Итоги деятельности МЭРиТ РФ в 2005 году и задачи на 2006 год (Коллегия МЭРиТ, 24.03.2006)



24 марта 2006 г. состоялась Коллегия Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации на тему: «Итоги деятельности Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в 2005 году и задачи Министерства на 2006 год»

В работе коллегии приняли участие Председатель Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадков, Министр экономического развития Российской Федерации Г.О.Греф, Вице-премьер Правительства Российской Федерации, Министр Обороны Российской Федерации С.Б.Иванов, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жуков, Президент Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н. Шохин, Председатель Торгово-промышленной палаты Е.М.Примаков, Председатель Комитета по Экономической Политике Государственной Думы Росиийской Федерации В.Г.Драганов, Заместитель Председателя Совета Федерации Д.Ф.Мезенцев, главы субъектов федерации, руководители подведомственных учреждений, торговых представительств, руководители министерств экономики субъектов федерации.



******



Тезисы к выступлению Г.О.Грефа на итоговой коллегии

Уважаемый Михаил Ефимович, уважаемые коллеги!

Итоговая коллегия нашего министерства постоянно привлекает повышенное внимание. Одной из причин этого является то, что здесь рассматриваются не только узкие внутриминистерские проблемы, но и обсуждаются состояние и перспективы развития российской экономики, мировые тенденции, идет поиск адекватного ответа на возникающие вызовы современного развития.

Российский ВВП вырос с 196,1 млрд. долл. в 1999 году до 765,8 млрд. долл. в 2005, а в реальном выражении – в полтора раза. При этом Россия продолжает демонстрировать более высокие темпы роста промышленности и ВВП, чем экономически развитые страны мира и мировая экономика в целом, уступая лишь некоторым развивающимся странам и странам СНГ. Так, по итогам 2005 года ВВП России вырос на 6.4%, в то время как ВВП Японии – на 2.8%, США – на 3.5%, Еврозоны – на 1.3%, СНГ – на 7 процентов.

Однако это не должно вводить нас в заблуждение. Особенностью современной ситуации является то, что мы находимся в преддверии значительного замедления экономического роста, связанного с исчерпанием возможностей ускоренного роста добычи и экспорта нефти, а также с общим снижением конкурентоспособности промышленности после продолжительного периода укрепления рубля. Последние несколько лет высокие темпы роста экономики, и в частности промышленности, обеспечивались рядом благоприятных факторов: ускоренным развитием нефтегазодобывающего сектора, наличием недозагруженных промышленных мощностей, и низким реальным курсом рубля, который вкупе с невысокой платежеспособностью стимулировал спрос на продукцию российских предприятий. На сегодня эти факторы в основном исчерпаны, или, во всяком случае, уже не могут обеспечивать столь высокие темпы роста российской экономики. Единственный путь наращивания нашего экономического потенциала – это повышение производительности труда и диверсификация экономики. И то, и другое, в свою очередь, невозможно без существенного опережающего роста инвестиций.

Другая проблема – быстрый рост бюджетных обязательств, прежде всего текущих, основанный на доходах бюджета, полученных при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. При снижении мировых цен на российские энергоносители разрыв в бюджетных расходах может быть покрыт в течение некоторого времени за счет средств Стабилизационного фонда. Но в дальнейшем с учетом потенциального снижения кредитного рейтинга может возникнуть угроза бюджетного дефицита. При этом поступления в бюджет в случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры снизятся не только от энергетического сектора, но и от других отраслей экономики. По нашим расчетам, при снижении цены на нефть до уровня 20 долларов США за баррель, ежегодный объем выпадающих доходов может составить около 900 миллиардов рублей. В этой ситуации при неизбежной ликвидации профицита, отказа от досрочного погашения государственного долга и перехода к чистым заимствованиям средства Стабфонда позволят финансировать расходы в течение 2-2,5 лет.

Вызовы глобализации предъявляют новые требования к оценке роли России в мировой экономике. Быстро происходящие перемены в системе мировой торговли, неизбежная ее либерализация (средневзвешенный таможенный тариф сократился за последние 30 лет с 50% до 6,5%, а по сельскохозяйственным группам товаров – со 160% до 60%) предоставляет российским компаниям новые возможности, но одновременно повышает планку требований к их конкурентоспособности. В новых условиях для того, чтобы успешно продолжать свой бизнес уже недостаточно быть первым во внутреннем соревновании, необходимо быть мировым лидером. Это позволяет не только сохранить потребителей в собственной стране, но и завоевать новые рынки за рубежом. Анализ опыта стран юго-восточной Азии показывает, что возможность быстрого развития эти страны получили благодаря росту глобализации, открытости мировых рынков. Только ориентируясь на глобальные рынки и мировую конкурентоспособность можно добиться быстрых темпов развития.

В этой связи необходимо опираться на конкурентные преимущества нашей страны – природные ресурсы, географические и транспортные возможности, интеллектуальный капитал, а также повышать качество образования и формировать инновационную инфраструктуру, что позволит стать лидером в любой отрасли, а возможно даже создать новые отрасли, не существующие сегодня.

Адекватный ответ на вызов глобализации состоит в оптимальном сочетании двух подходов: формирования благоприятного инвестиционного климата и конкретных действий по стимулированию развития различных секторов экономики.

Формирование институциональной среды, создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, улучшение инвестиционного климата были и остаются важнейшим аспектом деятельности нашего Министерства. Кратко остановлюсь лишь на некоторых инициативах. Подробно результаты нашей работы описаны в розданных вам материалах, а задачи, стоящие перед Правительством и перед нашим ведомством детально прописаны в Среднесрочной программе.

В области формирования институциональной среды действия нашего Министерства сконцентрированы на нескольких ключевых направлениях, по которым мы провели значительную работу в прошлом году и будем продолжать активно работать в этом году. Это, в первую очередь, совершенствование регулирования предпринимательской деятельности.

В прошлом году в Государственную Думу были внесены разработанные Министерством законопроекты, нацеленные на существенное улучшение корпоративного управления, в частности в области банкротства, урегулирования корпоративных конфликтов, предотвращения рейдерства, приводящего к незаконному захвату чужой собственности, регулирования оценочной деятельности. В этом году будет продолжена работа по созданию и доработке механизмов регулирования процедуры банкротства финансовых организаций, совершенствованию процедур банкротства стратегических предприятий и организаций. Также ведется проработка основ единой государственной политики в области управленческого учета, корпоративной отчетности, включая систему государственных требований к составлению, аудиту, а также процедурам сбора, хранения и опубликования финансовой, налоговой и статистической отчетности.

Другое важное направление законотворческой деятельности Министерства – земельные отношения. В этой сфере в прошлом году был разработан и внесен в Государственную Думу целый ряд законопроектов. Основные из них регулируют порядок и условия оформления и переоформления прав на земельные участки, на которых уже находится частная недвижимость. Формируется кадастр объектов недвижимости и система их массовой оценки недвижимости. Не буду перечислять множества проектов законов и нормативно-правовых актов, которые мы запланировали разработать в этом году – подробная информация о них содержится в материалах к коллегии. Скажу лишь, что в 2006 году мы должны решить основные нормативные проблемы регулирования земельного рынка, что позволит сделать землю активом предприятий.

Также были внесены в Думу и прошла первое чтение новая редакция Лесного кодекса, принят во втором – Водный кодекс, совершенствующие правовое регулирование отношений, возникающих в процессе использования, восстановления и охраны природных ресурсов. В первом чтении был принят ФЗ “О конкуренции”, вступил в действие закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”.

Другим действенным механизмом улучшения предпринимательского климата является повышение эффективности государственного управления, ведь то насколько мы, чиновники, прозрачно и эффективно работаем, напрямую влияет на временнЫе и финансовые издержки бизнеса. В прошлом году Министерство разработало Концепцию административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах и План соответствующих мероприятий. В 2006 году нам предстоит регламентировать 39 государственных функций и услуг, связанных с жизненными интересами граждан и предпринимательской деятельностью. Среди таких функций и услуг: выдача паспорта, регистрация гражданина по месту пребывания, регистрация прав на недвижимое имущество, ведение различного рода реестров, лицензирование отдельных видов деятельности и т.д. Также, в этом году будут проведены конкурсы по отбору федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации для выделения средств на стимулирование проведения административной реформы в 2006 году.

Одним из важнейших элементов новой системы управления является внедрение механизмов управления по результатам. Предстоит, с одной стороны, создать реально работающую инструментальную базу, и, прежде всего, запустить механизм финансирования деятельности министерств через ведомственные целевые программы. А с другой – необходимо интегрировать существующие элементы стратегического, отраслевого, бюджетного планирования и прогнозирования в единую систему, четко увязав цели и показатели деятельности Правительства, органов исполнительной власти с используемыми бюджетными ресурсами.

Важнейшим моментом с точки зрения повышения прозрачности деятельности органов государственной власти является принятие в прошлом году разработанного Минэкономразвития Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В этом году предстоит осуществить перенастройку всей системы государственных закупок с тем, чтобы она соответствовала новым требованиям. Кроме того, в рамках ФЦП “Электронная Россия” реализуется проект создания системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд.

Важное направление – целевая программа развития судебной системы. Предыдущая программа позволила осуществить меры по улучшению прежде всего материально-технического обеспечения судей, чья средняя зарплата доведена до 59 тыс. руб. Готовящаяся в настоящее время новая программа будет нацелена на повышение прозрачности судебной системы, ее эффективности, независимости, на минимизацию коррупции в судейском корпусе.

Конечно же, функция федеральных властей не может ограничиваться исключительно выработкой политических решений и созданием “рамочных” законов. Обостряющаяся глобальная конкуренция требует от нас создания новых “институтов и механизмов развития”, стимулирующих появление новых продуктов, новых рынков; требует конкретных мер, направленных на развитие основных секторов экономики.

Условно российскую экономику можно разделить на пять основополагающих элементов. Каждому из них присущи проблемы, которые необходимо решать с помощью структурных мер.

Первый элемент – это нефтегазовый сектор, который производит около четверти ВВП и играет ведущую роль в формировании всей финансовой системы страны. Его темп роста в последние годы составлял около 7% в год. Но сейчас его рост снижается до 1-2% в год.

Вторая базовая составляющая – это сырьевые сектора, включая металлургию, химическую и лесную промышленность. Он дает почти 10% российского ВВП. Среднегодовой темп роста этого сектора в последнее время составлял около 5-6%. Сейчас он начинает снижаться до 3-4% в год.

Третий – это машиностроение, на которые приходится около 6% ВВП. Темп роста этого сектора в последние годы составляли 5-6% в год. Но уже в ближайшей перспективе они могут сократиться вдвое.

Четвертый блок – это сектор услуг, в котором сосредоточено около половины ВВП. Этот сектор характеризуется крайней неоднородностью. Ведущую роль в нем играет динамично растущая торговля, которая дает более 20% ВВП. С другой стороны – сектор социальных услуг, который характеризуется падающим качеством предлагаемых услуг и растущим отставанием падающей заработной платы от остальных более сильных секторов экономики.

Пятая составляющая – инфраструктура экономики. Это транспорт, связь, электроэнергетика, составляющие вместе более 10% ВВП.

Вместе с проблемами, у каждого из этих блоков есть потенциальные конкурентные преимущества. Сейчас на повестке дня стоит вопрос выявления и развития этих конкурентных преимуществ. В прошлом году мы начали разработку линейки инструментов повышения конкурентоспособности этих секторов российской экономики.

1. Развитие нефтегазового сектора планируется поддержать принятием в этом году и реализацией в следующем году комплекса налоговых мер, а так же запуском строительства новых нефте- и газопроводов. Значительный импульс этому развитию может придать принятие нового закона "О недрах".

2. На развитие сырьевого комплекса направлено прежде всего совершенствование мер таможенно-тарифного регулирования. Речь идет, в первую очередь, об отмене ввозных пошлин на широкий спектр технологичного оборудования, в том числе для сырьевых отраслей, повышении экспортных пошлин на вывоз сырья. Правовой основой развития этого комплекса должно стать принятие новых Лесного и Водного кодексов. Важную роль в развитии сырьевого комплекса должна сыграть кластерная политика.

3. Третий блок российской экономики является, пожалуй, наиболее проблемным. Во многом это определяется тем, что в нем сосредоточено наибольшее количество государственных, в том числе оборонных предприятий. Для повышения конкурентоспособности этого сектора необходимо реформирование предприятий ОПК, дальнейшая приватизация, в том числе через IPO на международных рынках, повышение эффективности управления госсобственностью, в том числе путем привлечения частных компаний к управлению государственными активами.

Для развития частных предприятий этого блока необходимо стимулирование инвестиций и экспорта. Здесь стоит назвать становление особых экономических зон, расширение режима промышленной сборки, планируемый запуск венчурного финансирования и активизация кредитной поддержки экспорта. Источником долгосрочных финансовых ресурсов для проектов в высокотехнологичном машиностроительном комплексе могут и должны стать такие институты развития, как Российский банк развития, Росэксимбанк и другие государственные финансовые институты. Нам необходимо провести их реорганизацию и создать на их базе Государственную корпорацию Российский банк развития, которая станет действительно эффективным финансовым мотором для развития российского сектора высоких технологий. Также чрезвычайно важной мерой для развития этого блока является улучшение таможенного администрирования.

4. Четвертый блок, блок услуг, требует различных подходов ввиду своей неоднородности. В частности, в секторе образования и здравоохранения, необходимо проведение реформ, нацеленных на кардинальное повышение качества услуг. В секторе ЖКХ необходимо повышение прозрачности и создание конкурентной среды. Существенным стимулом для развития сектора услуг могут стать распространение механизма особых экономических зон на сферу туризма. Закон об этом уже принят в первом чтении.

5. Пятый блок. На развитие инфраструктуры ориентированы такие инструменты как Инвестиционный фонд, концессионные соглашения, портовые особые экономические зоны. Необходимо продолжение реформирования естественных монополий, направленное на разделение конкурентных и монопольных видов деятельности, давление на издержки монополий и совершенствование тарифного регулирования.

Многие из приведенных здесь мер экономической политики находятся на начальной стадии внедрения и наша задача в ближайшие год-два реализовать их с максимальной отдачей. Чрезвычайно важно отметить, что эти меры могут принести плоды только в условиях стабильной макроэкономической ситуации и благоприятного инвестиционного климата.

Меры, о которых я сейчас говорил, определяют логику наиболее актуальных задач, стоящих перед Министерством в этом году:

1. Создание инструментов для повышения инвестиционной активности частного сектора. В 2005 году была создана целая линейка новых инструментов, направленных на стимулирование частных инвестиций и диверсификацию экономики, а в этом году нам предстоит засучив рукава обеспечить их эффективность и результативность – это особые экономические зоны, инвестиционный фонд, механизм концессионных соглашений, новый режим промышленной сборки в автомобильной отрасли.

ОЭЗ. Наша многолетняя работа по разработке закона “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” наконец-то принесла результат – закон принят, создано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ), подведомственное Минэкономразвития России, и в ноябре 2005 г. проведен конкурс по отбору первых шести пилотных проектов. Регионы проявили огромный интерес к этому механизму – на конкурс было подано 72 заявки от 47 субъектов Российской Федерации. 21 декабря 2005 г. постановлением Правительства были созданы четыре технико-внедренческие зоны - г. Дубна, г. Зеленоград, г. Томск, г. Санкт-Петербург, а также две зоны промышленно-производственного типа (в Липецкой области и Республике Татарстан). В этом году мы, совместно с РосОЭЗ должны будем проделать огромную работу по подготовку к запуску зон, поиску инвесторов, обеспечению инфраструктуры.

Инвестфонд. 2005 год ознаменовался также созданием механизма Инвестиционного Фонда, амбициозный проект частно-государственного партнерства, открывающий новую страницу во взаимоотношениях государства и бизнеса. Это инструмент реализации крупных проектов, сопряженных с высокими рисками и требующих крупных финансовых вложений. Реализация таких проектов возможна только при объединении усилий государства и бизнеса, имея в виду не только финансовый вклад, который обе стороны внесут в реализацию проекта, но и менеджмент при реализации проекта. Ведь партнерами государства по реализации проектов будет крупный бизнес, давно использующий западные стандарты управления. Сделано все возможное для организации эффективного сотрудничества в рамках Инвестиционного фонда, и мы надеемся, что первые же проекты оправдают наши ожидания.

В этом году нам предстоит завершить разработку подзаконных актов. После этого, в течение 2-3 кварталов должен быть осуществлен отбор инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестфонда. Среди претендентов есть, например, такие проекты как создание нового промышленного района в Нижнем Приангарье, строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, строительство нового НПЗ в Нижнекамске, первая очередь платной автодороги Москва-Санкт-Петербург, и развитие портовой инфраструктуры в Усть-Луге. Еще раз хочу подчеркнуть важность запуска этого механизма уже в текущем году. Правительство и Минэкономразвития в частности должны продемонстрировать возможность и эффективность применения проектного подхода в деятельности властей.

Промсборка. В целях стимулирования привлечения инвестиций в создание новых производственных мощностей по изготовлению автомобилей и комплектующих было разработано и принято постановление Правительства “О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в части автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки”. В соответствии с ним ввоз автокомпонентов для промышленной сборки осуществляется по сниженным ставкам таможенных пошлин (вплоть до нулевого уровня). При этом действующая средневзвешенная ставка на автокомпоненты составляет около 12,5%, в то время как “для промышленной сборки” - порядка 3%. Этот механизм позволит как привлечь дополнительные инвестиции в создание новых производственных мощностей, так и стимулировать модернизацию и обновление уже существующих мощностей. К настоящему времени в рамках данного механизма уже заключены соглашения с двумя российскими производителями ОАО “ИжАвто” и ОАО “СеверстальАвто”. Ведутся переговоры с девятью крупнейшими мировыми автопроизводителями.

Концессии. Важным инструментом привлечения частных инвестиций станет принятый в июле прошлого года Федеральный закон “О концессионных соглашениях”. Этот механизм позволит государству привлечь средства в развитие инфраструктуры, а инвесторам даст возможность организации своего бизнеса там, где традиционно доминируют государственные компании и невозможна приватизация. Одновременно мы решаем задачу повышения уровня конкуренции в инфраструктурных отраслях (например, коммунальные и транспортные услуги), что будет способствовать стабилизации и снижению тарифов.

2. Инновационная политика. В этой области, совместно с Минобрнауки разрабатывается целый комплекс мер, направленных на поддержку развития компаний, производящих инновационную продукцию и оказывающих высокотехнологичные услуги, а также для стимулирования внедрения инноваций в традиционных отраслях экономики.

В частности, ведется работа по созданию так называемого механизма “фонда фондов”, стимулирующего частный венчурный капитал к осуществлению инвестиций в инновационные компании, особенно на ранних стадиях их развития. Важным направлением станет формирование технико-внедренческих зон и поддержка развития технопарков. Абсолютно необходимо обеспечение прозрачных механизмов закрепления, оборота и защиты прав на интеллектуальную собственность. Эти механизмы должны стать основой конструкции, позволяющей создать комфортный “микроклимат” для деятельности инновационно-активных компаний.

3. Кластерная политика. Набор используемых нами “новых институтов развития” должен пополниться еще одним важным элементом, давно и успешно используемым во всем мире – это проведение активной кластерной политики.

Меры по развитию кластеров предусматривают, прежде всего, снятие барьеров и развитие межотраслевых и межсекторальных связей, а не применение различных протекционистских мер. Кластерная политика стимулирует инициативу на региональном и местном уровне, что очень важно. Это прежде всего инструмент регионального развития, и функции федерального центра здесь сводятся лишь к нахождению кластеров и созданию стимулов для регионов по их развитию. Создание крупных недостающих элементов кластеров может осуществляться с помощью других “институтов развития” - Инвестфонда, особых экономических зон и так далее.

4. Новые инструменты поддержки малого предпринимательства. В 2005 г. нами были разработаны и опробованы новые механизмы поддержки малого предпринимательства, включая поддержку малых предприятий-экспортеров; создание региональных венчурных фондов с частными инвесторами; развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства; создание бизнес-инкубаторов.

Для апробации этих механизмов Минэкономразвития России провело конкурсный отбор субъектов Российской Федерации. Победившими были признаны 108 заявок 54 субъектов Российской Федерации, бюджетам которых были предоставлены субсидии и субвенции на общую сумму порядка полутора миллиардов рублей. В настоящее время реализуется 40 проектов создания бизнес-инкубаторов на территории 33 субъектов Российской Федерации. 12 бизнес-инкубаторов откроются в первом полугодии 2006 года. Завершение данных проектов позволит разместить на льготных условиях и предоставить необходимую консультационную поддержку более 1000 стартующим предприятиям.

Также ведется работа по созданию 6 региональных частно-государственных венчурных фондов (объем выделяемых бюджетных средств – 1,12 млрд. рублей на паритетной основе из федерального и региональных бюджетов). Управляемые профессиональными венчурными капиталистами фонды, общая капитализация которых может достигнуть 2.5 млрд. рублей, начнут функционировать в III квартале 2006 г. В течение следующих 2-3 лет они смогут обеспечить акционерным капиталом не менее 100 лучших российских инновационных проектов, обладающих значительным потенциалом роста на внутреннем и международных рынках.

5. ВЭД. Основной задачей нашей внешнеэкономической политики в прошлом году было максимально приблизиться к завершению переговоров о присоединении России к Всемирной торговой организации. Были завершены двусторонние переговоры и подписаны соответствующие двусторонние Протоколы с 19 странами и окончательно согласованы условия еще с 11 странами. Осталось завершить переговоры по условиям присоединения России к ВТО с четырьмя странами – США, Австралией, Швейцарией и Колумбией – это ключевая задача российской внешнеэкономической политики на этот год.

Также должны быть выработаны меры, необходимые для выполнения обязательств России, вытекающие из членства в ВТО, а также реализации наших прав как полноправного члена организации. Решение последней задачи непосредственно связано с выработкой переговорной позиции России в рамках Доха-раунда, а также предложений по конкретным действиям, направленным на улучшение условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки и отмены имеющихся дискриминационных торговых мер против России.

Кроме того, хочу особо отметить начало разработки концепции Стратегии внешнеэкономической деятельности Ее цель – оптимальное позиционирование России в глобальном хозяйстве с учетом имеющихся конкурентных преимуществ российской экономики. В этой связи одна из задач – это консолидация усилий российских властей и бизнеса по защите отечественных предприятий от недобросовестной конкуренции на внутреннем и мировом рынке. В текущем году мы планируем завершить разработку документа.

Чрезвычайно важным новым элементом механизма проведения институциональных преобразований должно стать обеспечение активного участия регионов в проведении реформ. До сих пор практически все реформы заканчивались написанием нормативных актов. Реальное же воплощение этих правил в жизнь – правоприменение – зачастую происходит – скажу мягко – не совсем так, как мы задумываем. Новые институты либо не приживаются, либо их внедрение происходит с огромными издержками для общества. Основная причина этих проблем – отсутствие должной мотивации для действий по новым правилам на местах. Создание эффективных стимулов в проведении преобразований для регионов – важное условие успешности реформ, которым, к сожалению, мы до сих пор пренебрегаем. Остро ощущается нехватка инструментов поддержки активных регионов.
Регионам принадлежит решающая, а иногда и исключительная роль в таких сферах как образование, здравоохранение, ЖКХ, развитие малого бизнеса, АПК, а также формирование благоприятного инвестиционного климата в целом.

Задачи агентств

Хочу заострить ваше внимание на важнейших задачах, которые предстоит решить в следующем году нашим агентствам и службе.

Первое. Радикальное повышение эффективности работы таможенной службы. Несмотря на значительное улучшение качества работы таможни, повышение ее прозрачности, резервы роста остаются большими. Концепция развития таможенных органов, принятая в прошлом году, должна стать хорошей основой для перехода на новый уровень эффективности в работе таможенных органов.

Второе. Запуск особых экономических зон. Необходимо начать строительство инфраструктуры ОЭЗ, продолжить привлечение потенциальных резидентов зон для осуществления инвестиционных и инновационных проектов, сформировать террорганы РосОЭЗ.

Третье. Необходимо завершить создание единой автоматизированной система ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, охватывающей большую часть муниципальных образований.

И последнее. Необходимо активизировать приватизационные процессы, ускорить приватизацию всех активов, не выполняющих напрямую государственных функций. При этом надо использовать новые рыночные формы приватизации, в том числе продажу посредством размещения на фондовом рынке (IPO).

Хочу подчеркнуть, что перечисленные задачи составляют отнюдь не полный список тех мероприятий, которые нам с вами предстоит решить в этом году.

Заключение

В начале своего выступления я говорил, что Россия стоит перед необходимостью поиска новых источников развития. При этом уверен, тот темп, который наша страна набрала в последние шесть лет, в долгосрочной перспективе сделает нас одним из лидеров не только по темпам роста, но и по размерам экономики. Америка и Европа – это настоящее инвесторов, Россия – их будущее.



Министерство экономического развития и торговли РФ, 24.03.2006/