“Переход России к инновационному пути развития – это единственная возможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти в мировое сообщество на равных” - говорится в “Основах политики Российской Федерации в области развитии науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу”. Переход к инновационному развитию страны определён в этом документе как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий - формирование развития национальной инновационной системы. Политика, формируемая Министерством образования и науки Российской Федерации, нацелена на реализацию этих целей и задач. Федеральное Агентство по науке и инновациям отвечает за реализацию государственной политики и решает эти задачи в рамках федеральной целевой научно – технической программы исследований и разработок по приоритетным направлениям развития науки и техники на период с 2002 по 2006 годы. Традиционная структура этой программы, которая охватывала поддержку фундаментальных исследований и прикладных разработок, была изложена в новой редакции, принятой постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 года № 540. В программу впервые включен блок, который охватывает построение национальной инновационной системы в поддержку инновационной деятельности в России. Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно – техническая программа: определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнёрства; развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в России; а также содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности ВУЗов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др. Управление программой осуществляется Научно-координационным советом под руководством Министра. По шести основным научно – техническим направлениям сформированы приоритеты:
- энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии; - технологии живых систем; - информационно-телекоммуникационные системы; - экология и рациональное природопользование; - безопасность и противодействие терроризму. В новой редакции программы следует отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.
Первый блок – генерация знаний В рамках этого блока реализуется около 250 проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка научно–организационного и методического обеспечения интеграции научной и образовательной деятельности, поддерживаются пилотные проекты в этой сфере, создаются научно-образовательные комплексы. Большое значение придаётся развитию приборной базы научных организаций и высших учебных заведений для того, чтобы обеспечить новейшим оборудованием и исследовательскими приборами научную и образовательную сферы. Кроме того, с целью сохранения и развития кадрового потенциала науки осуществляется поддержка такого направления как проекты молодых учёных. Такую поддержку получили около 1000 проектов аспирантов и около 500 проектов студентов старших курсов, которые были отобраны на конкурсной основе в соответствии с приоритетными направлениями. Второй блок – разработка технологий Этот блок ориентирован на поддержку и развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно–конструкторских, технологических и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем около 10 млн. рублей. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы. В рамках этого же блока осуществляется поддержка развития сети коллективного пользования научным оборудованием и обеспечивается функционирование уникальных стендов и установок научных и образовательных организаций. Сюда же включаются такие уникальные объекты как ботанические сады, обсерватории, научные музеи и тому подобные объекты. В основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инвестиционной системы на период до 2010 года, построение национальной инвестиционной системы (НИС) также определено как цель и основная задача деятельности федеральных органов исполнительной власти в области поддержки развития инновационной деятельности. Третий блок программы – коммерциализация технологий Формирование НИС складывается из 3-х основных направлений: создание благоприятной экономической правовой среды в отношении участников инновационного процесса; формирование инфраструктуры инновационной деятельности; создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. В первую очередь, здесь следует говорить о создании и развитии эффективных механизмов государственного и частного партнёрства. Хорошими примерами в этой связи могут стать реализуемые, начиная с 2003 года, важнейшие инновационные проекты государственного значения, которые были поддержаны ещё Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации и очень успешно продолжают развиваться при поддержке Федерального Агентства науки и инноваций, фактически при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. Новый шаг - поддержка за счёт бюджетных средств такого направления как венчурные проекты. Это мероприятие позволило финансировать сопровождение и реализацию крупных венчурных проектов, также впервые реализуемые в рамках новой редакции программы. Важнейший элемент инновационной инфраструктуры – это финансовая инфраструктура. В первую очередь, это бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно – технической сфере; российский фонд технологического развития (РФТР). РФТР - внебюджетный фонд, который формируется из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных научно – технических, в первую очередь, инновационных проектов. Ограничений по получателям, будь то малые предприятия или государственные организации, не существуют. В настоящее время российский фонд технологического развития приступил к работе. В конце 2005 года введены временные положения о регистрации во внебюджетных фондах и о приёме и работе с заявками на получение беспроцентных займов из этого фонда в поддержку проектов. Нельзя не сказать о новом механизме поддержки инновационных проектов, одном из самых современных и перспективных инструментов финансовой инфраструктуры – венчурном инвестировании. В отсутствии собственных средств, как правило, малые предприятия могут получить кредиты в банках, но не в состоянии предоставить залог на крупные инвестиционные средства. В этой ситуации именно венчурное инвестирование может явиться тем источником финансов, который позволит компаниям развиваться, в том числе и на ранних стадиях. Для России это относительно новый инструмент, венчурные фонды стали действовать буквально десятилетие, и поэтому усилия государства в настоящее время направлены на поддержку развития системы венчурного инвестирования. В настоящее время по распоряжению Правительства Российской Федерации создан единственный венчурный фонд, средства которого направляются на создание отраслевых региональных венчурных фондов, претерпевает сложности в связи отсутствием механизма его наполнения из бюджетных средств. Но поскольку Министерство и Агентство прикладывают усилия к тому, чтобы принять соответствующие нормативные и законодательные акты, которые позволили бы создать механизм наполнения такого фонда, то мы надеемся на то, что этот механизм будет разработан в ближайшее время. Что же делается в рамках программы? В первую очередь, создание коучинг-центров по венчурному предпринимательству. В настоящее время созданы 5 коучинг-центров во всех основных федеральных округах за исключением Дальневосточного. Но в программе 2006 года в Дальневосточном федеральном округе также предполагается создание коучинг-центра. Начиная с 2005 года, осуществляется научно методическая поддержка создания венчурных фондов ранних стадий развития с государственным участием. В Центральном, Приволжском и Сибирском федеральных округах созданы венчурные фонды при поддержке российской науки. В качестве примера можно привести Сибирский региональный венчурный фонд, который создан в виде закрытого инвестиционного фонда венчурных инвестиций с объемом имущества фонда в 150 млн. рублей. Следующее направление – подготовка кадров для венчурного предпринимательства. В рамках программы оказывается поддержка создания международного учебного научно-консультационного центра инновационного предпринимательства на базе Московского государственного университета имени Ломоносова. В настоящее время на базе МГУ в процесс обучения для экономических и естественных факультетов вводится курс по венчурному предпринимательству с тем, чтобы отработать этот новый предмет изучения, а затем сделать этот курс базовым для университетов и высших учебных заведений. Важным элементом развития инфраструктуры венчурного предпринимательства рассматривается российская венчурная ярмарка, с 2005 года проводимая российским венчурным форумом. Региональные венчурные ярмарки также действуют с 2005 года. Приуроченная к 1000-тию города, прошла венчурная ярмарка в Казани. Начиная с 2003 года, проводятся региональные ярмарки для бизнес-ангелов в Приволжском федеральном округе. В будущем году планируется проведение такой ярмарки в Сибирском федеральном округе. Впервые в этой программе осуществляется поддержка не только развития инфраструктурных элементов венчурного инвестирования, но и поддержка крупных венчурных проектов как существенного элемента развития частно-государственного партнёрства. В рамках федеральной программы в 2005 году были профинансированы на конкурсной основе 48 проектов. Срок реализации этих проектов рассчитан на 2 года, 2005-2006 годы. В 2006 году также будут дополнительно отобраны около 40 проектов. В настоящее время конкурс такой идёт и общий объём бюджетного финансирования в 2005-2006 году составляет 863,5 млн. рублей, что предполагает привлечение примерно в 2,4 раза больше внебюджетных инвестиций как одно из условий подачи заявок и соответственно реализации данных проектов. По предварительным данным, которые охватывают пока не все отчёты, проанализированные нами по реализации 2005 года по венчурным проектам, привлечено уже 880 млн. рублей при плане 859 млн. То есть, можно сказать, что усилия оправдываются. К венчурным проектам отнесены те, которые предполагают значительный экономический эффект, ускоренное развитие предприятия на базе новейшей технологии и эти проекты должны обеспечить высокую доходность и их привлекательность для венчурного инвестирования. Кроме того, условием проекта является то, что из федерального бюджета финансируется только научно-исследовательские прикладные разработки, а введение в производство, развитие производства, выведение продукции на рынок – это финансируется инвестором, который участвует в проекте. Общий объём продаж продукции, созданной в результате проектов, начиная с 2007 года и в течение 3-х лет, должен минимум в 5 раз превысить бюджетные средства, выделенные на реализацию и поддержку этих проектов. Примерная цифра, которая соотносит бюджетные инвестиции и привлечённые средства – это в 2,4 раза. Такой индикатор заложен в программе, и он контролируется. Максимальное количество проектов подано и поддерживается в Центральном федеральном округе, на втором месте Северо-Западный федеральный округ. Это наиболее продвинутые на сегодняшний день федеральные округа. Следует отметить, что после того, как прошли ярмарки в Приволжском федеральном округе, активность компаний этого округа значительно выросла, очень вырос уровень тех компаний, которые участвовали в венчурных ярмарках, и принимали участие в наших конкурсах. Я достаточно бегло охарактеризовала деятельность Федерального Агентства по науке и инновациям по развитию и реализации той политики, которую определило Правительство Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации в федеральной целевой научно–технической программе, которая направлена на поддержку развития научно – технической деятельности и инновационной деятельности в России. Автор: Гордиенкова Т.И., заместитель начальника Управления инновационного развития инфраструктуры Федерального Агентства по науке и инновациям Источник: |