Проект закона о внесении изменений в законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности принят Госдумой в первом чтении. До следующего рассмотрения долгожданного законопроекта в него должны быть внесены необходимые уточнения и поправки. Об этом шла речь на круглом столе “Интеллектуальная собственность в сфере образования”, проведенном Комитетом Госдумы по образованию. Вел заседание председатель комитета Григорий Балыхин. В обсуждении участвовали директор Департамента Минобрнауки Александр Наумов, ректор Госинститута интеллектуальной собственности (РГИИС) Иван Близнец, представители Роснауки, Торгово-промышленной палаты и других организаций. Как отметил Григорий Балыхин, с ускорением развития и внедрением высоких технологий обеспечение защиты авторских прав на них становится все более актуальным вопросом. Проблемы патентования интеллектуального продукта, в том числе и нехватка специалистов в этой области, рассматривались на заседании как одна из причин слабой результативности государственных вложений в развитие научных исследований. На реализацию Приоритетного национального проекта “Образование” за три года 57 инновационным вузам было выделено более 45 миллиардов рублей. Для наглядности Григорий Балыхин сравнил эту сумму с годовым бюджетом всех уровней профобразования в 1999 году, который составил всего 22 миллиарда рублей. Ссылаясь на справку Федерального агентства по образованию “Лицензия на использование изобретений, промышленных образцов полезных моделей, программ для ЭВМ и баз данных, топологий интегрированных микросхем, проданных в 2008 году”, председательствующий констатировал, что из 340 с лишним федеральных вузов, подведомственных Рособразованию, в этот перечень попали всего 65. Большинство из них продали всего от одной до трех лицензий и только семь - от 12 до 36 лицензий. Вузов - победителей нацпроекта в списке нет. Между тем именно интеллектуальный продукт высших учебных заведений, согласно законопроекту, должен составить уставной капитал их будущих инновационных предприятий. Собравшихся познакомили с проектом государственного образовательного стандарта подготовки по направлению “Интеллектуальная собственность”, разработанным Российским государственным институтом интеллектуальной собственности. Директор Института международного бизнеса и права Санкт-Петербургского госуниверситета информационных технологий, механики и оптики Елена Богданова положительно оценила этот факт: “Многолетние разговоры о том, что у нас нет специалистов, что их нужно готовить, перешли в практическую плоскость”. Но заметила, что руководители вузов, которым после введения стандарта предстоит принимать решение о введении нового направления профобучения, недостаточно на это экономически мотивированы. Кроме того, не хватает педагогических кадров. “Нам нужно создавать и систему дополнительного профессионального образования для вузов, для подготовки специалистов в этой области”, - отметила Елена Богданова. Единственный специализированный вуз в России, где готовят профессионалов в области интеллектуальной собственности, - РГИИС, его выпускная способность - 150 профессионалов в год. Как сообщил Иван Близнец, сегодня в институте ведутся разработки по закреплению авторских прав на произведения. Он подчеркнул, что к предметам интеллектуальной собственности в условиях вуза можно отнести “целый перечень объектов, начиная от обычного учебно-методического комплекса, который создается как служебное произведение, и заканчивая учебниками и программами для ЭВМ, которые разрабатываются работниками вуза для целей учебного процесса”. Еще один камень преткновения развития патентной и лицензионной деятельности вузов - неформализованные отношения в сфере правообладания интеллектуальным продуктом. Мощным стимулом этого развития должен стать новый законопроект. Эффективность нового закона будет напрямую зависеть от того, насколько в окончательной его редакции удастся учесть весь спектр проблем, вскрывшихся в процессе инновационной деятельности образовательно-научных коллективов. Опыт в этой сфере накоплен немалый, а значит, есть основания надеяться, что будет принят жизнеспособный закон. / |