Сегодня, когда узловыми проблемами становления рынка труда, услуг и капитала являются модернизация оборудования, вопросы соответствия управленческих структур предприятий изменившимся условиям жизни и доскональное знание преобладающих запросов потребителей, не менее актуальным должно стать и развитие промышленного дизайна Москва - крупнейший многоотраслевой промышленный, технологический и инновационный центр России. Вклад тысяч производственных объединений, комбинатов, заводов, фабрик в общий объем промышленного производства страны превышает 6%; такого показателя не добился ни один субъект Федерации. Лидерство столицы достигнуто в первую очередь за счет расширения сегмента высокотехнологичных производств и оснащения их новейшим оборудованием. Наряду с тем на предприятия, бывшие в свое время флагманами городской экономики, но в последнее время утратившиe этот статус, пришел современный менеджмент, что позволило им и ныне работать вполне эффективно и выпускать продукцию, востребованную на рынке. К сожалению, производственные мощности значительной части предприятий города недоиспользуются. Износ основных фондов на некоторых из них достиг уже 80, а то и 90%. В таких случаях вопрос о высокой отдаче производства и качестве его продукции попросту неуместен. Но Правительство Москвы знает болевые точки своей промышленности. Потому и был разработан проект "Концепции развития промышленного дизайна в городе Москве на период 2006-2010 гг.", представленный на международной конференции "Промышленный дизайн - направления развития", состоявшейся в конце апреля. Организаторами выступили Правительство Москвы, Департамент науки и промышленной политики Правительства столицы и Международный центр финансово-экономического развития (МЦФЭР). Повышение конкурентоспособности - так определена в проектном документе одна из главных задач развития промышленного комплекса Москвы на ближайшие годы. Решать непростую задачу разработчики концепции, специалисты Международного центра финансово-экономического развития (МЦФЭР), предлагают за счет эффективной структурной политики, ориентирующей промышленность города на производство товаров с высоким конкурентным потенциалом. Среди факторов, обеспечивающих конкурентные преимущества, особое значение придается промышленному дизайну. И это не случайно. Уровень дизайнерских разработок во многом определяет конкурентоспособность производимых товаров и экономики в целом, что существенно влияет не только на макроэкономическую динамику и на изменение удельного веса национальной экономики в общем объеме мирового производства, но и непосредственно на качество жизни людей. По мнению авторов проекта, промышленный дизайн следует рассматривать как средство организации целостной эстетической и эргономической субъектно-объектной среды в сфере производства и продвижения товаров и услуг. Придавая определенные функциональные и эстетические свойства среде и ее объектам, дизайнер тем самым формирует и, если можно так сказать, "проектирует" человека, который будет жить в измененной среде и пользоваться ее объектами. Опосредуя отношения между производством и торговлей, промышленный дизайн, таким образом, связывает человека и производство, человека и продукт и становится неотъемлемой составной процесса производства и продвижения любого продукта. Но насколько эта обнадеживающая перспектива учитывает реалии нашей действительности? Справка "Концепция развития промышленного дизайна в городе Москве на период 2006-2010 гг." Цель - поддержка промышленного дизайна должна рассматриваться как важнейший составной элемент промышленной политики Правительства Москвы. Она ориентирована на активное проведение организационных, экономических и правовых изменений, содействующих повышению эффективности и конкурентоспособности предприятий промышленного комплекса города. Условия: поддержка промышленного дизайна - функция органов управления городом. Основные этапы: 2006-2007 гг. - создание институциональных, организационно-правовых и финансовых предпосылок для прорыва в области промышленного дизайна; 2008-2010 гг. - обеспечение последовательного развития и роста объемов производства дизайноемкой продукции на предприятиях промышленного комплекса Москвы. ****** Комментарий Максим Межанский, генеральный директор МЦФЭР. Начну с предыстории: по нашему заказу исследовательская компания "Маркетинг, Аналитика, Социальные Технологии" провела социологическое исследование состояния промышленного дизайна в нашей стране. Респондентами стали специалисты ведущих дизайнерских фирм и руководители государственных и частных предприятий. Картина такова: участники исследования расходятся в понимании термина "промышленный дизайн". Несмотря на это, одна треть директорского корпуса оценивает перспективы российского промдизайна как "радужные", две трети пока находятся в различной степени сомнениях. Почти все директора сходятся во мнении, что будущее промдизайна зависит от развития промышленности и улучшения материального положения потребителей. Что касается дизайнеров, то подавляющая их часть уверена: возведение промдизайна в приоритет государственной промышленной политики сыграет решающую роль в ее судьбе. Исходя из этого, мы разработали программу государственной поддержки промышленного дизайна, в которой систематизирован опыт мировых лидеров этой отрасли, а именно: Великобритании, Японии, США, Италии, Финляндии. Наш труд нашел понимание в федеральном министерстве промышленности и энергетики, а в Правительстве Москвы, благодаря усилиям Департамента науки и промышленной политики, - поддержку. Ее результат - состоявшаяся конференция. Радует, что в рамках одного мероприятия удалось собрать и директоров государственных предприятий, и предпринимателей, и представителей высшей школы, и дизайнеров, в том числе и зарубежных. Я надеюсь на хороший резонанс. Если не прятать подобно страусу голову в песок, следует признать: российская экономика находится в жестком товарном прессинге как с Запада, так и с Востока, и, чтобы мы не стали страной, куда можно ввозить ширпотреб в обмен на сырье, нужна структурная перестройка экономики и - государственная поддержка промышленного дизайна как фактора, влияющего на конкурентоспособность продукции. Именно в этой сфере и развернется в ХХI ве-ке яростная борьба за потребителя. ****** Приложение Меры поддержки развития промышленного дизайна в городе Москве (Могут быть использованы при формирования пакета мероприятий целевой подпрограммы "Повышение конкурентоспособности московской промышленности через поддержку развития промышленного дизайна в г. Москве (2006-2010 гг.)") НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ (2006-2007 гг.): - Формирование нормативно-правовых предпосылок развития промышленного дизайна в г. Москве (соответствующее постановление Правительства Москвы; другие акты Правительства Москвы; распоряжения руководителя Комплекса развития научно-производственного потенциала города Москвы, межрегиональных и общественных отношений; распоряжения руководителя Департамента науки и промышленной политики города Москвы и пр.). - Разработка конкретных механизмов внедрения достижений московских промышленных дизайнеров на предприятиях промышленного комплекса Москвы. - Разработка системы мер поддержки исследований и разработок в области промышленного дизайна в Москве. - Содействие развертыванию в Москве системы независимой оценки уровня дизайноемкости производств и продукции, производимой московскими предприятиями (система дизайн-аудита); содействие разработке принципов и технологий дизайн-аудита. - Поддержка создания системы связей и поддержание долгосрочного сотрудничества между дизайнерскими компаниями, общественными объединениями дизайнеров Москвы и международными сообществами дизайнеров. - Содействие созданию общественной профессиональной организации (лиги), объединяющей ассоциации и иные структуры в сфере промышленного дизайна Москвы; такая организация должна объединять промышленных дизайнеров по цеховому признаку, например, специалистов в области архитектурных решений для промышленных зданий и сооружений; в области дизайна промышленных интерьеров; в области дизайна городской пространственной среды; автомобильного дизайна; дизайна упаковки для продуктов питания; web-дизайна; дизайна электронной бытовой техники и пр. - Содействие созданию дизайн-парка в г. Москве (на базе одной или нескольких московских компаний, специализирующихся в области промышленного дизайна). - Содействие созданию дизайн-инкубатора на одном из крупных промышленных объектов Москвы в качестве рабочего полигона для тестирования работоспособности механизмов взаимодействия дизайнерских структур и производственных предприятий. - Организация системы информационной поддержки развития промышленного дизайна в Москве и создание городской информационной системы по промышленному дизайну. - Содействие развитию информационной и пиар-инфраструктуры промышленного дизайна, в том числе: - проведению выставок регионального, всероссийского и международного уровня; - организации и проведению конференций, семинаров, "круглых столов" и иных мероприятий, способствующих популяризации идей промышленного дизайна в московской бизнес-среде; - организации и проведению ежегодных городских конкурсов на лучшие решения в области промышленного дизайна; - организации и проведению городских конкурсов для молодых дизайнеров. - Содействие подготовке специалистов для экономики города в области промышленного дизайна. - Содействие разработке программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов в области промышленного дизайна. - Поддержка специализированных программ подготовки специалистов (как в системе регулярного профильного высшего образования, так и в системе дополнительного краткосрочного образования) по отдельным направлениям промышленного дизайна (в том числе по методике проектирования, концептуальному прогнозированию, научно-исследовательскому сопровождению дизайна, изучению рынка, социальному развитию и культурным инновациям и пр.). - Содействие разработке и поддержке программ обучения московских специалистов по промышленному дизайну за рубежом (в том числе программ повышения квалификации и стажировок в зарубежных центрах промышленного дизайна). НА ВТОРОМ ЭТАПЕ (2008-2010 гг.): - Создание городской системы комплексной сертификации промышленной продукции и технологий на предмет их соответствия мировым стандартам ISO 9000 в области промышленного дизайна. - Создание системы сертификации московских компаний, студий, бюро, агентств и иных структур, профессионально работающих в области промышленного дизайна (цели сертификации: установление "барьеров для входа" в целях обеспечения высокого качества дизайнерских разработок, недопущения профанации идей промышленного дизайна и пр.). Разработка мер по правовой охране промышленных образцов, созданных в сфере промышленного дизайна. - Содействие созданию городской системы независимой экспертизы разработок в области промышленного дизайна (главное мерило оценки - повышение конкурентоспособности московской промышленности и производимой ею продукции). - Содействие дальнейшему развертыванию инфраструктуры услуг промышленного дизайна в г. Москве в целях оказания поддержки московским предприятиям в разработке и выпуске дизайноемкой конкурентоспособной промышленной продукции (разработка "инфраструктурной сети", обеспечивающей устойчивые долгосрочные связи дизайнерских компаний и промышленных предприятий). - Содействие созданию городской системы мониторинга разработок в области промышленного дизайна, выполняемых дизайнерскими бюро и студиями. - Содействие созданию банка дизайнерских разработок для промышленных предприятий Москвы. - Меры по обеспечению интеграции художественного дизайнерского образования с техническим и бизнес-образованием (поддержка разработки и введения специальных курсов по промышленному дизайну, в т.ч. подготовка преподавателей, организация процесса обучения и пр., в технических и экономических вузах города). - Содействие разработке специальных адресных программ поддержки комплексной модернизации крупных промышленных предприятий Москвы на базе интегральных дизайнерских решений (в соответствии с концепцией дизайн-менеджмента). - Разработка и реализация системы мер поддержки крупных и средних промышленных предприятий, создающих у себя дизайнерские и технологические инновационные центры, а также поддержки дизайнерских компаний, чьи разработки внедряются на московских предприятиях (например, предоставление льгот по налогам, взимаемым в городской бюджет; создание специального налогового режима для таких предприятий и компаний и пр.). /"Экономика России: ХХI век", www.ruseconomy.ru, № 19/ |