Интеллектуальная собственность должна стать одним из основополагающих элементов рынка (Пакет документов "Инновационная Россия")

"Интеллектуальная собственность должна стать одним из основополагающих элементов рынка", - слышится повсюду. Безусловно, должна. Вот только когда это случится? Когда инновационная идея будет легко доходить до потребителя в виде конкретного продукта? Если не изменится законодательная база, то ещё не скоро. Но первые шаги уже делаются. Идёт активная работа по подготовке около 30 законопроектов, направленных на продвижение России к экономике, основанной на инновациях. Так, пакет законодательных инициатив "Инновационная Россия", который включает 17 законопроектов, скоро будет внесён в Госдуму.

Конечно, над подготовкой такого большого пакета пришлось много потрудиться. Не был обойден вниманием и международный опыт, ведь моделей инновационного развития стран достаточно много. Одна из наиболее успешных - американская правовая модель, основанная на большом количестве законов. Начиная с 1980 года в США принято более 30 законов, направленных на инновационное развитие. Приняты федеральные программы: по развитию перспективных технологий, знаний и технологий двойного назначения, инновационных исследований малых фирм, передачи технологий малым предприятиям, разработаны соответствующие механизмы, позволяющие законам работать. Создана и инфраструктура - ассоциация федеральных лабораторий, национальный и региональные центры передачи технологий, офисы исследований и применения технологий. Результат впечатляет - по некоторым оценкам, США сегодня обладают 70 процентами всех мировых технологических новинок.

Модель инновационного развития в Японии основана на национальной идее - "превращение в нацию, основанную на интеллектуальной собственности", когда вся политика, осуществляемая органами власти, уделяет первостепенное внимание изобретениям, творчеству и производству нематериальных активов. В июле 2002 года создан Стратегический совет, где вырабатываются перспективы политики в области интеллектуальной собственности. В том же году принят основной закон об интеллектуальной собственности. Кроме того, реализуется "Стратегическая программа создания, охраны и использования объектов интеллектуальной собственности". Программа потрясает своей комплексностью, учтено все, не только финансовая часть, налоговые и таможенные льготы, но и воспитательная, образовательная составляющая.

- Многие страны Содружества Независимых Государств ушли дальше в инновационном законодательстве, нежели Россия. Президент еще со времени своей первой президентской речи говорит об инновационном развитии страны, но мы пока в этом направлении делаем очень осторожные шаги вперед. Пакет законодательных инициатив "Инновационная Россия", который включает 17 законопроектов, - шаг более серьезный, я бы назвал его более революционным, - говорит заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Сергей Колесников.

Наверное, самым большим достижением в области законодательства в сфере инноваций станет то, что наконец на законодательном уровне появится определение "инновационная деятельность". В пакете есть документ, который включает в себя изменения в федеральный закон о науке и государственной научно-технологической политике в Российской Федерации. В нем наконец-то дано четкое определение понятий "инновационная деятельность", "инновационное предприятие", "инновационный продукт". Но самое главное, что все это для того, чтобы дать предприятиям, которые занимаются разработками в инновационной и научной сферах, набор стимулов и преференций в налоговом законодательстве.

По словам члена Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой, для работодателей научных организаций и инновационных предприятий планируется снижение ставки единого социального налога до 15,5 процента. Несколько законопроектов направлено на предоставление льгот на благотворительность в области науки и образования. Причем льготы даются как донору, так и реципиенту, средства, направленные на благотворительность, не будут облагаться налогами. Налоговых каникул - освобождения от налога на прибыль до 5 лет - ждут научные организации и инновационные предприятия. К сожалению, поблажка касается не всех, а только вновь созданных. Проект федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предлагает освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также патентно-лицензионных операций.

Надо отметить, что эти законы ждут и наукограды, и технопарки, и инновационные предприятия, которые уже работают. Но предложенный пакет законопроектов - только первый этап. Второй, но не по значимости, шаг - принятие закона "Об инновационной деятельности". Кроме того, специалисты привлекают внимание и к другой проблеме.

- Я думаю, важнейшей проблемой является создание предприятий вокруг центрального звена - вузов и исследовательских центров, которые должны обладать правом внедрения технологий в производство. Этот механизм - основной в развитии инновационной системы во многих странах, - полагает руководитель межведомственной рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию законодательства РФ в области новых направлений осуществления научно-технической и инновационной деятельности при Администрации Президента РФ Екатерина Попова.

Также ждет своего часа и законопроект "О передаче технологий", который позволяет передавать права на объекты интеллектуальной собственности от государства научно-исследовательским организациям.

Кажется, еще чуть-чуть - и чудесная сказка станет былью. У ученых появится стимул совершать открытия, проводить исследования, а мы с удовольствием будем пользоваться их изобретениями и рублем голосовать за товары отечественного производства. А пока, тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Екатерина ПОПОВА, руководитель межведомственной рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию законодательства РФ в области новых направлений осуществления научно-технической и инновационной деятельности при Администрации Президента РФ

Нужны законодательные акты, которые бы стимулировали инновационное развитие. Подготовлен пакет законодательных актов по изменению Налогового кодекса. Как стимулировать создание инновационных университетов, как решить задачу внедрения технологий в производство - это ключевые проблемы, которые являются ядром законодательной системы в зарубежных странах. Мы совместно с нашими центрами в Новосибирске, Томске вырабатываем предложения по законодательству в области коммерциализации технологий, распространения их на всю страну с возможным изменением бюджетного законодательства. Необходимо дать возможность вузам создавать коммерческие предприятия, где изобретения, которые создаются в вузах, внедрялись бы непосредственно на промышленные предприятия, которые составляют с этими вузами единое целое. Такие у нас планы.

/"Парламентская газета", № 85
(1935), 01.06.06/