Новый закон об особой экономической зоне в Калининградской области вступает в силу 1 апреля. Последние десять лет Калининградская область жила по закону об особой экономической зоне, который разрабатывался и принимался в смутные 90-е годы прошлого века. Свою роль этот документ сыграл в первые три-четыре года после вступления в силу. В регионе как грибы после дождя стали множиться предприятия отверточной сборки. Пользуясь льготами режима особой зоны, коммерсанты завозили в область детали, например, для сборки телеаппаратуры или автомобилей. Потом все это здесь собиралось, а затем беспошлинно (как товар, произведенный в особой экономической зоне) отправлялось в «большую» Россию. Так наживались состояния. Однако отверточный бизнес, выгодный для узкого круга влиятельных людей (чаще появляющихся в Москве, чем в Калининграде), не сумел вывести экономику области на качественно иной уровень. Сменилось несколько губернаторов, прежде чем региональная элита, собравшись с духом, признала: нужен новый закон об особой экономической зоне. Новый закон об ОЭЗ, вступающий в силу 1 апреля 2006 года, -- многострадальное дитя конфликта интересов различных лоббистских структур, которое вряд ли сможет сотворить в отдельно взятом регионе экономическое чудо. Слишком много в документе, как любят говорить местные чиновники, «шероховатостей», сильно вредящих региональному бизнесу. Калининградская область занимает выгодное географическое положение с точки зрения грузоперевозки: с одной стороны -- Европа, а с другой -- Россия. Поэтому в регионе очень много дальнобойщиков. И новый закон об ОЭЗ ставит их бизнес (а это тысячи рабочих мест) под удар, так как запрещает транспорту, растаможенному по льготам особой зоны, курсировать между Европой и другими российскими регионами. В результате в минувшую среду весь день около 150 грузовиков курсировали друг за другом по окружной дороге вдоль Калининграда с минимально допустимой скоростью 40 километров в час. Так дальнобойщики выражали свой протест, требуя пересмотреть закон. Оперативно на это отреагировали депутаты Калининградской областной думы. По мнению парламентария Сергея Козлова, сложившаяся ситуация может привести к остановке большинства автопоездов, зарегистрированных в Калининградской области и используемых на международных перевозках, а также к сокращению около 14 тыс. рабочих мест. Поэтому по его инициативе было принято обращение к премьер-министру Михаилу Фрадкову. Депутаты предложили, чтобы премьер дал указание Министерству экономического развития до 1 апреля подготовить «уточняющее» постановление, которое разрешило бы калининградским дальнобойщикам работать на льготных условиях в прежнем режиме. Губернатор Георгий Боос на эти протесты отреагировал не столь благожелательно: «Это предложение МЭРТ. Его логика такова: льготы даются всей области, а не конкретным предпринимателям». В целом же новый закон об ОЭЗ губернатор оценивает очень позитивно, считая, что этот документ все расставит в региональной экономике на свои места. «Закон переводит нас из режима таможенного офшора в режим инвестиционно-привлекательного региона, куда выгодно вкладывать деньги и создавать рабочие места, а не просто регистрироваться в области, а бизнес вести в других местах», -- сказал г-н Боос. По его мнению, после введения закона Калининградская область должна перестать быть «калиточкой» для беспошлинного ввоза импорта. Зато по идее закон должен стать настоящими воротами для иностранцев. Документ предусматривает упрощенный порядок въезда иностранных бизнесменов в регион. Впрочем, как выяснилось, пока только на бумаге. По словам руководителя представительства Министерства иностранных дел России в Калининграде Сергея Безбережьева, с ходу упрощенную визу иностранцы получить не смогут. Потребуются предварительные ходатайство, анкетные данные и копии паспортов, которые заранее придется отправлять в администрацию ОЭЗ. «Процедура оформления приглашений и виз не займет, конечно, много времени. Но в любом случае на это уйдет не один день», -- признал дипломат. В региональном правительстве МИДа точной информации о том, как в реальности будет работать этот упрощенный въезд, нет. Более того, там дают понять, что система пока не готова. Ясно лишь одно -- формально упрощенный въезд будет действовать только на трех пограничных переходах (в городах Мамоново, Багратионовск и аэропорт Храброво). Так что ворот из Калининградской области, видимо, не получится -- так пока и останется «калиточка». Иностранный бизнес это понимает. Литовцы и поляки (ближайшие соседи и наиболее активные бизнес-партнеры) вообще достаточно пессимистично смотрят на новый закон об ОЭЗ. Там считают, что он ставит на крест на совместных проектах Калининграда с Польшей и Литвой. Предприниматели из соседних стран работают в самом западном российском регионе на уровне малого и среднего бизнеса. А новый закон об ОЭЗ такие предприятия в число своих льготников не включает. Его действие распространяется только на крупные (по местным меркам) компании, которые смогут предложить инвестиционные проекты на сумму не менее 150 млн рублей. Такое юридическое лицо должно быть образовано в соответствии с российским законодательством, зарегистрировано на территории Калининградской области. Оно обязано не менее 70% своей продукции производить непосредственно на территории региона, там же сосредоточить не менее 90% собственных и арендованных средств, 50% сотрудников должны быть жителями области, а все инвестиции следует производить в регионе. И все же официальная позиция иностранного бизнеса хоть и осторожная, но в целом оптимистичная. «Ассоциация иностранных инвесторов неоднократно заявляла о важности, нужности и необходимости нового закона. Он устанавливает абсолютно новые правила игры на территории региона. Эти льготы станут реальным стимулом для развития промышленных предприятий в Калининградской области», -- заявил «Времени новостей» исполнительной директор региональной Ассоциации иностранных инвесторов Олег Скворцов. При этом он добавил, что, конечно, есть определенные трудности. «Должно пройти некоторое время, прежде чем механизм реализации нового закона будет работать без сбоев. Необходимо провести огромный объем работ, который позволит инвесторам безболезненно вписаться в новые экономические реалии», -- пояснил г-н Скворцов. Понимают это и местные бизнесмены. «Закон об ОЭЗ надвигается неотвратимо, как ураган Катрина. Но его вступление в силу будет осложнено отсутствием подзаконных нормативных актов, которых мы все так ждем. Если эти документы в ближайшие дни не появятся, то об инвестициях пока говорить преждевременно. Увы, но повлиять на этот процесс со своей стороны мы никак не можем», -- сказал «Времени новостей» глава областной Торгово-промышленной палаты Игорь Царьков. Он уточнил, что речь идет о документах, в которых, в частности, устанавливался бы список участников ОЭЗ на переходный период. Для многих региональных предпринимателей все очевиднее становится, что новый закон об особой экономической зоне очень похож по своему духу на старый -- переполнен политическими декларациями и мало насыщен конкретными механизмами для привлечения инвестиций. И в этой связи иностранный бизнес лишний раз подумает, стоит ли вообще идти в Калининград, где правила экономической зоны меняют с большей охотой, чем модернизируют инфраструктуру. Тем более что совсем рядом, в нескольких сотнях километров, есть свободная экономическая зона в литовской Клайпеде. А там и правила ведения бизнеса более понятные (Евросоюз все-таки), и с инфраструктурой таких проблем нет. / |