет способствовать общая гармонизация законодательства и обеспечение его стабильности, содействие процессам стандартизации и защиты интеллектуальной собственности, авторских прав и торговых марок, создание системы оказания помощи инновационному предпринимательству в защите этих прав. Андрей Фурсенко по образованию физик, доктор физико-математических наук, и текущее состояние дел в российском высокотехнологичном секторе он характеризует выразительным физическим термином - «точка росы». Это значит, что если чуть-чуть изменить условия, то произойдет конденсация, и повсюду засияют, так сказать, грани алмазовв лучах восходящего светила. Россия реализует свой гигантский интеллектуальный, образовательный потенциал, огромные невостребованные наработки в высоких технологиях получат, наконец, должное развитие, а страна - более надежную и перспективную экономическую опору, чем экспорт сырья. Если же на самом деле мы не в точке росы, ничего такого не произойдет. Единственный способ прояснить ситуацию - действовать. В нашей стране перспективы венчурного бизнеса в первом приближении представляются весьма привлекательными. После крушения советской экономики огромные массы квалифицированных специалистов оказались невостребованными, в то время как при создании определенных условий они могли бы принять участие в мировой гонке за лидерство. Все, как водится, упирается в создание определенных условий. Похоже, что именно в военные разработки предполагается вложить средства, выделяемые под Концепцию. Минпромнауки предварительно отобрало 24 наукоемких проекта. Треть из них в ближайшие два года получит $200 млн. бюджетных денег. Среди инновационных проектов, предварительно отобранных Минпромнауки, значатся - разработка тепловизора второго поколения (ГНЦ НПО "Орион"), приборостроение для нанотехнологии (ЗАО "НТ-МДТ"), биотехнология лекарств, вакцин и генномодифицированных растений (Центр Биоинженерии РАН), пилотное машиностроительное производство на основе искусственного интеллекта (ОАО "Красный пролетарий"). Все перечисленное, пожалуй, кроме биотехнологий, относится к сфере деятельности ВПК. В этой связи становится понятно, почему иностранным венчурным фондам, трудно освоить в России свои миллиарды. По европейским правилам ВПК не может быть целью инвестиций. По объему венчурных инвестиций Россия отстает даже от Украины Дата: 19:07 05.04.2003 Источник публикации: Союз ИТЦ России Автор: CNews По показателям венчурного финансирования Россия не только отстает от Запада, но и от своих ближних соседей. Даже сравнение объемов рисковых инвестиций, полученных от российских инвесторов экономикой Украины и России, оказывается не в пользу собственной страны. По оценкам экспертов, на инновационные проекты, включая технологические, приходится около 2% всех инвестируемых венчурных средств. Что бы исправить положение, в марте правительство обещало утвердить «Концепцию развития венчурной индустрии», представленную в конце прошлого года Минпромнауки. Однако этого не произошло. По показателям венчурного финансирования, как и в случае с ростом производства, Россия отстает не только от Запада, но и от своих соседей. Например, только Украина, с момента получения независимости, получила $4,5 млрд. иностранных венчурных инвестиций. Первое место занимает американский капитал ($763 млн.), второе - кипрский ($485 млн.) третье - английский. Российские инвесторы удерживают пятую позицию с объемом в $317 млн., однако суммарный объем кипро-российских инвестиций ("кипрскими" участники рынка называют деньги российских оффшоров) опережает американский. То есть российские инвесторы больше вкладывают в Украину, чем в собственную страну. В тоже время на территории России, по данным Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ), действует около 40 компаний, управляющих венчурным капиталом, с общей капитализацией примерно $2.5-3 млрд. Фонды имеют обязательства перед компаниями на $500 млн., из которых примерно $350 млн. уже инвестировано. 70 тысяч малых высокотехнологичных предприятий России ждут венчурных денег. По состоянию на 1 января 1999 года в России действовали 868 тысяч малых предприятий (постоянно занято 6,2 млн. человек) и с тех пор их число почти не изменилось. Малое предпринимательство создает около 10% ВВП России. Но в последнее время положение меняется в худшую сторону. По данным РАВИ, уже в 2000 г. занятость в малом бизнесе существенно уменьшилась, прекратился рост численности малых предприятий. Наблюдается либо стагнация малого бизнеса, либо уход его в тень. По данным того же источника, реальная занятость в малом бизнесе превышает официально регистрируемую на 60%, зарплата - на 90%, отслеживаемый оборот на 70% меньше фактического. При этом примерно половина МП вообще не регистрируется в качестве субъектов экономической деятельности. В тоже время, лишь 4,4% малых предприятий действуют чисто в сфере науки и научного обслуживания, об этом говорят данные Государственного комитета по развитию и поддержке предпринимательства РФ. В секторах предполагающих наличие значительного числа высокотехнологичных предприятий - промышленности, транспорте и связи – 18,4%. Таким образом, не менее 70 тысяч российских компаний могут стать объектами интереса для венчурного капитала, обладая реальным научно-техническим потенциалом в области конкурентоспособных коммерциализируемых технологий. Но надо понимать, что малые предприятия в сфере науки и технологий создавались в основном в начальный период кризиса всей системы в 1991-93 гг. Они появлялись внутри крупных отраслевых предприятий в качестве инструмента выхода на рынок и скрытой приватизации для истеблишмента этих предприятий и их вышестоящих организаций. Большинство из них существует только на бумаге, и только некоторые из них стали реально действующими самостоятельными и даже процветающими фирмами. Но высокими технологиями владеют и занимаются единицы. С другой стороны, часто предприниматели создают сразу несколько малых предприятий и регистрируют их в разных местах, либо для маскировки обычного предприятия под малое, либо на случай возможного наезда со стороны государства, когда скомпрометированное предприятие можно «отбросить» вместе с невыплаченными налогами и штрафами. Цели и задачи Концепции развития венчурной индустрии России Правительство и государственные структуры демонстрируют стремление развивать научно-техническую политику, провозглашенную Президентом. 30 марта, исполнился год с даты утверждения президентом России документа «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». В октябре, перед III Российской венчурной ярмаркой министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов назвал его самым важным событием в государственной научно-технической политике за прошедшие годы. Но любая инициатива правительства в любой области, кроме научной, обычно называется реформой. Все что касается науки и высоких технологий именуется скромно – «программа», «основные направления», «концепция». Острой борьбы в парламенте и какого-либо значимого резонанса в обществе эти документы не вызывают. В бюджете им соответствуют весьма скромные цифры. «Концепция развития венчурной индустрии», написанная этим министерством, призвана обеспечить развитие одного из направлений этой политики. Судя по всему, у Концепции не существует противников, если не считать Минфин, возражающий против введения налоговых льгот, как, впрочем, и нет у нее и лоббистов. По словам первого заместителя министра промышленности науки и технологий Андрея Фурсенко, реализация Концепции позволит сформировать благоприятную экономическую и правовую среду для создания национальной венчурной индустрии в России и для привлечения венчурных инвестиций в инновационный сектор экономики. Он утверждает, что меры госстимулирования, предусмотренные концепцией, «взбодрят» высокотехнологичный сектор и привлекут в отрасль дополнительные инвестиции. Но главная задача предложенной Концепции венчурного инвестирования в настоящее время – создание необходимой законодательной базы, способствующей развитию этого вида экономической деятельности в России. Согласно Концепции, необходимость корректировки законодательства будет определяться экономическими условиями для венчурного инвестирования со стороны различных субъектов российского бизнеса, причем соответствующие изменения могут быть внесены по инициативе этих структур. Предлагаемые изменения в действующем законодательстве также продиктованы текущими экономическими условиями. Речь идет о стимулировании роста оборотов малых инновационных технологических компаний, упрощение условий регистрации венчурных фондов в Российской Федерации и другие. Также, по мнению первого замминистра, улучшению инвестиционного климата в России будет способствовать общая гармонизация законодательства и обеспечение его стабильности, содействие процессам стандартизации и защиты интеллектуальной собственности, авторских прав и торговых марок, создание системы оказания помощи инновационному предпринимательству в защите этих прав. Андрей Фурсенко по образованию физик, доктор физико-математических наук, и текущее состояние дел в российском высокотехнологичном секторе он характеризует выразительным физическим термином - «точка росы». Это значит, что если чуть-чуть изменить условия, то произойдет конденсация, и повсюду засияют, так сказать, грани алмазовв лучах восходящего светила. Россия реализует свой гигантский интеллектуальный, образовательный потенциал, огромные невостребованные наработки в высоких технологиях получат, наконец, должное развитие, а страна - более надежную и перспективную экономическую опору, чем экспорт сырья. Если же на самом деле мы не в точке росы, ничего такого не произойдет. Единственный способ прояснить ситуацию - действовать. В нашей стране перспективы венчурного бизнеса в первом приближении представляются весьма привлекательными. После крушения советской экономики огромные массы квалифицированных специалистов оказались невостребованными, в то время как при создании определенных условий они могли бы принять участие в мировой гонке за лидерство. Все, как водится, упирается в создание определенных условий. Похоже, что именно в военные разработки предполагается вложить средства, выделяемые под Концепцию. Минпромнауки предварительно отобрало 24 наукоемких проекта. Треть из них в ближайшие два года получит $200 млн. бюджетных денег. Среди инновационных проектов, предварительно отобранных Минпромнауки, значатся - разработка тепловизора второго поколения (ГНЦ НПО "Орион"), приборостроение для нанотехнологии (ЗАО "НТ-МДТ"), биотехнология лекарств, вакцин и генномодифицированных растений (Центр Биоинженерии РАН), пилотное машиностроительное производство на основе искусственного интеллекта (ОАО "Красный пролетарий"). Все перечисленное, пожалуй, кроме биотехнологий, относится к сфере деятельности ВПК. В этой связи становится понятно, почему иностранным венчурным фондам, трудно освоить в России свои миллиарды. По европейским правилам ВПК не может быть целью инвестиций. /Cnews.ru, 01.04.2003/ |