ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 октября 2009 г. № 502-П ОБ ОБЛАСТНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2014 ГОДЫ" На основании Устава(Основного Закона) Саратовской области Правительство области постановляет: 1. Утвердить областную инновационную научно-техническую программу"Развитие высоких технологий в Саратовской области на 2010 - 2014 годы" согласно приложению. 2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Стрелюхина А.М. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Губернатор Саратовской области П.Л.ИПАТОВ Приложение к постановлению Правительства Саратовской области от 14 октября 2009 г. № 502-П ОБЛАСТНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2014 ГОДЫ" Паспорт программы ┌───────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐ │Наименование │областная инновационная научно-техническая программа│ │Программы │"Развитие высоких технологий в Саратовской области на│ │ │2010 - 2014 годы" (далее - Программа) │ ├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤ │Основания │решения Совета при Губернаторе области по науке │ │для разработки │и инновациям Саратовской области и Совета экономического│ │Программы │развития при Губернаторе области от 5 декабря 2006 года │ ├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤ │Государственный│министерство промышленности и энергетики области │ │заказчик │ │ │Программы │ │ ├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤ │Основные │министерство промышленности и энергетики области,│ │разработчики │Саратовский государственный университет им. Н.Г.│ │Программы │Чернышевского (по согласованию), Саратовский│ │ │государственный технический университет (по│ │ │согласованию), Саратовский государственный медицинский│ │ │университет им. В.И. Разумовского (по согласованию),│ │ │Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И.│ │ │Вавилова (по согласованию) │ ├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤ │Цели Программы │ 1. Содействие ускоренному развитию│ │ │конкурентоспособного сектора исследований и разработок. │ │ │ 2. Увеличение вклада науки и техники в развитие│ │ │экономики области, в решение важнейших социальных задач,│ │ │в том числе упрочение взаимосвязи науки, образования и│ │ │реального сектора экономики. │ │ │ 3. Формирование и модернизация материально-технической│ │ │базы научно-исследовательских предприятий и научных│ │ │учреждений с целью повышения уровня фундаментальных и│ │ │прикладных исследований по приоритетным направлениям│ │ │науки и техники, а также развития в Саратовской области│ │ │новых высокотехнологичных отраслей промышленного│ │ │производства и их позиционирование на рынке│ │ │высокотехнологичной продукции │ ├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤ │Задачи │ 1. Развитие региональной инфраструктуры│ │Программы │научно-технической и инновационной деятельности,│ │ │обеспечивающей формирование "цепочки" потребителей│ │ │результатов инновационной деятельности на каждом ее│ │ │этапе. │ │ │ 2. Создание организационных структур - региональных│ │ │инновационных кластеров, осуществляющих весь│ │ │инновационный цикл, начиная от идеи и заканчивая выпуском│ │ │востребованной на рынке конкурентоспособной продукции с│ │ │высокой добавленной стоимостью. │ │ │ 3. Создание образовательно-инновационного комплекса,│ │ │состоящего из трех элементов: │ │ │ обучение; │ │ │ инкубирование высокотехнологичных фирм; │ │ │ предоставление инновационных образовательных услуг по│ │ │заказам компаний │ ├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤ │Сроки │2010 - 2014 годы │ │реализации │ │ │Программы │ │ ├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤ │Система │система программных мероприятий включает в себя: │ │программных │ 1. Создание новых организационных форм инфраструктуры│ │мероприятий │взаимодействия науки и промышленности с целью развития│ │ │научно-технической и инновационной деятельности. │ │ │ 2. Содействие развитию важнейших фундаментальных и│ │ │прикладных исследований и разработок по приоритетным│ │ │направлениям развития науки, техники и технологий│ │ │региона. │ │ │ 3. Развитие эффективно действующих управленческих│ │ │структур, направленных на совершенствование модели│ │ │развития инновационной деятельности. │ │ │ 4. Содействие совершенствованию и развитию кадрового│ │ │потенциала научно-технической и инновационной сфер,│ │ │интеграции науки и образования │ ├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤ │Основные │министерство промышленности и энергетики области,│ │исполнители │научно-исследовательские и научно-производственные│ │Программы │организации области (по согласованию), Саратовский│ │ │государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (по│ │ │согласованию), Саратовский государственный технический│ │ │университет (по согласованию), Саратовский│ │ │государственный медицинский университет им. В.И.│ │ │Разумовского (по согласованию), Саратовский│ │ │государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова│ │ │(по согласованию), Саратовский научный центр Российской│ │ │академии наук (по согласованию) │ ├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤ │Объемы │ общий объем финансового обеспечения, необходимого для│ │и источники │реализации Программы, составляет 10404 млн. руб., │ │финансирования │ в том числе: │ │Программы │ за счет средств областного бюджета 1004 млн. руб.: │ │ │ 2010 год - 203,6 млн. руб.; │ │ │ 2011 год - 240,4 млн. руб.; │ │ │ 2012 год - 258,0 млн. руб.; │ │ │ 2013 год - 302,0 млн. руб.; │ │ │ за счет средств федерального бюджета (прогнозно): │ │ │ 2010 - 2013 годы - 2100 млн. руб.; │ │ │ за счет внебюджетных средств (прогнозно): │ │ │ 2010 - 2013 годы - 7300 млн. руб. │ ├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤ │Ожидаемые │основным результатом реализации Программы станет рост│ │конечные │научно-технического уровня промышленного производства,│ │результаты │решение важных социально-экономических задач области: │ │реализации │ увеличение числа организаций, осуществляющих│ │Программы │инновационную деятельность, в 1,5 - 2 раза; │ │ │ увеличение удельного веса инновационной продукции в│ │ │общем объеме отгруженной инновационно-активными│ │ │предприятиями продукции с 10 до 20 процентов; │ │ │ увеличение объема инновационных товаров, работ, услуг│ │ │организаций в 3 раза; │ │ │ создание 4 кластеров по прорывным направлениям │ │ │ развития науки и техники; │ │ │ создание в Саратовской области парка высоких│ │ │технологий; │ │ │ создание до 3000 высокооплачиваемых рабочих мест; │ │ │ создание инновационных высокотехнологичных│ │ │производств, обеспечивающих импортозамещение на│ │ │территории Российской Федерации; │ │ │ укрепление материально-технологической базы│ │ │исследований научных организаций, высших учебных│ │ │заведений с целью дальнейшего повышения результативности│ │ │и качества новых разработок │ ├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤ │Система │контроль за исполнением Программы осуществляется│ │организации │министерством промышленности и энергетики области │ │контроля за │ │ │исполнением │ │ │Программы │ │ └───────────────┴─────────────────────────────────────────────────────────┘ I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами 1.1. Нормативно-правовая база для формирования приоритетных направлений развития науки, технологий и техники региона Нормативно-правовая база на федеральном уровне Президентом Российской Федерации в письме от 30 марта 2002 г. № Пр-576 "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" впервые в Российской Федерации была поставлена задача по формированию национальной инновационной системы, которая должна была обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны. Развитие национальной инновационной системы является определяющим направлением такого базового документа, как Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа 2005 г. № 2473п-П7. В указанном документе определено, что целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации: повышение качества жизни населения; достижение экономического роста; развитие фундаментальной науки, образования, культуры; обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства. Государственная политика в области развития инновационной системы изложена в основополагающем базисном документе "Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года" и направлена на: создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности; создание эффективной инновационной системы, встроенной в глобальную инновационную систему, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором и соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран; технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий. Для реализации государственной политики в части развития инновационной деятельности и коммерциализации разработок в сфере высоких технологий принят ряд федеральных программ, направленных на поддержку научно-технического развития страны. Государственная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р, направлена на обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики (в том числе информационных технологий) и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста страны. Для этого предусматривается создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий; развитие российских высокотехнологичных производств; увеличение объема экспорта высокотехнологичной продукции и услуг, производимых российскими предприятиями в сфере высоких технологий. Также действует ряд программ, которые направлены на поддержку и развитие инновационной инфраструктуры, например: "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы", основной целью которой является создание научно-технической и технологической базы наноиндустрии, техническое переоснащение приборно-инструментальной базы научно-исследовательских и производственных организаций. Реализация комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) по разработке технологий, материалов и инновационных продуктов с топологическими элементами в нанометровом диапазоне; "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008 - 2015 годы", которая нацелена на: обеспечение радиоэлектронных средств и систем, в первую очередь средств и систем, имеющих стратегическое значение для страны, российской электронной компонентной базой необходимого технического уровня; разработку базовых промышленных технологий и конструкций радиоэлектронных компонентов и приборов; техническое перевооружение организаций радиоэлектронной отрасли на основе передовых технологий; создание научно-технического задела по перспективным технологиям и конструкциям электронных компонентов, унифицированных узлов и блоков радиоэлектронной аппаратуры для обеспечения российской продукции и стратегически значимых систем; опережающее развитие вертикально интегрированных систем автоматизированного проектирования сложных электронных компонентов, аппаратуры и систем для достижения мирового уровня; "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы". В ее рамках предусмотрена возможность получения финансовой поддержки проектов по развитию сети центров коллективного пользования научным оборудованием, а также проектов по выполнению опытно-конструкторских и опытно-технологических работ; "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы нацелена на обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной, наукоемкой продукции и другие программы. Нормативно-правовая база на областном уровне Для регулирования правовых основ инновационной деятельности в Саратовской области частично создана законодательная база, направленная на стимулирование инновационной и инвестиционной активности предприятий, осуществляющих разработку и внедрение импортозамещающих наукоемких и ресурсосберегающих технологий: в 1997 году впервые среди субъектов Российской Федерации принят ЗаконСаратовской области "Об инновациях и инновационной деятельности", в котором введены понятия "инновации", "инновационная деятельность", "инновационная инфраструктура"; в 2003 году Законбыл изложен в новой редакции, в которой были учтены происшедшие изменения во всех сферах экономики; в июле 2004 года был принят ЗаконСаратовской области "О государственной поддержке специализированных субъектов инновационной деятельности в Саратовской области", который стал правовой основой создания условий для повышения влияния инноваций на промышленный рост, социально-экономическое развитие и увеличение инновационного потенциала Саратовской области. 1.2. Научно-технический и инновационный потенциал Саратовской области В Саратовской области имеются все необходимые условия для развития научно-технической и инновационной деятельности, обеспечивающей выпуск конкурентоспособной продукции. В первую очередь, к ним относятся высокий научно-технический потенциал региона, наличие высоко-квалифицированных научных и инженерных кадров. Основой научно-инновационного потенциала Саратовской области является вузовская, академическая, отраслевая наука, а также научные подразделения промышленных организаций. В регионе работают научные организации, включая организации Российской академии наук (далее - РАН) и отраслевых академий, отраслевые научно-исследовательские институты, научно-исследовательские институты (далее - НИИ) при высших учебных заведениях, конструкторские, проектные и проектно-изыскательские организации. Исследования в области фундаментальных наук координирует Саратовский научный центр Российской академии наук, объединяющий научно-исследовательские учреждения Российской академии наук, Саратовские филиалы: учреждения Российской академии наук Института радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова РАН; учреждения Российской академии наук Института биохимии и физиологии растений и микроорганизмов РАН; учреждения Российской академии наук Института проблем точной механики и управления РАН. В области работают отделения отраслевых академий: Государственное научное учреждение Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - ГНУ НИИСХ Юго-Востока), "Российский научно-исследовательский и проектно-технологический институт сорго и кукурузы" (далее - РосНИИСК "Россорго") и др. Саратовская область является также крупнейшим образовательным центром Поволжья, на ее территории по состоянию на 1 января 2007 года работали 27 самостоятельных государственных высших учебных заведений с учетом филиалов, а также филиалы 6 российских государственных университетов. Негосударственные высшие учебные заведения (далее - вузы) насчитывали 4 самостоятельных и 4 филиала московских негосударственных вузов. В 11 вузах, 8 институтах и филиалах институтов Российской академии наук, 43 отраслевых научно-исследовательских институтах и организациях, 140 малых предприятиях научно-технической сферы Саратовской области сосредоточен научно-технический потенциал нашего региона. По результатам статистического обследования в 2008 году (из числа обследованных предприятий) научно-технической деятельностью занимались 5414 человек, в том числе 182 доктора наук и 532 кандидата наук, причем численность работников, выполняющих научные исследования и разработки, снизилась с 2000 по 2008 годы почти на 44 процента. При этом эффективность работы аспирантуры и докторантуры Саратовской области в настоящее время имеет высокие показатели. По числу аспирантов и докторантов, защитивших диссертации по окончании учебы, Саратовская область находится на первом месте в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО). О том, что в области сохранен научный потенциал, свидетельствует и количество предприятий и организаций, выполняющих исследования и разработки, число которых остается примерно одинаковым на протяжении ряда лет. В 2008 году научные исследования и разработки выполняли 53 организации и предприятия области из общего числа обследованных предприятий. Из них 30 организаций занимались научными исследованиями и разработками (далее - НИР) в области естественных, технических, медицинских, сельскохозяйственных, общественных и гуманитарных наук, 1 - в области лесного хозяйства, 7 - в области образования, 1 - в области производства машин и оборудования, 1 - в области химического производства, 9 - в области производства электрооборудования и 4 - в предоставлении прочих видов услуг. Основной кадровый научный потенциал сосредоточен в области технических (45,4 процента) и естественных наук (27,7 процента). В естественных науках работает наибольшее число докторов (39,6 процента) и кандидатов наук (39,8 процента). Исследования в сфере фундаментальных и прикладных наук в области ведутся по различным направлениям, которые определяются потребностями организаций региона. Несмотря на отрицательную динамику численности научно-технического персонала, затраты на фундаментальные исследования с 2000 года выросли в 9 раз, а на прикладные - более чем в 4 раза, внутренние затраты на разработки и исследования за 7 лет возросли почти в 3 раза. В 2007 году внутренние затраты на научно-исследовательские работы составили 1506,4 млн. руб., что на 43,8 процента больше, чем в 2006 году, в 2008 году динамика роста продолжилась, рост внутренних текущих затрат на исследования и разработки составил примерно 12 процентов к уровню прошлого года. Финансирование затрат на исследования и разработки в последние два года осуществляется, в основном, за счет средств организаций и бюджетных средств, о чем свидетельствует их структура: около 5 процентов от общей суммы внутренних затрат на исследования и разработки составляют собственные средства; бюджетные средства на финансирование НИР составляют 49,1 процента; средства организаций предпринимательского сектора - 34,9 процента от общей суммы затрат; средства организаций государственного сектора 10,3 процента; иностранные источники - около 1 процента. Следует отметить, что при общей отрицательной динамике темпов роста, сопровождающей весь процесс научно-исследовательской деятельности в ПФО, в области повысилось качество разработок, что можно оценить через количество поданных заявок на выдачу патентов. Здесь область поднялась с 7 на 6 место, а по количеству заявок на полезные модели на 4 место в ПФО. По сопряженному с научными исследованиями виду деятельности - инновационной деятельности - в регионе на фоне роста абсолютных показателей также наблюдается снижение темпов роста по сравнению с другими регионами ПФО при увеличении абсолютных показателей. В 2008 году инновационную деятельность в Саратовской области осуществляли 55 организаций из числа обследованных. Объем отгруженных товаров собственного производства инновационно-активными организациями области в 2008 году составил 85,9 млрд. руб. Этот показатель более чем в 1,3 раза превышает аналогичный показатель за 2007 год. В общем объеме отгруженной инновационно-активными предприятиями продукции доля инновационной составила в 2008 году - 10,1 процента против 8,6 процента в 2007 году. Так, несмотря на то, что объем отгруженной инновационной продукции по сравнению с 2000 годом вырос почти в 23 раза, Саратовская область переместилась с 3 на 7 место в ПФО по этому показателю. А по числу предприятий и организаций, осуществляющих инновационную деятельность, которое увеличилось, Саратовская область сместилась с 6 на 8 место. Затраты на технологические инновации за 7 лет выросли почти в 4 раза, но по данным Федеральной службы статистики Саратовская область переместилась с 5 на 6 место (за исследуемый период с 2000 по 2008 годы). В целом, по затратам на технологические инновации Саратовская область в 2007 году отставала от Татарстана в 5,8 раза, от Самарской области в 3,6 раза, от Пермского края в 2,9 раза. По числу созданных и используемых передовых технологий наша область поднялась с 5 на 3 место в ПФО, а рост по абсолютному показателю составил более чем в 2 раза. Инновационный потенциал региона во многом определяется уровнем применяемых в производстве технологий, темпом их обновления. По числу созданных передовых производственных технологий Саратовская область по итогам 2008 года занимает 3 место в ПФО. Доля продукции вновь внедренной или подвергавшейся усовершенствованию в течение последних трех лет в объеме отгруженной продукции инновационно-активными предприятиями в 2008 году составила 99,2 процента. Одной из насущных проблем развития научно-технического потенциала области остается обеспечение материально-технической базы науки. Около половины внутренних затрат на исследования и разработки в настоящее время уходит на оплату труда научно-исследовательскому персоналу, на приобретение оборудования - около 7 процентов. И если по удельному весу затрат на приобретение оборудования в общей величине научно-исследовательских затрат Саратовская область еще находится на уровне развитых регионов, то по абсолютной величине научно-исследовательских затрат в расчете на одного работника, занятого исследованиями и разработками, область существенно отстает. В то же время показатель удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, имеет неустойчивую динамику и находится на уровне ниже среднероссийского. Развитие инновационной сферы деятельности приобретает особую важность, так как именно в этой сфере происходит превращение научно-технического продукта, базирующегося на результатах фундаментальных и прикладных исследований, в конкурентоспособный товар с высокими потребительскими свойствами. Интенсивность инновационной деятельности характеризует показатель удельного веса затрат на осуществляемые технологические инновации в объеме валового регионального продукта. В Саратовской области указанный показатель имеет тенденцию к снижению, и его значение ниже, чем в соседних инновационно-активных регионах. ]]>│ │отобранных на│ │ │ │ │ │ │ │ │ │конкурсной основе│ │ │ │ │ │ │ │ │ │(затраты на│ │ │ │ │ │ │ │ │ │государственную │ │ │ │ │ │ │ │ │ │регистрацию │ │ │ │ │ │ │ │ │ │юридического лица,│ │ │ │ │ │ │ │ │ │приобретение основных│ │ │ │ │ │ │ │ │ │средств и│ │ │ │ │ │ │ │ │ │производственного │ │ │ │ │ │ │ │ │ │оборудования, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │обеспечение │ │ │ │ │ │ │ │ │ │приобретение права по│ │ │ │ │ │ │ │ │ │договору коммерческой│ │ │ │ │ │ │ │ │ │концессии (франшизу),│ │ │ │ │ │ │ │ │ │на НИОКР и др.);│ │ │ │ │ │ │ │ │ │возмещения части│ │ │ │ │ │ │ │ │ │процентной ставки по│ │ │ │ │ │ │ │ │ │банковским кредитам на│ │ │ │ │ │ │ │ │ │приобретение │ │ │ │ │ │ │ │ │ │(создание) основных│ │ │ │ │ │ │ │ │ │средств и части│ │ │ │ │ │ │ │ │ │лизинговых платежей по│ │ │ │ │ │ │ │ │ │договорам финансовой│ │ │ │ │ │ │ │ │ │аренды (лизинга) │ │ │ │ │ │ │ │ ├────┼──────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────┼───────┼──────────────┼─────────────────┤ │1.3.│Патентно-лицензионные │ 2010 │ 6,0 │ │ 6,0 │ │министерство │ │ │ │работы, сертификация│ 2011 │ 6,0 │ │ 6,0 │ │промышленности│ │ │ │по международным│ 2012 │ 6,0 │ │ 6,0 │ │и энергетики │ │ │ │стандартам качества│ 2013 │ 6,0 │ │ 6,0 │ │области во │ │ │ │(ISO, GMP, CMM и др.),│ │ │ │ │ │взаимодействии│ │ │ │брендинг и защита│ │ │ │ │ │с Региональным│ │ │ │интеллектуальной │ │ │ │ │ │фондом │ │ │ │собственности │ │ │ │ │ │поддержки │ │ │ │ │ │ │ │ │ │научно- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │технической │ │ │ │ │ │ │ │ │ │деятельности │ │ ├────┼──────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────┼───────┼──────────────┼─────────────────┤ │1.4.│Участие в│ 2010 │ 5,0 │ │ 5,0 │ │министерство │ │ │ │специализированных │ 2011 │ 7,0 │ │ 7,0 │ │промышленности│ │ │ │мероприятиях по│ 2012 │ 7,0 │ │ 7,0 │ │и энергетики │ │ │ │продвижению продукции│ 2013 │ 10,0 │ │ 10,0 │ │области во │ │ │ │(выставки, ярмарки,│ │ │ │ │ │взаимодействии│ │ │ │конференции) │ │ │ │ │ │с Региональным│ │ │ │ │ │ │ │ │ │фондом │ │ │ │ │ │ │ │ │ │поддержки │ │ │ │ │ │ │ │ │ │научно- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │технической │ │ │ │ │ │ │ │ │ │деятельности │ │ ├────┼──────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────┼───────┼──────────────┼─────────────────┤ │1.5.│Возмещение затрат на│ 2010 │ 5,0 │ │ 5,0 │ │министерство │подготовка кадров│ │ │создание │ 2011 │ 7,0 │ │ 7,0 │ │промышленности│для развивающихся│ │ │специализированных │ 2012 │ 7,0 │ │ 7,0 │ │и энергетики │производств │ │ │образовательных │ 2013 │ 12,0 │ │ 12,0 │ │области │ │ │ │программ и программ│ │ │ │ │ │ │ │ │ │повышения │ │ │ │ │ │ │ │ │ │квалификации, а также│ │ │ │ │ │ │ │ │ │подготовку │ │ │ │ │ │ │ │ │ │инновационных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │управленческих групп│ │ │ │ │ │ │ │ │ │для инновационных│ │ │ │ │ │ │ │ │ │предприятий-резидентов│ │ │ │ │ │ │ │ │ │кластеров и парка│ │ │ │ │ │ │ │ │ │высоких технологий │ │ │ │ │ │ │ │ ├────┴──────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────┼───────┼──────────────┼─────────────────┤ │ Итого по разделу: │ │ 8415,0 │ 600,0 │ 515,0 │7300,0 │ │ │ ├───────────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────┼───────┼──────────────┼─────────────────┤ │ Всего: │ │10404,0 │2100,0 │1004,0 │7300,0 │ │ │ ├───────────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────┼───────┼──────────────┼─────────────────┤ │ в том числе: │ 2010 │ 833,6 │ 130,0 │ 203,6 │ 500,0 │ │ │ │ │ 2011 │ 1880,4 │ 140,0 │ 240,4 │1500,0 │ │ │ │ │ 2012 │ 3668,0 │ 910,0 │ 258,0 │2500,0 │ │ │ │ │ 2013 │ 4022,0 │ 920,0 │ 302,0 │2800,0 │ │ │ ├───────────────────────────┴──────┴────────┴───────┴───────┴───────┴──────────────┴─────────────────┤ │ Итого по программе: 10404,0 │ └────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ V. Ресурсное обеспечение Программы Мероприятия Программы финансируются за счет средств областного бюджета, федерального бюджета (прогнозно) и внебюджетных источников (прогнозно). Предполагаемый объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, составляет 10404 млн. рублей. Суммарные расходы на реализацию мероприятий содержатся в следующей таблице: ┌───┬─────────────────────────┬──────┬────────┬────────────────────^, 72;──────┐ │ № │ Название мероприятия │Срок │Объем │В том числе за счет средств│ │п/п│ │испол-│финанси-├───────┬───────────┬───────┤ │ │ │нения │рования │област-│феде- │внебюд-│ │ │ │ │всего, │ного │рального │жетных │ │ │ │ │тыс. │бюджета│бюджета │источ- │ │ │ │ │руб. │ │(прогнозно)│ников │ │ │ │ │ │ │ │(прог- │ │ │ │ │ │ │ │нозно) │ ├───┼─────────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────────┼───────┤ │1. │Развитие │ 2010 │ 600 │ 600 │ - │ - │ │ │нормативно-правовой базы │ │ │ │ │ │ │ │в научно-технической │ │ │ │ │ │ │ │и инновационной сфере │ │ │ │ │ │ ├───┼─────────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────────┼───────┤ │2. │Развитие инновационной │2010 -│1946000 │446000 │ 1500000 │ - │ │ │инфраструктуры и │ 2013 │ │ │ │ │ │ │имущественной поддержки │ │ │ │ │ │ │ │субъектов инновационного │ │ │ │ │ │ │ │предпринимательства │ │ │ │ │ │ │ │региональных кластеров и │ │ │ │ │ │ │ │парка высоких технологий │ │ │ │ │ │ ├───┼─────────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────────┼───────┤ │3. │Правовая, информационная │2010 -│ 42400 │ 42400 │ - │ - │ │ │и аналитическая поддержка│ 2013 │ │ │ │ │ │ │субъектов инновационного │ │ │ │ │ │ │ │предпринимательства │ │ │ │ │ │ │ │региональных кластеров и │ │ │ │ │ │ │ │парка высоких технологий │ │ │ │ │ │ ├───┼─────────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────────┼───────┤ │4. │Развитие системы │2010 -│8415000 │515000 │ 600 │7300000│ │ │финансовой поддержки │ 2013 │ │ │ │ │ │ │субъектов инновационного │ │ │ │ │ │ │ │предпринимательства │ │ │ │ │ │ │ │региональных кластеров и │ │ │ │ │ │ │ │парка высоких технологий │ │ │ │ │ │ ├───┴─────────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────────┼───────┤ │ Итого: │2010 -│10404000│1004000│ 2100000 │7300000│ │ │ 2013 │ │ │ │ │ └─────────────────────────────┴──────┴────────┴───────┴───────────┴───────┘ В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы и источники финансирования подлежат ежегодной корректировке на основе анализа достигнутых результатов. С целью привлечения средств федерального бюджета на реализацию мероприятий настоящей Программы планируется участие в конкурсах, проводимых в рамках федеральных целевых программ по развитию инновационной деятельности. VI. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения Управление реализацией Программы осуществляется на основе системного подхода, предполагающего комплексность, конкурсность, делегирование функций, взаимодействие и координацию деятельности всех субъектов, заинтересованных в развитии инфраструктуры инновационной деятельности в области. Управление и контроль за исполнением конкретных мероприятий Программы возлагаются на министерство промышленности и энергетики области. VII. Оценка эффективности реализации Программы Реализация Программы позволит: создать в Саратовской области эффективно действующую региональную инновационную инфраструктуру, обеспечивающую формирование "цепочки" потребителей результатов инновационной деятельности на каждом ее этапе: идея - опытный образец (технология) - инвестиционный проект - внедрение; повысить конкурентоспособность продукции (работ, услуг) организаций Саратовской области за счет использования передовых наукоемких технологий; обеспечить концентрацию материальных и интеллектуальных ресурсов на решении проблем ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики, снижение себестоимости проводимых научных исследований, повышение их конкурентоспособности по экономическим показателям; содействовать развитию конкурентоспособного сектора исследований и разработок, укреплению материально-технологической базы исследований научных организаций, вузов; повысить экономическую эффективность инвестиций в инновационные проекты за счет создания условий качественной подготовки, отбора и сопровождения проектов; развить научно-технологическую базу основных промышленных предприятий; привлечь не менее 3 млрд. рублей из внебюджетных источников на реализацию инновационных проектов в интересах развития области; обеспечить экономику Саратовской области квалифицированными специалистами в сфере создания и управления инновационным бизнесом: к 2013 году не менее 300 человек, вовлечь не менее 3 образовательных учреждений в учебный процесс, связанный с подготовкой специалистов в сфере инновационной деятельности; увеличить объем научно-технических работ не менее чем на 10 процентов ежегодно. Основные индикаторы реализации мероприятий Программы в 2009 - 2015 годах ┌───┬────────────────┬────┬──────┬──────┬───────┬───────┬─────┬─────┬─────┐ │ № │ Показатели │Ед. │ 2009 │ 2010 │ 2011 │ 2012 │2013 │2014 │2015 │ │п/п│ │изм.│ год │ год │ год │ год │ год │ год │ год │ ├───┼────────────────┼────┼──────┼──────┼───────┼───────┼─────┼─────┼─────┤ │1. │Число │ед. │ 55 │ 63 │ 75 │ 87 │ 95│ 100│ 110│ │ │организаций, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │осуществляющих │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │инновационную │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │деятельность │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───┼────────────────┼────┼──────┼──────┼───────┼───────┼─────┼─────┼─────┤ │2. │Затраты на │млн.│1700 │2500 │ 3500 │ 4000 │ 5000│ 5900│ 6700│ │ │технологические │руб.│ │ │ │ │ │ │ │ │ │инновации в │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │отчетном году │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───┼────────────────┼────┼──────┼──────┼───────┼───────┼─────┼─────┼─────┤ │3. │Объем │млн.│8000 │9000 │11500 │15100 │18300│21500│25700│ │ │отгруженных │руб.│ │ │ │ │ │ │ │ │ │инновационных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │товаров, работ, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │услуг │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │инновационно- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │активными │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │предприятиями │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───┼────────────────┼────┼──────┼──────┼───────┼───────┼─────┼─────┼─────┤ │4. │Удельный вес │ % │ 9,0│ 11,0│ 13,5│ 14,6│ 18│ 25│ 32│ │ │инновационной │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │продукции в │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │общем объеме │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │отгруженной │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │продукции │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │инновационно- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │активными │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │предприятиями │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───┼────────────────┼────┼──────┼──────┼───────┼───────┼─────┼─────┼─────┤ │5. │Количество │ед. │ - │ 20 │ 30 │ 40 │ 50│ 70│ 85│ │ │инновационных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │проектов, по │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │которым │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │предполагается │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │оказать │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │бюджетную │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │поддержку │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───┼────────────────┼────┼──────┼──────┼───────┼───────┼─────┼─────┼─────┤ │6. │Количество │чел.│ - │ 100 │ 300 │ 400 │ 500│ 800│ 900│ │ │созданных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │высокоопла- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │чиваемых рабочих│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │мест │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───┼────────────────┼────┼──────┼──────┼───────┼───────┼─────┼─────┼─────┤ │7. │Прибыль от │млн.│ - │ 950 │ 1380 │ 2265 │ 3660│ 4300│ 5140│ │ │реализации │руб.│ │ │ │ │ │ │ │ │ │инновационных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │товаров, работ, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │услуг │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │инновационно- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │активными │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │предприятиями │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───┼────────────────┼────┼──────┼──────┼───────┼───────┼─────┼─────┼─────┤ │8. │Налоговые │млн.│ - │ 541 │ 833,3│ 1250 │ 1667│ 2300│ 3800│ │ │поступления в │руб.│ │ │ │ │ │ │ │ │ │областной бюджет│ │ │ │ │ │ │ │ │ └───┴────────────────┴────┴──────┴──────┴───────┴───────┴─────┴─────┴─────┘ |