Цена крановых рельсов купить рельсы metallmoment.ru.

Государственные корпорации, Научно - образовательные инновационные комплексы как форма интеграции науки и образования и повышения эффективности инновационных процессов



Мировая и отечественная практика свидетельствуют, что инновационная деятельность является важнейшим фактором интенсификации производства, повышения качества продукции и её конкурентоспособности. Создание условий, способствующих переходу экономики на инновационный путь развития, определяет задачи институциональных преобразований научно-технической сферы, стоящие перед Министерством образования и науки Российской Федерации на современном этапе развития рыночной экономики России. Эти задачи на первый план выдвигают необходимость реструктуризации государственных научных организаций и образовательных учреждений высшей школы и создание на их основе корпоративно-интегрированных структур, обеспечивающих эффективность процесса производства и воспроизводства научных знаний и их вовлечение в гражданский и хозяйственный оборот.

Решение этой задачи возможно путем создания на базе ведущих университетов и государственных научных организаций научно-образовательные инновационные комплексов (НОИК), сочетающих задачи развития науки, образовательный процесс и передачу знаний для их последующего использования в сфере бизнеса и производства. Опыт США, Англии, Франции, Германии, Финляндии, Японии и других стран связанный с развитием форм интеграции науки и образования в университетских центрах, а также отечественный опыт высшей школы, убедительно свидетельствуют об этом.

В настоящее время в рамках создания национальной инновационной системы, идет активный поиск организационно-правовых форм, обеспечивающих наиболее эффективные условия для инновационной деятельности, способствующих вовлечению в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности, передачи научных достижений, полученных в рамках выполнения государственных заказов в частный сектор, обеспечение международного научно-технического сотрудничества в области трансферта технологий.

Реструктуризация научно-технической сферы предполагает развитие корпоративных форм интеграции науки и высшей школы. В настоящее время в рамках концепции реструктуризации научно-технической и образовательной сферы предлагаются решения, связанные с приватизацией научных и образовательных учреждений, как наиболее эффективное средство активизации их деятельности в условиях рынка. Такой подход, в условиях отсутствия цивилизованных способов приватизации, на наш взгляд, способен нанести непоправимый ущерб российской науке и высшей школе. С другой стороны сложившиеся формы организации научных и образовательных учреждений, не позволяют им в полной мере реализовать свой потенциал в сфере организации инновационной предпринимательской деятельности и активно адаптироваться к рыночным условиям.
Одним из путей решения этой проблемы могло бы стать создание на базе инновационных исследовательских университетов государственных научно-образовательных инновационных корпораций – трастовых компаний, обеспечивающий управление интегрированным в рамках таких корпораций государственным имущественным комплексом, включая совместное ведение и использование результатов научно-технической деятельности, полученных за счет средств государственного бюджета.

Создание государственных научно-образовательных инновационных корпораций с развитой инфраструктурой, способных интегрировать и координировать деятельность образуемых при их участии совместных исследовательских лабораторий, региональных центров трансфера технологий, малых консалтинговых и внедренческих предприятий позволит обеспечить необходимые базовые элементы национальной инновационной системы, стимулировать приток капиталов в научно-образовательную сферу, ориентировать процесс подготовки и повышение квалификации специалистов, в том числе инновационных менеджеров, исходя из потребностей производственных предприятий. В состав имущества государственной корпорации на правах собственности должны входить все виды имущества, предназначенные для обеспечения его деятельности, включая земельные участки, здания, оборудование, инвентарь, право требования, долги, акции, облигации, объекты интеллектуальной и промышленной собственности и другие исключительные права.


Государственная научно-образовательная инновационная корпорация помимо обеспечения научной деятельности и образовательного процесса должна быть наделена функциями:
    - центра трансфера технологий;
    - депозитария результатов научно-технической деятельности, произведенных и приобретенных ею за счет государственного бюджета;
    - осуществления правомочий собственника, предаваемого в ее ведение государственного имущества, включая результаты научно-технической деятельности, произведенные и приобретенные за счет средств государственного бюджета, а также аккумулятора возвратных средств, полученных от промышленного освоения интеллектуальной собственности и результатов научно-технической деятельности, а также от экспорта этих результатов для освоения иностранными производителями;
    - подготовки кадров и повышение квалификации менеджеров для управления инновационными проектами и предпринимателей, специализирующихся в сфере инновационной деятельности.

Государственная инновационная корпорация может выступать в качестве учредителя научных и образовательных учреждений, автономных организаций, некоммерческих партнерств, простых товариществ, хозяйственных обществ и товариществ, сдавать в аренду принадлежащее ей имущество, а также осуществлять необходимую для ее задач хозяйственную и предпринимательскую деятельность. В установленном порядке государственной инновационной корпорации может быть присвоен статус Федерального центра науки и высоких технологий и обеспечены необходимые меры государственной поддержки.

Создание государственных инновационных корпораций позволит расширить полномочия и права Министерства образования и науки Российской Федерации по управлению государственным сектором науки по закрепляемому направлению развития критических технологий, а также проводить целенаправленную политику в реструктуризации государственных научных учреждений и учреждений высшей школы с целью создания целостной системы инновационных научно-образовательных комплексов, ориентированных на инновационный путь развития экономики России, а также избежать негативных последствий и ошибок от неуправляемых процессов приватизации государственной собственности.

Для создания указанных корпораций необходимо внести в Федеральные законы «О науке и научно-технической политике», «Об образовании» «О высшем профессиональном образовании» соответствующие статьи, определяющие формы организации и порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных научно-образовательных инновационных корпораций.




Авторы:

Наумов Е.А., к.э.н., профессор, директор Государственного Центра правовой и экономической экспертизы ФГУ НИИ РИНКЦЭ Роснауки

Дель М.А.





Источник: Материалы VII Московского Международного салона инноваций и инвестиций