Из колледжа - в бизнес

В колледже предпринимательства № 11 состоялся "круглый стол", на котором были рассмотрены технологии поддержки предпринимательских инициатив учащейся и студенческой молодежи.

Чему и как учить молодых

Главный специалист Управления науки и профессионального образования Департамента образования г.Москвы Светлана Карпова отметила, что малый бизнес сегодня нуждается в большом числе профессионалов. В то же время перед образовательными учреждениями стоит задача дальнейшего трудоустройства выпускников школ, колледжей и вузов. Департамент образования и Департамент поддержки и развития малого предпринимательства ищут новые формы помощи наиболее инициативным представителям молодежи. Светлана Карпова подчеркнула: особенно важно правильно оценивать индивидуальные качества каждого учащегося, выявлять способности молодежи к ведению предпринимательской деятельности, помочь молодым людям реализовать свои силы в создании собственного дела.

О том, как сегодня строится профессиональное обучение молодежи, рассказал директор колледжа № 11 Игорь Павлов. Он отметил, что в рамках программы поддержки малого бизнеса Правительство Москвы поручило Департаменту образования совместно с Департаментом поддержки и развития МП внедрить в учреждениях профессионального образования факультативный курс обучения основам предпринимательской деятельности. В 2006 году планируется создать на базе Московского городского центра инноваций и высоких технологий специализированный центр по научно-методическому и организационному обеспечению кадров. Сегодня активно ведется работа с учащимися по подготовке бизнес-проектов. Не первый год в Москве проводится конкурс молодежных проектов, который позволяет не только выявить наиболее успешные работы, но и сформировать целый пакет бизнес-проектов. Причем все они являются весьма интересными для инвесторов, и могут быть реализованы на предприятиях. По итогам конкурса авторы лучших работ получают возможность пройти стажировку за рубежом.

Внедряются и такие формы обучения, как учебно-консалтинговые центры и бизнес-фестивали. Участвуя в них, молодые люди могут знакомиться друг с другом как с возможными будущими партнерами по бизнесу, обсуждать совместные планы. И.Павлов отметил, что основная задача Департамента образования состоит в грамотном сопровождении и поддержке молодежных проектов. Однако существуют некоторые сложности в оказании финансовой помощи, прежде всего, мешают межведомственные барьеры. Например, победители прошлогоднего конкурса смогли получить субсидии с большой задержкой, поскольку они не являются субъектами малого бизнеса. Для решения этой проблемы намечается создать технопарк профессионального образования, который войдет в Реестр субъектов малого предпринимательства. Эта структура будет заниматься курированием молодежных инициатив и их внедрением на малых предприятиях.

Замдиректора Московского городского центра инноваций и высоких технологий (МИВТ-Центр) Игорь Марчак предложил ввести дополнительные номинации в конкурс молодежных проектов, рассчитанных на участников любого возраста. Эти изменения помогут привлечь большее количество молодых людей, сделают мероприятие еще интереснее для учащихся и преподавателей, конкурс станет "стартовым полигоном" для молодежи. Сегодня в рамках экспериментальной площадки МИВТ-Центр создает систему услуг дополнительного образования, основанную на новых формах обучения. Центр также готовит преподавательские кадры для работы с молодежью. Ведется также подбор предприятий для внедрения молодежных бизнес-проектов. И.Марчак подчеркнул, что малое предприятие - это, прежде всего, коммерческая структура, которая заинтересована в финансовой отдаче своего участия в продвижении молодежных инициатив. Но нужно сделать такое сотрудничество привлекательным для малых предприятий. Фирмы, подключившиеся к работе с молодежью, имеют приоритетное право на получение государственного заказа и льготы по аренде помещения. Им значительно легче решать кадровые вопросы - ведь они сами воспитывают эту молодую смену.

Гарантия трудоустройства

Зам. гендиректора Московского фонда подготовки кадров Владимир Тараканов подчеркнул важность взаимной заинтересованности предприятий и учебных заведений. В частности, он отметил, что, сотрудничая с предприятиями малого бизнеса, колледжи получают гарантию дальнейшего трудоустройства своих выпускников. Сделать такое социальное партнерство привлекательным для бизнеса можно, только повышая качество профессионального образования. Предприятиям нужны высококвалифицированные кадры, каждое производство готово принять классного специалиста, и чем лучше выпускник будет подготовлен профессионально, тем скорее он найдет себе применение в бизнесе.

Молодежные бизнес-проекты - это не просто игра в бизнес, а вполне зрелые работы, уже приносящие доход их авторам. Таких примеров немало. Вот, например, проект, родившийся в стенах строительного колледжа № 26. Замдиректора Дмитрий Тузов рассказал, что учащиеся факультета деревянного зодчества разработали несколько очень удачных проектов. Они даже стали частью городской программы "Мой двор, мой подъезд". А если учесть, что в тот период колледж очень нуждался в средствах, доход от реализации проектов стал серьезным подспорьем, финансовой базой для организации производственной практики учеников. К тому же дипломные проекты, создающиеся "на живом материале" - это уже готовые инвестиционно привлекательные бизнес-планы, под которые ребята самостоятельно находят частных заказчиков.

Зав. лабораторией Учебно-методического центра по профобразованию Наталья Демкина предложила активней использовать в учебном процессе стратегические деловые игры. Они помогают выявлять индивидуальные качества учеников, развить творческие способности будущих специалистов. С помощью деловых игр можно моделировать реальные действия в производственных ситуациях. Компьютерные деловые игры - один из методов подготовки и адаптации к трудовой деятельности и социальным контактам. Такие пособия незаменимы в процессе обучения молодежи навыкам предпринимательства, и они же помогают педагогам освоить новые приемы обучения. "Очень важно, - считает С.Карпова, - дать ребятам не только "набор знаний", но и помочь найти свое место в жизни".


/"Бизнес для всех", № 7 (527), 21.02.2006/