"Об областной инновационной научно-технической программе "Развитие высоких технологий в Саратовской области на 2010-2014 годы"


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2009 г. № 502-П

ОБ ОБЛАСТНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ
"РАЗВИТИЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2010 - 2014 ГОДЫ"

На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство области постановляет:
1. Утвердить областную инновационную научно-техническую программу "Развитие высоких технологий в Саратовской области на 2010 - 2014 годы" согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Стрелюхина А.М.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор
Саратовской области
П.Л.ИПАТОВ





Приложение
к постановлению
Правительства Саратовской области
от 14 октября 2009 г. № 502-П

ОБЛАСТНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2010 - 2014 ГОДЫ"

Паспорт программы

┌───────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐
│Наименование   │областная  инновационная   научно-техническая   программа│
│Программы      │"Развитие высоких технологий  в  Саратовской  области  на│
│               │2010 - 2014 годы" (далее - Программа)                    │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Основания      │решения Совета при Губернаторе области по науке          │
│для разработки │и инновациям Саратовской области и Совета  экономического│
│Программы      │развития при Губернаторе области от 5 декабря 2006 года  │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Государственный│министерство промышленности и энергетики области         │
│заказчик       │                                                         │
│Программы      │                                                         │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Основные       │министерство   промышленности   и   энергетики   области,│
│разработчики   │Саратовский   государственный   университет   им.    Н.Г.│
│Программы      │Чернышевского     (по     согласованию),      Саратовский│
│               │государственный     технический      университет      (по│
│               │согласованию),  Саратовский  государственный  медицинский│
│               │университет  им.  В.И.  Разумовского  (по  согласованию),│
│               │Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И.│
│               │Вавилова (по согласованию)                               │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Цели Программы │   1.       Содействие        ускоренному        развитию│
│               │конкурентоспособного сектора исследований и разработок.  │
│               │   2.  Увеличение  вклада  науки  и  техники  в  развитие│
│               │экономики области, в решение важнейших социальных  задач,│
│               │в том числе упрочение взаимосвязи  науки,  образования  и│
│               │реального сектора экономики.                             │
│               │   3. Формирование и модернизация материально-технической│
│               │базы  научно-исследовательских  предприятий   и   научных│
│               │учреждений с целью  повышения  уровня  фундаментальных  и│
│               │прикладных  исследований  по  приоритетным   направлениям│
│               │науки и техники, а также развития в  Саратовской  области│
│               │новых    высокотехнологичных    отраслей    промышленного│
│               │производства   и    их    позиционирование    на    рынке│
│               │высокотехнологичной продукции                            │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Задачи         │   1.      Развитие      региональной      инфраструктуры│
│Программы      │научно-технической    и    инновационной    деятельности,│
│               │обеспечивающей   формирование   "цепочки"    потребителей│
│               │результатов  инновационной  деятельности  на  каждом   ее│
│               │этапе.                                                   │
│               │   2. Создание организационных  структур  -  региональных│
│               │инновационных     кластеров,     осуществляющих      весь│
│               │инновационный цикл, начиная от идеи и заканчивая выпуском│
│               │востребованной на рынке конкурентоспособной  продукции  с│
│               │высокой добавленной стоимостью.                          │
│               │   3. Создание  образовательно-инновационного  комплекса,│
│               │состоящего из трех элементов:                            │
│               │   обучение;                                             │
│               │   инкубирование высокотехнологичных фирм;               │
│               │   предоставление инновационных образовательных услуг  по│
│               │заказам компаний                                         │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Сроки          │2010 - 2014 годы                                         │
│реализации     │                                                         │
│Программы      │                                                         │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Система        │система программных мероприятий включает в себя:         │
│программных    │   1. Создание новых организационных форм  инфраструктуры│
│мероприятий    │взаимодействия науки и промышленности  с  целью  развития│
│               │научно-технической и инновационной деятельности.         │
│               │   2. Содействие  развитию  важнейших  фундаментальных  и│
│               │прикладных  исследований  и  разработок  по  приоритетным│
│               │направлениям  развития  науки,   техники   и   технологий│
│               │региона.                                                 │
│               │   3.  Развитие  эффективно  действующих   управленческих│
│               │структур,  направленных   на   совершенствование   модели│
│               │развития инновационной деятельности.                     │
│               │   4. Содействие совершенствованию и  развитию  кадрового│
│               │потенциала  научно-технической  и   инновационной   сфер,│
│               │интеграции науки и образования                           │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Основные       │министерство   промышленности   и   энергетики   области,│
│исполнители    │научно-исследовательские    и     научно-производственные│
│Программы      │организации  области   (по   согласованию),   Саратовский│
│               │государственный университет им.  Н.Г.  Чернышевского  (по│
│               │согласованию),  Саратовский  государственный  технический│
│               │университет      (по      согласованию),      Саратовский│
│               │государственный   медицинский   университет   им.    В.И.│
│               │Разумовского     (по      согласованию),      Саратовский│
│               │государственный аграрный университет  им.  Н.И.  Вавилова│
│               │(по согласованию), Саратовский научный  центр  Российской│
│               │академии наук (по согласованию)                          │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Объемы         │   общий объем финансового обеспечения, необходимого  для│
│и источники    │реализации Программы, составляет 10404 млн. руб.,        │
│финансирования │   в том числе:                                          │
│Программы      │   за счет средств областного бюджета 1004 млн. руб.:    │
│               │   2010 год - 203,6 млн. руб.;                           │
│               │   2011 год - 240,4 млн. руб.;                           │
│               │   2012 год - 258,0 млн. руб.;                           │
│               │   2013 год - 302,0 млн. руб.;                           │
│               │   за счет средств федерального бюджета (прогнозно):     │
│               │   2010 - 2013 годы - 2100 млн. руб.;                    │
│               │   за счет внебюджетных средств (прогнозно):             │
│               │   2010 - 2013 годы - 7300 млн. руб.                     │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Ожидаемые      │основным результатом  реализации  Программы  станет  рост│
│конечные       │научно-технического  уровня  промышленного  производства,│
│результаты     │решение важных социально-экономических задач области:    │
│реализации     │   увеличение    числа    организаций,     осуществляющих│
│Программы      │инновационную деятельность, в 1,5 - 2 раза;              │
│               │   увеличение удельного веса  инновационной  продукции  в│
│               │общем    объеме    отгруженной     инновационно-активными│
│               │предприятиями продукции с 10 до 20 процентов;            │
│               │   увеличение объема инновационных товаров, работ,  услуг│
│               │организаций в 3 раза;                                    │
│               │   создание 4 кластеров по прорывным направлениям        │
│               │   развития науки и техники;                             │
│               │   создание   в   Саратовской   области   парка   высоких│
│               │технологий;                                              │
│               │   создание до 3000 высокооплачиваемых рабочих мест;     │
│               │   создание       инновационных       высокотехнологичных│
│               │производств,    обеспечивающих    импортозамещение     на│
│               │территории Российской Федерации;                         │
│               │   укрепление      материально-технологической       базы│
│               │исследований   научных   организаций,   высших    учебных│
│               │заведений с целью дальнейшего повышения  результативности│
│               │и качества новых разработок                              │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Система        │контроль   за   исполнением   Программы    осуществляется│
│организации    │министерством промышленности и энергетики области        │
│контроля за    │                                                         │
│исполнением    │                                                         │
│Программы      │                                                         │
└───────────────┴─────────────────────────────────────────────────────────┘

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

1.1. Нормативно-правовая база для формирования приоритетных
направлений развития науки, технологий и техники региона

Нормативно-правовая база на федеральном уровне

Президентом Российской Федерации в письме от 30 марта 2002 г. № Пр-576 "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" впервые в Российской Федерации была поставлена задача по формированию национальной инновационной системы, которая должна была обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.
Развитие национальной инновационной системы является определяющим направлением такого базового документа, как Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа 2005 г. № 2473п-П7. В указанном документе определено, что целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации:
повышение качества жизни населения;
достижение экономического роста;
развитие фундаментальной науки, образования, культуры;
обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.
Государственная политика в области развития инновационной системы изложена в основополагающем базисном документе "Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года" и направлена на:
создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности;
создание эффективной инновационной системы, встроенной в глобальную инновационную систему, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором и соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран;
технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий.
Для реализации государственной политики в части развития инновационной деятельности и коммерциализации разработок в сфере высоких технологий принят ряд федеральных программ, направленных на поддержку научно-технического развития страны.
Государственная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р, направлена на обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики (в том числе информационных технологий) и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста страны. Для этого предусматривается создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий; развитие российских высокотехнологичных производств; увеличение объема экспорта высокотехнологичной продукции и услуг, производимых российскими предприятиями в сфере высоких технологий.
Также действует ряд программ, которые направлены на поддержку и развитие инновационной инфраструктуры, например:
"Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы", основной целью которой является создание научно-технической и технологической базы наноиндустрии, техническое переоснащение приборно-инструментальной базы научно-исследовательских и производственных организаций. Реализация комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) по разработке технологий, материалов и инновационных продуктов с топологическими элементами в нанометровом диапазоне;
"Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008 - 2015 годы", которая нацелена на:
обеспечение радиоэлектронных средств и систем, в первую очередь средств и систем, имеющих стратегическое значение для страны, российской электронной компонентной базой необходимого технического уровня;
разработку базовых промышленных технологий и конструкций радиоэлектронных компонентов и приборов;
техническое перевооружение организаций радиоэлектронной отрасли на основе передовых технологий;
создание научно-технического задела по перспективным технологиям и конструкциям электронных компонентов, унифицированных узлов и блоков радиоэлектронной аппаратуры для обеспечения российской продукции и стратегически значимых систем;
опережающее развитие вертикально интегрированных систем автоматизированного проектирования сложных электронных компонентов, аппаратуры и систем для достижения мирового уровня;
"Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы". В ее рамках предусмотрена возможность получения финансовой поддержки проектов по развитию сети центров коллективного пользования научным оборудованием, а также проектов по выполнению опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;
"Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы нацелена на обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной, наукоемкой продукции и другие программы.

Нормативно-правовая база на областном уровне

Для регулирования правовых основ инновационной деятельности в Саратовской области частично создана законодательная база, направленная на стимулирование инновационной и инвестиционной активности предприятий, осуществляющих разработку и внедрение импортозамещающих наукоемких и ресурсосберегающих технологий:
в 1997 году впервые среди субъектов Российской Федерации принят Закон Саратовской области "Об инновациях и инновационной деятельности", в котором введены понятия "инновации", "инновационная деятельность", "инновационная инфраструктура";
в 2003 году Закон был изложен в новой редакции, в которой были учтены происшедшие изменения во всех сферах экономики;
в июле 2004 года был принят Закон Саратовской области "О государственной поддержке специализированных субъектов инновационной деятельности в Саратовской области", который стал правовой основой создания условий для повышения влияния инноваций на промышленный рост, социально-экономическое развитие и увеличение инновационного потенциала Саратовской области.

1.2. Научно-технический и инновационный потенциал
Саратовской области

В Саратовской области имеются все необходимые условия для развития научно-технической и инновационной деятельности, обеспечивающей выпуск конкурентоспособной продукции. В первую очередь, к ним относятся высокий научно-технический потенциал региона, наличие высоко-квалифицированных научных и инженерных кадров.
Основой научно-инновационного потенциала Саратовской области является вузовская, академическая, отраслевая наука, а также научные подразделения промышленных организаций. В регионе работают научные организации, включая организации Российской академии наук (далее - РАН) и отраслевых академий, отраслевые научно-исследовательские институты, научно-исследовательские институты (далее - НИИ) при высших учебных заведениях, конструкторские, проектные и проектно-изыскательские организации.
Исследования в области фундаментальных наук координирует Саратовский научный центр Российской академии наук, объединяющий научно-исследовательские учреждения Российской академии наук, Саратовские филиалы:
учреждения Российской академии наук Института радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова РАН;
учреждения Российской академии наук Института биохимии и физиологии растений и микроорганизмов РАН;
учреждения Российской академии наук Института проблем точной механики и управления РАН.
В области работают отделения отраслевых академий: Государственное научное учреждение Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - ГНУ НИИСХ Юго-Востока), "Российский научно-исследовательский и проектно-технологический институт сорго и кукурузы" (далее - РосНИИСК "Россорго") и др.
Саратовская область является также крупнейшим образовательным центром Поволжья, на ее территории по состоянию на 1 января 2007 года работали 27 самостоятельных государственных высших учебных заведений с учетом филиалов, а также филиалы 6 российских государственных университетов. Негосударственные высшие учебные заведения (далее - вузы) насчитывали 4 самостоятельных и 4 филиала московских негосударственных вузов.
В 11 вузах, 8 институтах и филиалах институтов Российской академии наук, 43 отраслевых научно-исследовательских институтах и организациях, 140 малых предприятиях научно-технической сферы Саратовской области сосредоточен научно-технический потенциал нашего региона. По результатам статистического обследования в 2008 году (из числа обследованных предприятий) научно-технической деятельностью занимались 5414 человек, в том числе 182 доктора наук и 532 кандидата наук, причем численность работников, выполняющих научные исследования и разработки, снизилась с 2000 по 2008 годы почти на 44 процента.
При этом эффективность работы аспирантуры и докторантуры Саратовской области в настоящее время имеет высокие показатели. По числу аспирантов и докторантов, защитивших диссертации по окончании учебы, Саратовская область находится на первом месте в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО).
О том, что в области сохранен научный потенциал, свидетельствует и количество предприятий и организаций, выполняющих исследования и разработки, число которых остается примерно одинаковым на протяжении ряда лет. В 2008 году научные исследования и разработки выполняли 53 организации и предприятия области из общего числа обследованных предприятий. Из них 30 организаций занимались научными исследованиями и разработками (далее - НИР) в области естественных, технических, медицинских, сельскохозяйственных, общественных и гуманитарных наук, 1 - в области лесного хозяйства, 7 - в области образования, 1 - в области производства машин и оборудования, 1 - в области химического производства, 9 - в области производства электрооборудования и 4 - в предоставлении прочих видов услуг.
Основной кадровый научный потенциал сосредоточен в области технических (45,4 процента) и естественных наук (27,7 процента). В естественных науках работает наибольшее число докторов (39,6 процента) и кандидатов наук (39,8 процента).
Исследования в сфере фундаментальных и прикладных наук в области ведутся по различным направлениям, которые определяются потребностями организаций региона.
Несмотря на отрицательную динамику численности научно-технического персонала, затраты на фундаментальные исследования с 2000 года выросли в 9 раз, а на прикладные - более чем в 4 раза, внутренние затраты на разработки и исследования за 7 лет возросли почти в 3 раза.
В 2007 году внутренние затраты на научно-исследовательские работы составили 1506,4 млн. руб., что на 43,8 процента больше, чем в 2006 году, в 2008 году динамика роста продолжилась, рост внутренних текущих затрат на исследования и разработки составил примерно 12 процентов к уровню прошлого года.
Финансирование затрат на исследования и разработки в последние два года осуществляется, в основном, за счет средств организаций и бюджетных средств, о чем свидетельствует их структура:
около 5 процентов от общей суммы внутренних затрат на исследования и разработки составляют собственные средства;
бюджетные средства на финансирование НИР составляют 49,1 процента;
средства организаций предпринимательского сектора - 34,9 процента от общей суммы затрат;
средства организаций государственного сектора 10,3 процента;
иностранные источники - около 1 процента.
Следует отметить, что при общей отрицательной динамике темпов роста, сопровождающей весь процесс научно-исследовательской деятельности в ПФО, в области повысилось качество разработок, что можно оценить через количество поданных заявок на выдачу патентов. Здесь область поднялась с 7 на 6 место, а по количеству заявок на полезные модели на 4 место в ПФО.
По сопряженному с научными исследованиями виду деятельности - инновационной деятельности - в регионе на фоне роста абсолютных показателей также наблюдается снижение темпов роста по сравнению с другими регионами ПФО при увеличении абсолютных показателей.
В 2008 году инновационную деятельность в Саратовской области осуществляли 55 организаций из числа обследованных.
Объем отгруженных товаров собственного производства инновационно-активными организациями области в 2008 году составил 85,9 млрд. руб. Этот показатель более чем в 1,3 раза превышает аналогичный показатель за 2007 год.
В общем объеме отгруженной инновационно-активными предприятиями продукции доля инновационной составила в 2008 году - 10,1 процента против 8,6 процента в 2007 году.
Так, несмотря на то, что объем отгруженной инновационной продукции по сравнению с 2000 годом вырос почти в 23 раза, Саратовская область переместилась с 3 на 7 место в ПФО по этому показателю. А по числу предприятий и организаций, осуществляющих инновационную деятельность, которое увеличилось, Саратовская область сместилась с 6 на 8 место.
Затраты на технологические инновации за 7 лет выросли почти в 4 раза, но по данным Федеральной службы статистики Саратовская область переместилась с 5 на 6 место (за исследуемый период с 2000 по 2008 годы). В целом, по затратам на технологические инновации Саратовская область в 2007 году отставала от Татарстана в 5,8 раза, от Самарской области в 3,6 раза, от Пермского края в 2,9 раза.
По числу созданных и используемых передовых технологий наша область поднялась с 5 на 3 место в ПФО, а рост по абсолютному показателю составил более чем в 2 раза.
Инновационный потенциал региона во многом определяется уровнем применяемых в производстве технологий, темпом их обновления. По числу созданных передовых производственных технологий Саратовская область по итогам 2008 года занимает 3 место в ПФО. Доля продукции вновь внедренной или подвергавшейся усовершенствованию в течение последних трех лет в объеме отгруженной продукции инновационно-активными предприятиями в 2008 году составила 99,2 процента.
Одной из насущных проблем развития научно-технического потенциала области остается обеспечение материально-технической базы науки. Около половины внутренних затрат на исследования и разработки в настоящее время уходит на оплату труда научно-исследовательскому персоналу, на приобретение оборудования - около 7 процентов.
И если по удельному весу затрат на приобретение оборудования в общей величине научно-исследовательских затрат Саратовская область еще находится на уровне развитых регионов, то по абсолютной величине научно-исследовательских затрат в расчете на одного работника, занятого исследованиями и разработками, область существенно отстает.
В то же время показатель удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, имеет неустойчивую динамику и находится на уровне ниже среднероссийского.
Развитие инновационной сферы деятельности приобретает особую важность, так как именно в этой сфере происходит превращение научно-технического продукта, базирующегося на результатах фундаментальных и прикладных исследований, в конкурентоспособный товар с высокими потребительскими свойствами.
Интенсивность инновационной деятельности характеризует показатель удельного веса затрат на осуществляемые технологические инновации в объеме валового регионального продукта. В Саратовской области указанный показатель имеет тенденцию к снижению, и его значение ниже, чем в соседних инновационно-активных регионах.

]]>
│    │отобранных          на│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │конкурсной      основе│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │(затраты            на│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │государственную       │      │        │       │       │       │              │                 │
│    │регистрацию           │      │        │       │       │       │              │                 │
│    │юридического     лица,│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │приобретение  основных│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │средств              и│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │производственного     │      │        │       │       │       │              │                 │
│    │оборудования,         │      │        │       │       │       │              │                 │
│    │обеспечение           │      │        │       │       │       │              │                 │
│    │приобретение права  по│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │договору  коммерческой│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │концессии  (франшизу),│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │на   НИОКР   и   др.);│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │возмещения       части│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │процентной  ставки  по│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │банковским кредитам на│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │приобретение          │      │        │       │       │       │              │                 │
│    │(создание)    основных│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │средств    и     части│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │лизинговых платежей по│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │договорам   финансовой│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │аренды (лизинга)      │      │        │       │       │       │              │                 │
├────┼──────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────┼───────┼──────────────┼─────────────────┤
│1.3.│Патентно-лицензионные │ 2010 │    6,0 │       │   6,0 │       │министерство  │                 │
│    │работы,   сертификация│ 2011 │    6,0 │       │   6,0 │       │промышленности│                 │
│    │по       международным│ 2012 │    6,0 │       │   6,0 │       │и энергетики  │                 │
│    │стандартам    качества│ 2013 │    6,0 │       │   6,0 │       │области во    │                 │
│    │(ISO, GMP, CMM и др.),│      │        │       │       │       │взаимодействии│                 │
│    │брендинг   и    защита│      │        │       │       │       │с Региональным│                 │
│    │интеллектуальной      │      │        │       │       │       │фондом        │                 │
│    │собственности         │      │        │       │       │       │поддержки     │                 │
│    │                      │      │        │       │       │       │научно-       │                 │
│    │                      │      │        │       │       │       │технической   │                 │
│    │                      │      │        │       │       │       │деятельности  │                 │
├────┼──────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────┼───────┼──────────────┼─────────────────┤
│1.4.│Участие              в│ 2010 │    5,0 │       │   5,0 │       │министерство  │                 │
│    │специализированных    │ 2011 │    7,0 │       │   7,0 │       │промышленности│                 │
│    │мероприятиях        по│ 2012 │    7,0 │       │   7,0 │       │и энергетики  │                 │
│    │продвижению  продукции│ 2013 │   10,0 │       │  10,0 │       │области во    │                 │
│    │(выставки,    ярмарки,│      │        │       │       │       │взаимодействии│                 │
│    │конференции)          │      │        │       │       │       │с Региональным│                 │
│    │                      │      │        │       │       │       │фондом        │                 │
│    │                      │      │        │       │       │       │поддержки     │                 │
│    │                      │      │        │       │       │       │научно-       │                 │
│    │                      │      │        │       │       │       │технической   │                 │
│    │                      │      │        │       │       │       │деятельности  │                 │
├────┼──────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────┼───────┼──────────────┼─────────────────┤
│1.5.│Возмещение  затрат  на│ 2010 │    5,0 │       │   5,0 │       │министерство  │подготовка кадров│
│    │создание              │ 2011 │    7,0 │       │   7,0 │       │промышленности│для развивающихся│
│    │специализированных    │ 2012 │    7,0 │       │   7,0 │       │и энергетики  │производств      │
│    │образовательных       │ 2013 │   12,0 │       │  12,0 │       │области       │                 │
│    │программ  и   программ│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │повышения             │      │        │       │       │       │              │                 │
│    │квалификации, а  также│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │подготовку            │      │        │       │       │       │              │                 │
│    │инновационных         │      │        │       │       │       │              │                 │
│    │управленческих   групп│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │для      инновационных│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │предприятий-резидентов│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │кластеров   и    парка│      │        │       │       │       │              │                 │
│    │высоких технологий    │      │        │       │       │       │              │                 │
├────┴──────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────┼───────┼──────────────┼─────────────────┤
│   Итого по разделу:       │      │ 8415,0 │ 600,0 │ 515,0 │7300,0 │              │                 │
├───────────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────┼───────┼──────────────┼─────────────────┤
│   Всего:                  │      │10404,0 │2100,0 │1004,0 │7300,0 │              │                 │
├───────────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────┼───────┼──────────────┼─────────────────┤
│   в том числе:            │ 2010 │  833,6 │ 130,0 │ 203,6 │ 500,0 │              │                 │
│                           │ 2011 │ 1880,4 │ 140,0 │ 240,4 │1500,0 │              │                 │
│                           │ 2012 │ 3668,0 │ 910,0 │ 258,0 │2500,0 │              │                 │
│                           │ 2013 │ 4022,0 │ 920,0 │ 302,0 │2800,0 │              │                 │
├───────────────────────────┴──────┴────────┴───────┴───────┴───────┴──────────────┴─────────────────┤
│   Итого по программе: 10404,0                                                                      │
└────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

V. Ресурсное обеспечение Программы

Мероприятия Программы финансируются за счет средств областного бюджета, федерального бюджета (прогнозно) и внебюджетных источников (прогнозно). Предполагаемый объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, составляет 10404 млн. рублей.
Суммарные расходы на реализацию мероприятий содержатся в следующей таблице:

┌───┬─────────────────────────┬──────┬────────┬────────────────────^, 72;──────┐
│ № │  Название мероприятия   │Срок  │Объем   │В том числе за счет средств│
│п/п│                         │испол-│финанси-├───────┬───────────┬───────┤
│   │                         │нения │рования │област-│феде-      │внебюд-│
│   │                         │      │всего,  │ного   │рального   │жетных │
│   │                         │      │тыс.    │бюджета│бюджета    │источ- │
│   │                         │      │руб.    │       │(прогнозно)│ников  │
│   │                         │      │        │       │           │(прог- │
│   │                         │      │        │       │           │нозно) │
├───┼─────────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────────┼───────┤
│1. │Развитие                 │ 2010 │  600   │  600  │     -     │   -   │
│   │нормативно-правовой базы │      │        │       │           │       │
│   │в научно-технической     │      │        │       │           │       │
│   │и инновационной сфере    │      │        │       │           │       │
├───┼─────────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────────┼───────┤
│2. │Развитие инновационной   │2010 -│1946000 │446000 │  1500000  │   -   │
│   │инфраструктуры и         │ 2013 │        │       │           │       │
│   │имущественной поддержки  │      │        │       │           │       │
│   │субъектов инновационного │      │        │       │           │       │
│   │предпринимательства      │      │        │       │           │       │
│   │региональных кластеров и │      │        │       │           │       │
│   │парка высоких технологий │      │        │       │           │       │
├───┼─────────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────────┼───────┤
│3. │Правовая, информационная │2010 -│ 42400  │ 42400 │     -     │   -   │
│   │и аналитическая поддержка│ 2013 │        │       │           │       │
│   │субъектов инновационного │      │        │       │           │       │
│   │предпринимательства      │      │        │       │           │       │
│   │региональных кластеров и │      │        │       │           │       │
│   │парка высоких технологий │      │        │       │           │       │
├───┼─────────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────────┼───────┤
│4. │Развитие системы         │2010 -│8415000 │515000 │    600    │7300000│
│   │финансовой поддержки     │ 2013 │        │       │           │       │
│   │субъектов инновационного │      │        │       │           │       │
│   │предпринимательства      │      │        │       │           │       │
│   │региональных кластеров и │      │        │       │           │       │
│   │парка высоких технологий │      │        │       │           │       │
├───┴─────────────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────────┼───────┤
│   Итого:                    │2010 -│10404000│1004000│  2100000  │7300000│
│                             │ 2013 │        │       │           │       │
└─────────────────────────────┴──────┴────────┴───────┴───────────┴───────┘

В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы и источники финансирования подлежат ежегодной корректировке на основе анализа достигнутых результатов.
С целью привлечения средств федерального бюджета на реализацию мероприятий настоящей Программы планируется участие в конкурсах, проводимых в рамках федеральных целевых программ по развитию инновационной деятельности.

VI. Организация управления реализацией Программы
и контроль за ходом ее выполнения

Управление реализацией Программы осуществляется на основе системного подхода, предполагающего комплексность, конкурсность, делегирование функций, взаимодействие и координацию деятельности всех субъектов, заинтересованных в развитии инфраструктуры инновационной деятельности в области.
Управление и контроль за исполнением конкретных мероприятий Программы возлагаются на министерство промышленности и энергетики области.

VII. Оценка эффективности реализации Программы

Реализация Программы позволит:
создать в Саратовской области эффективно действующую региональную инновационную инфраструктуру, обеспечивающую формирование "цепочки" потребителей результатов инновационной деятельности на каждом ее этапе: идея - опытный образец (технология) - инвестиционный проект - внедрение;
повысить конкурентоспособность продукции (работ, услуг) организаций Саратовской области за счет использования передовых наукоемких технологий;
обеспечить концентрацию материальных и интеллектуальных ресурсов на решении проблем ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики, снижение себестоимости проводимых научных исследований, повышение их конкурентоспособности по экономическим показателям;
содействовать развитию конкурентоспособного сектора исследований и разработок, укреплению материально-технологической базы исследований научных организаций, вузов;
повысить экономическую эффективность инвестиций в инновационные проекты за счет создания условий качественной подготовки, отбора и сопровождения проектов;
развить научно-технологическую базу основных промышленных предприятий;
привлечь не менее 3 млрд. рублей из внебюджетных источников на реализацию инновационных проектов в интересах развития области;
обеспечить экономику Саратовской области квалифицированными специалистами в сфере создания и управления инновационным бизнесом: к 2013 году не менее 300 человек, вовлечь не менее 3 образовательных учреждений в учебный процесс, связанный с подготовкой специалистов в сфере инновационной деятельности;
увеличить объем научно-технических работ не менее чем на 10 процентов ежегодно.

Основные индикаторы реализации мероприятий Программы
в 2009 - 2015 годах

┌───┬────────────────┬────┬──────┬──────┬───────┬───────┬─────┬─────┬─────┐
│ № │   Показатели   │Ед. │ 2009 │ 2010 │ 2011  │ 2012  │2013 │2014 │2015 │
│п/п│                │изм.│ год  │ год  │  год  │  год  │ год │ год │ год │
├───┼────────────────┼────┼──────┼──────┼───────┼───────┼─────┼─────┼─────┤
│1. │Число           │ед. │  55  │  63  │   75  │   87  │   95│  100│  110│
│   │организаций,    │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │осуществляющих  │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │инновационную   │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │деятельность    │    │      │      │       │       │     │     │     │
├───┼────────────────┼────┼──────┼──────┼───────┼───────┼─────┼─────┼─────┤
│2. │Затраты на      │млн.│1700  │2500  │ 3500  │ 4000  │ 5000│ 5900│ 6700│
│   │технологические │руб.│      │      │       │       │     │     │     │
│   │инновации в     │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │отчетном году   │    │      │      │       │       │     │     │     │
├───┼────────────────┼────┼──────┼──────┼───────┼───────┼─────┼─────┼─────┤
│3. │Объем           │млн.│8000  │9000  │11500  │15100  │18300│21500│25700│
│   │отгруженных     │руб.│      │      │       │       │     │     │     │
│   │инновационных   │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │товаров, работ, │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │услуг           │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │инновационно-   │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │активными       │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │предприятиями   │    │      │      │       │       │     │     │     │
├───┼────────────────┼────┼──────┼──────┼───────┼───────┼─────┼─────┼─────┤
│4. │Удельный вес    │ %  │   9,0│  11,0│   13,5│   14,6│   18│   25│   32│
│   │инновационной   │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │продукции в     │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │общем объеме    │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │отгруженной     │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │продукции       │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │инновационно-   │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │активными       │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │предприятиями   │    │      │      │       │       │     │     │     │
├───┼────────────────┼────┼──────┼──────┼───────┼───────┼─────┼─────┼─────┤
│5. │Количество      │ед. │   -  │  20  │   30  │   40  │   50│   70│   85│
│   │инновационных   │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │проектов, по    │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │которым         │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │предполагается  │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │оказать         │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │бюджетную       │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │поддержку       │    │      │      │       │       │     │     │     │
├───┼────────────────┼────┼──────┼──────┼───────┼───────┼─────┼─────┼─────┤
│6. │Количество      │чел.│   -  │ 100  │  300  │  400  │  500│  800│  900│
│   │созданных       │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │высокоопла-     │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │чиваемых рабочих│    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │мест            │    │      │      │       │       │     │     │     │
├───┼────────────────┼────┼──────┼──────┼───────┼───────┼─────┼─────┼─────┤
│7. │Прибыль от      │млн.│   -  │ 950  │ 1380  │ 2265  │ 3660│ 4300│ 5140│
│   │реализации      │руб.│      │      │       │       │     │     │     │
│   │инновационных   │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │товаров, работ, │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │услуг           │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │инновационно-   │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │активными       │    │      │      │       │       │     │     │     │
│   │предприятиями   │    │      │      │       │       │     │     │     │
├───┼────────────────┼────┼──────┼──────┼───────┼───────┼─────┼─────┼─────┤
│8. │Налоговые       │млн.│   -  │ 541  │  833,3│ 1250  │ 1667│ 2300│ 3800│
│   │поступления в   │руб.│      │      │       │       │     │     │     │
│   │областной бюджет│    │      │      │       │       │     │     │     │
└───┴────────────────┴────┴──────┴──────┴───────┴───────┴─────┴─────┴─────┘