stiralkarem.ru отзывы

Жизнь товарного знака


Умные учатся на чужих ошибках

С одной известной и уважаемой компанией, не будем называть конкретного имени, чтобы не повредить ее имиджу, произошла поучительная история. Фирма "Х" долго трудилась над улучшением качества своего товара. Наконец, ей удалось выпустить хорошую, конкурентную продукцию. На рынок она вывела ее под новым товарным знаком (ТЗ), чтобы жизнь начать, как говорится, с чистого листа. Фортуна была благосклонна. Очень скоро товар стал востребованным и узнаваемым. Но на этом закончилась "белая" полоса и началась "черная". "Продвинутым" именем заинтересовались конкуренты и стали поставлять многочисленные подделки. Защитить честное имя оказалось невозможно: товарный знак не был зарегистрирован. К моральному убытку присоединился и материальный – денег на создание и продвижение ТЗ было потрачено немало.

Реклама – двигатель торговли

Правды ради, надо сказать, что приведенный пример – скорее исключение, чем правило. Большинству хорошо известны особенности "игры" на рынке. Для чего нужен товарный знак и зачем его регистрировать, понятно всем. А вот сам процесс "жизни" ТЗ - до сих пор уравнение со многими неизвестными. Представьте ситуацию, что вы - владелец нового автомобиля. Естественно, беспокоитесь о его сохранности и приобретаете автосигнализацию. Но вместо того, чтобы установить ее … кладете в багажник. Вроде бы, меры предосторожности приняты, только толку в них мало. С сигнализацией ситуация абсурдная? Но, к сожалению, довольно часто она возникает с интеллектуальной собственностью.

Известно ли вам, что товарные знаки делятся на «сильные» и «слабые»? Знаете ли вы, что, храня свидетельство на ТЗ под замком в сейфе либо повесив на почетном месте в рамочке, - это не стопроцентная гарантия безопасности. Проблемы могут появиться неожиданно, когда возникнет необходимость предъявить правоустанавливающий документ. Вот тут-то и обнаруживается масса вопросов. Какие права? В каком объеме? И на что именно он устанавливает? Тем более мало кто предполагает, что однажды может на законных основаниях потерять свой товарный знак .

О букве закона

Первый вопрос о том, как стать полноценным владельцем своей интеллектуальной собственности, в частности, товарных знаков. Отправная точка - определение понятия товарного знака (знака обслуживания) как обозначения, предназначенного для индивидуализации товаров, работ и услуг. (Закон РФ от 23 сентября 1992 г . N 3520-I"О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"). К таковым относятся слова, логотипы, этикетки, объемные упаковки и даже короткие звуковые фрагменты, например, позывные радиостанций. По прохождении процедуры регистрации в Патентном ведомстве РФ, вы получаете свидетельство, удостоверяющее ваши исключительные права на использование определенного обозначения на всей территории России. Однако право это действует лишь в отношении тех товаров и услуг, которые указанны в свидетельстве.

Креатив всегда в цене

Существует немало нюансов и рисков создать неполноценный знак обслуживания или же неожиданно лишиться права собственности. Жизненный цикл товарного знака состоит из нескольких этапов: разработка обозначения (выбор оригинального названия, дизайна логотипа или упаковки); регистрация в Патентном ведомстве РФ; вывод товарного знака на рынок и использование его как правового орудия в конкурентной борьбе.

На первом этапе очень важно создать сильный и эффективный знак, который успешно пройдет регистрацию. При разработке ТЗ следует помнить, что действующее законодательство не допускает регистрацию всех желаемых слов. Согласитесь, что странно и нелогично было бы предоставлять монополию на такие слова, как «молоко», «конфеты», либо регистрировать отдельные буквы и слова стандартных шрифтов. Если обозначения не обладают отличительной способностью, то они не исполнят свое главное предназначение – помочь отличить аналогичные товары (услуги) различных производителей. Общеупотребимые термины и символы никогда не будут чьей-то собственностью. Например, меры длины и веса, обозначения товаров, ставшие видовыми понятиями. Речь идет о некогда существовавших товарных знаках, таких, как пейджер, целлофан, вазелин. В результате широкого использования они превратились в наименования товаров. По этой причине мы неоднократно отказывали регистрировать столь дорогое нам название кулинарного изделия, как «Чак-чак». Это блюдо под тем же названием есть во многих национальных кухнях. Не подлежат регистрации и словесные обозначение, характеризующие товары: указывающие на вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта. Это так называемые «описательные обозначения». Например, «Мебельный магазин» либо «Казанские краски». К ним относятся и обозначения хвалебного характера - «люкс, супер, элит» и т.д. В качестве товарных знаков нельзя использовать государственный герб, флаги, эмблемы и иные подобные знаки отличия, в том числе ложные или способные ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. Под строгим запретом находится регистрация обозначений, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали (ненормативная лексика, обозначения, оскорбляющие чувства верующих, и прочее) и официальные наименования и изображения особо ценных объектов культурного наследия. Вышеперечисленные положения относятся к охраноспособности товарных знаков. Вспомните о них, прежде чем выбрать «удачное» название, лежащее на поверхности.

"Золото" не лежит на поверхности

Знак обслуживания должен обладать новизной и оригинальностью. Не допускается регистрация обозначений, тождественных либо схожих до степени смешения с уже зарегистрированными или же поданными на регистрацию обозначениями. Учитывая все возрастающее количество зарегистрированных знаков, условие это выполнить не так-то просто.

В Патентном ведомстве заявка проходит тщательную экспертизу на соответствие. В случае успешного прохождения экспертизы товарный знак получает "путевку в жизнь". Он регистрируется в государственном реестре товарных знаков, публикуется в официальном бюллетене, и, наконец, владельцу вручается охранный документ - свидетельство. В случае несоответствия последует отказ в регистрации, поэтому чрезвычайно важно до подачи заявки оценить ситуацию и провести соответствующую экспертизу. На подготовительном этапе препятствия, как правило, можно устранить. Квалифицированную помощь в этом окажут специалисты - патентные поверенные. Они смогут правильно определить объем необходимой правовой охраны и грамотно составить заявку. Во избежание лишних затрат к помощи специалистов лучше прибегнуть еще на стадии создания ТЗ.

Классовый подход

Какой знак обслуживания считается "сильным"? Реальной силой наполняет ТЗ правильно выбранная и построенная правовая охрана. Ключевым моментом является классификация товаров и услуг, в пределах которой и распространяются исключительные права. Один и тот же товар или услуга могут относиться к нескольким классам. Например, полиграфические услуги входят в 16-й класс Международной классификации товаров и услуг - производство печатной продукции, 40-й класс - полиграфия, 41-й класс - издательская деятельность. Понятно, что закрепление своих интересов не во всех однородных категориях приводит к появлению дыр в защите. Есть несколько методов решения задачи. Можно применить «точечную» классификацию: конкретные наименования товаров и услуг или «зонтичную»: несколько корреспондирующих классов, охватывающих основные и смежные отрасли. Приведу пример. Пищевая отрасль: молоко, мясо – это 29-й класс -, 30-й –мучные и кондитерские изделия, 31-й - зерновые продукты, 32-й - безалкогольные напитки, 33-й - алкоголь. Существует и «сплошная» классификация, когда заявляются все 45 классов. Последний способ наиболее затратный и не всегда логичный. Его, как правило, используют мегабренды

Еще об одном немаловажном аспекте из жизни товарного знака следует упомянуть. О риске преждевременной потери ТЗ. Существуют основания, по которым регистрация знака может быть прекращена по заявлению любого третьего лица. Основной опасностью является возможность аннулирования (в отношении всех или части товаров) в связи с неиспользованием его в течение трех лет после его регистрации. Помните об этом и умело используйте и охраняйте свою интеллектуальную собственность.





Автор:
патентный поверенный РФ Бусарев Григорий




По материалам "АртПатентЪ"