найти спонсора знакомства онлайн.

О федеральных законах, регулирующих порядок создания и функционирования особых экономических зон


Статья Министра Г.О.Грефа


Министр экономического развития и торговли РФ Греф Герман Оскарович

В 1994-97 гг. — заместитель председателя — директор Департамента недвижимого имущества, первый заместитель председателя Комитета по управлению городским имущеcтвом администрации г. Санкт-Петербурга. В 1997&98 гг. — вице-губернатор — председатель Комитета по управлению городским имуществом администрации г. Cанкт-Петербурга, член коллегии Министерства государственного имущества РФ. В 1998-2000 гг. — первый заместитель Министра государственного имущества РФ. В 1999 г. — член коллегии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, руководитель Центра стратегических разработок. С 2000 г. — Министр экономического развития и торговли РФ, Председатель Совета Фонда “Центр стратегических разработок”.

Цели создания особых экономических зон

Приоритет экономического развития страны — это создание условий, обеспечивающих стабильное повышение благосостояния населения. Это возможно только на основе динамичного и устойчивого экономического роста. Для этого необходима концентрация усилий Правительства на сохранении макроэкономической стабильности и диверсификации экономики посредством развития отраслей с высокой степенью переработки и наукоемких, высокотехнологичных отраслей.

Создание ОЭЗ является одним из широко используемых как в развитых, так и в развивающихся странах механизмом диверсификации экономики и регионального развития.

Каких результатов мы достигнем путем создания таких зон?

1. Улучшение инвестиционного и предпринимательского климата.
2. Выравнивание условий межстрановой конкуренции.
3. Развитие «новой экономики», т.е. наукоемкого производства и услуг в области высоких технологий, а также коммерциализация научно-технических разработок.
4. Развитие депрессивных территорий.

Основные подходы, заложенные в законе:

 упрощение процедуры выделения земельных участков и создание на них высококачественной инфраструктуры;
 снижение административных барьеров и, соответственно, издержек на их преодоление и возможностей для коррупции, упрощение процесса общения бизнеса с властью;
 снижение налоговой нагрузки и предоставление льготного, упрощенного таможенного режима.

Мировой опыт создания и функционирования ОЭЗ

Механизм создания ОЭЗ широко используется многими странами, стоящими на разных уровнях экономического развития, от США и Великобритании до Индии и Китая.

В мировой практике выделяют 4 типа ОЭЗ:

 зоны свободной торговли, расположенные в основном в крупных транспортных узлах в развивающихся и развитых странах;
 производственные, или промышленно-производственные зоны;
 технико-внедренческие зоны (или технополисы, технопарки);
 сервисные зоны или зоны услуг.

Опыт создания ОЭЗ в промышленно развитых и развивающихся странах принципиально различается. В развивающихся странах главными функциями, которые призваны выполнять ОЭЗ, являются достижение более высокого уровня индустриализации, включение или повышение роли страны в международной торговле. Основным или даже единственным источником привлекаемого капитала в этом случае являются иностранные инвестиции. В развитых странах создание ОЭЗ используется в основном как инструмент региональной политики, т.е. ОЭЗ создаются именно в тех регионах, где необходимо повышение уровня экономического и, соответственно, социального развития. При этом в качестве критериев при выборе территории для создания ОЭЗ используются уровень безработицы и денежных доходов населения. Число регионов, которым предоставляются специальные экономические условия развития, всегда ограничено. В связи с тем, что характерной чертой развития ОЭЗ в промышленно развитых странах является попытка придать импульсы экономического развития отдельным территориям, их главной движущей силой являются не иностранные инвестиции, а национальный частный капитал, государственные дотации и кредиты.

Подробнее о принципах функционирования зон свободной торговли, промышленно-производственных и технико-внедренческих зон.

При этом необходимо отметить, что такая классификация достаточно условна, т.к. многие ОЭЗ являются зонами смешанного типа, в частности, это касается зон свободной торговли и промышленных зон. Зоны свободной торговли создаются в основном для стимулирования внешнеторговой деятельности и представляют собой участки территории, которые рассматриваются как находящиеся за пределами государства. Это означает, что на ввезенный на территорию зоны товар не распространяется действие таможенного законодательства до тех пор, пока этот товар не будет готов для его перемещения за пределы зоны — на таможенную территорию страны или на экспорт.

Ввозные пошлины и НДС (в странах, где есть НДС), таким образом, уплачиваются не при ввозе товара для переработки, а только после производства готовой продукции и ее продажи. Во многих странах, особенно развивающихся, компании, располагающиеся в таких зонах, также получают различные налоговые льготы.

Об успешности этого механизма на примере Соединенных Штатов Америки, где в настоящее время создано 253 зоны свободной (внешней) торговли, говорят следующие данные:

 в 1992 г. общая стоимость товаров, которые были завезены и переработаны в этих зонах, достигла 93,8 млрд долл., а в конце 90-х гг. общая стоимость товаров, ежегодно ввозимых в зоны, составляла 130-150 млрд долл.;
 через эти зоны проходит 2% импорта и около 1,5% экспорта США;
 в этих зонах развиваются предприятия, производящие готовую продукцию на базе местных и зарубежных комплектующих.

При этом товары, произведенные в США, составляют 75% общего объема ввозимых товаров, т.е. зоны глубоко интегрированы в экономику страны. Основные пользователи зон — заводы по сборке автомобилей, на них приходится почти две трети всего объема выполняемых в зонах работ.

Промышленные или промышленно-производственные зоны создаются для развития производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Часто такие зоны направлены на импортозамещение, увеличение экспорта или оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных регионах. Компаниям, располагающим свое производство в таких зонах, предоставляются разнообразные налоговые льготы и упрощение административных процедур.

Например, в Южной Корее компаниям, располагающимся в таких зонах, предоставляются различные виды привилегий:

 освобождение от уплаты налогов на сырьё, а также на импортируемое оборудование;
 иностранные компании, инвестировавшие 10 млн долл. США, освобождаются от корпоративного налога на срок 3-7 лет либо до получения первой прибыли, в зависимости от вида зоны; затем на последующие 3 года они получают скидку в размере 50%; такие же льготы действуют и в отношении местных налогов;
 освобождение от уплаты арендной платы в течение 50 лет и право продления аренды на последующие 50 лет на тех же условиях;
 оказание поддержки для создания социальной инфраструктуры (медицинское обеспечение, жилье, образовательные объекты).

По состоянию на 2004 г. в Южной Корее существовало 17 различных видов ОЭЗ, в частности, 7 зон иностранного инвестирования занимали площадь 1,6 млн м2, а сумма инвестиций в эти зоны составила 848 млн долл. США. А в Великобритании существуют 30 зон, направленных на стимулирование экономической деятельности в регионах, где в течение длительного времени наблюдался значительный спад экономической активности.

Анализ первых 22 созданных зон показал, что в объекты на территории этих зон было вложено более 2 млрд фунтов стерлингов частных инвестиций и создано 60 тыс. дополнительных рабочих мест.

Технико-внедренческие зоны, или технопарки создаются для развития наукоемких производств и сферы услуг в области высоких технологий. Обычно они представляют собой территориально сгруппированную совокупность офисных и производственных помещений и научных лабораторий, предоставленных в аренду на льготных условиях компаниям, занятым коммерциализацией перспективных технологических нововведений и идей.

В таких технопарках создана высококачественная инфраструктура, включающая как инфраструктуру для ведения предпринимательской деятельности, так и социальную инфраструктуру. То есть, в зависимости от специализации зоны, это и широкополосный Интернет-доступ, и централизованные научно-производственные лаборатории, и жилье для сотрудников, инфраструктура развлечений. Компаниям, располагающимся в таких зонах, также могут предоставляться разные налоговые льготы (это делается далеко не во всех странах) и помощь в виде осуществления технологической экспертизы изобретений, защиты интеллектуальной собственности.

Особенный интерес представляет подход, используемый в Индии. В 1990 г. были созданы 3 технопарка для разработки программного обеспечения (Software Technology Parks), количество которых теперь превышает 20. В дальнейшем были также созданы отдельные зоны для производства электроники и развития биотехнологий.

Государственная политика Индии в области технопарков — это интегрированная концепция, одновременно основанная на двух подходах:

 использование концепции технопарков по примеру многих других стран, т.е. предоставления качественной инфраструктуры в непосредственной близости от ведущих образовательных и научных учреждений;
 использование механизма экспортоориентированных ОЭЗ, в пределах которых компаниям предоставляются различные налоговые и таможенные льготы.

Индийское правительство осуществило следующие основные действия:

 создание высококачественной инфраструктуры, в частности сетей для передачи данных;
 организация работы госорганов по принципу «одного окна» в области разрешительных процедур, включая импортную и экспортную сертификацию;
 предоставление различных налоговых и таможенных льгот компаниям, расположенным в технопарках;
 содействие экспорту IT-услуг путем проведения маркетинговых и PR-мероприятий.



С 1996 г. в РФ действует ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Летом 2005 г., в связи с принятием нового ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в него были внесены изменения и дополнения.

Идеологически и технико-юридически оба ФЗ схожи, приведем выдержки из действующей редакции ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области».

Статья 1. Понятие Особой экономической зоны в Калининградской области. Цели ее создания

Особая экономическая зона в Калининградской области (далее — Особая экономическая зона) создается в пределах всей территории этой области, за исключением территорий объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для Российской Федерации, — военных баз, воинских частей, объектов оборонной промышленности, а также объектов нефтегазовых отраслей добывающей промышленности на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Особая экономическая зона создается в соответствии с настоящим Федеральным законом. Развитие Особой экономической зоны осуществляется на основе федеральной государственной программы развития Особой экономической зоны, утверждаемой Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти Калининградской области.

В Особой экономической зоне устанавливается особый, льготный по сравнению с общим, режим инвестиций и предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической и инвестиционной деятельности.

Особая экономическая зона является частью государственной и таможенной территории Российской Федерации. В отношении взимания таможенных пошлин и иных платежей (в том числе налогов), уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, Особая экономическая зона рассматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны с особенностями, устанавливаемыми настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Полномочия Калининградской областной Думы и администрации Калининградской области в отношении Особой экономической зоны Калининградская областная Дума как законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации и администрация Калининградской области осуществляют полномочия по вопросам функционирования Особой экономической зоны в соответствии с Уставом (Основным законом) Калининградской области.

Администрация Калининградской области выполняет функции администрации Особой экономической зоны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Калининградской области. Она координирует привлечение российских и иностранных инвестиций для реализации зональных инвестиционных проектов, осуществление предпринимательской деятельности.

Администрация Особой экономической зоны (далее — Администрация) вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации заключать договоры гражданско-правового характера и вступать в иные гражданско-правовые отношения с российскими и иностранными инвесторами, иными российскими и иностранными предпринимателями в Особой экономической зоне.

Статья 4. Правовое регулирование инвестиций и предпринимательской деятельности в Особой экономической зоне

Коммерческие организации любого профиля предпринимательской деятельности (производственного, строительного, торгово-посреднического и других) с полным или частичным привлечением иностранных инвестиций создаются, ликвидируются и осуществляют свою деятельность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

С соблюдением требований законодательства Российской Федерации осуществляют свою деятельность также физические лица — индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

Представительства и филиалы иностранных юридических лиц открываются в Особой экономической зоне на основании разрешения Администрации с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

Лицензирование предпринимательской деятельности в Особой экономической зоне не требуется, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с Администрацией могут передавать Администрации свои полномочия по лицензированию отдельных видов предпринимательской деятельности, за исключением деятельности в областях:

1) оборонной промышленности, производства оружия и военной техники, торговли оружием и военной техникой;
2) производства расщепляющих материалов, отравляющих, взрывчатых, ядовитых, психотропных и наркотических средств, биологически и генетически активных материалов и торговли указанными материалами и средствами;
3) производства, передачи электроэнергии и торговли ею;
4) добычи, переработки драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней и торговли ими (переработка янтаря и торговля янтарем и изделиями из него регулируются соглашениями между Правительством Российской Федерации и Администрацией);
5) добычи нефти и газа на участках недр федерального значения;
6) транспорта и связи;
7) средств массовой информации, кинопроката и кинематографии.

Статья 7. Таможенный режим Особой экономической зоны

В Особой экономической зоне действует таможенный режим свободной таможенной зоны, согласно которому:

1) товары, произведенные в Особой экономической зоне (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и вывозимые в другие страны, освобождаются от таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);
2) товары, ввозимые из других стран в Особую экономическую зону, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов), а по подакцизным товарам кроме таможенных сборов, акцизов и налога на добавленную стоимость. К отдельным видам товаров и услуг могут применяться меры экономической политики (меры по количественному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);
3) товары, произведенные в Особой экономической зоне (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации (а также на территорию Таможенного союза), освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);
4) товары, ввозимые из других стран в Особую экономическую зону и затем ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации, а также на территорию Таможенного союза (исключая товары, переработанные в Особой экономической зоне и считающиеся произведенными в Особой экономической зоне), облагаются ввозными таможенными пошлинами и другими платежами при таможенном оформлении товаров. К указанным товарам могут применяться меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);
5) с товаров, ввозимых из других стран в Особую экономическую зону и затем вывозимых в зарубежные страны (как с переработкой, так и без переработки товаров), таможенные пошлины и другие платежи (кроме таможенных сборов), а по подакцизным товарам кроме таможенных сборов, акцизов и налога на добавленную стоимость при таможенном оформлении не взимаются, количественные ограничения на ввоз и вывоз указанных товаров не применяются.

Порядок определения происхождения товара из Особой экономической зоны устанавливается Администрацией совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела. Товар считается произведенным в Особой экономической зоне, если величина добавленной стоимости его обработки (переработки) составляет не менее 30 процентов, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике, — не менее 15 процентов, и его обработка (переработка) влечет за собой изменение кода товара по таможенной классификации. Порядок определения происхождения товаров из Особой экономической зоны, относящихся к сложной бытовой технике, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела, по предложению Администрации.

Администрация по согласованию с Правительством Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения режима свободной таможенной зоны и исключения из этого режима, направленные на защиту местных производителей товаров (работ, услуг).

Статья 9. Таможенное оформление и таможенный контроль

Особенности таможенного оформления товаров, включая транспортные средства, и таможенного контроля за перемещением товаров, включая транспортные средства, из Особой экономической зоны и в Особую экономическую зону устанавливаются в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Статья 10. Налоговые льготы

Российским и иностранным инвесторам и предпринимателям предоставляются налоговые льготы в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.

Статья 15. Валютное регулирование

Право собственности и иные права физических и юридических лиц на валютные ценности осуществляются в Особой экономической зоне в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На поступления в иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг) и результатов интеллектуальной деятельности, созданных на территории Особой экономической зоны, не распространяется порядок обязательной продажи резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

Регулирование валютных операций осуществляется Центральным банком Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Cтатья 16. Перевод дивидендов и репатриация капитала

Перевод дивидендов и репатриация капитала иностраннымиинвесторами с территории Особой экономической зоны осуществляются беспрепятственно в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Статья 22. Порядок въезда в Калининградскую область, выезда из Калининградской области и пребывания на ее территории

Порядок въезда в Калининградскую область, выезда из Калининградской области и пребывания на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства определяется законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

На территории Калининградской области действует единый порядок регистрации граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Органам государственной власти Калининградской области в целях экономической безопасности предоставляется право самостоятельно устанавливать ограничения для определенных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства относительно срока и места пребывания в Калининградской области. При этом данные ограничения не должны нарушать права и свободы человека, гарантированные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Для лиц, ранее состоявших в гражданстве Союза ССР, проживающих или находящихся на территории Литвы, Латвии или Эстонии, родным языком для которых является русский, органами государственной власти Калининградской области обеспечиваются льготные условия для переселения на территорию Калининградской области и обустройства на этой территории.



Основные положения федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»



Президент России Владимир Путин 22.07.05 подписал Федеральный закон “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”. Закон был принят Госдумой 08.07.05 и одобрен Советом Федерации 13.07.05.

Кроме того, Президент России подписал Федеральный закон “О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”. Так, в Налоговый, Таможенный и Земельный кодексы РФ, а также в ряд других федеральных законов внесены изменения, направленные на установление льгот и преференций для участников особых экономических зон (ОЭЗ). Федеральный закон направлен на обеспечение условий для реализации положений Федерального закона “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”.

Также В.Путин своим указом постановил образовать Федеральное агентство по управлению ОЭЗ. Новое агентство будет находиться в ведении Минэкономразвития РФ.

Согласно новому закону, на территории РФ планируется создать два типа ОЭЗ: промышленно-производственные и технико-внедренческие. Закон предусматривает создание промышленно-производственных зон на территории площадью не более 20 км2, технико-внедренческих — на территории площадью не более 2 км2. ОЭЗ создаются на 20 лет, их срок существования продлению не подлежит.

На территории ОЭЗ предпринимательскую деятельность могут осуществлять как ее резиденты, так и нерезиденты. Особенности налогообложения резидентов ОЭЗ закрепляются в Налоговом кодексе РФ. Для налогоплательщиков-организаций, имеющих статус резидента промышленнопроизводственной ОЭЗ, в соответствии с законом устанавливается ускоренный порядок признания расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, снимается 30% ограничение на переносубытков на последующие налоговые периоды.

Для резидентов технико-внедренческих зон закон предусматривает пониженную ставку единого социального налога (14% против 26%). На федеральном уровне планируется освобождение резидентов ОЭЗ в течение первых 5 лет от уплаты налога на имущество и земельного налога. Также в них будет действовать режим свободной таможенной зоны, т.е. товары иностранных производителей могут быть ввезены без уплаты импортной пошлины, а товары российских производителей — вывезены без уплаты экспортной пошлины.

На территории ОЭЗ не могут располагаться транспортные и инженерные сооружения, инфраструктуры, принадлежащие юридическим лицам или гражданам.

На территории промышленно-производственных зон предполагается создать производство товаров с высокой степенью переработки. Также предполагается, что при заключении договора на работу в зоне данного типа инвестиции в первый год долж ны составить не менее 1 млн евро, в течение 10 лет (максимальный срок действия договора) — не менее 10 млн евро.

На территории технико-внедренческой зоны намечено создать производство по стимулированию и внедрению разработок продуктов научной деятельности, ограничений по инвестициям не предусматривается.

В Правительство РФ поступило около 30 запросов от регионов на создание ОЭЗ, в частности, от Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Томска. Первой областью, наделенной статусом ОЭЗ, стала Калининградская. Закон “Об особых экономических зонах в РФ” вступает в силу по истечении 30 дней после его официального опубликования.



ОЭЗ — это определяемая постановлением Правительства часть государственной и таможенной территории Российской Федерации, на которой действует особый режим ведения предпринимательской деятельности в части налогообложения, таможенного регулирования и деятельности контролирующих органов.

Создаются ОЭЗ двух типов:

 промышленно-производственных (в целях размещения объектов производственного назначения общей площадью не более 10 м2, на срок не более 20 лет);
 технико-внедренческих (в целях создания и коммерциализации научно-технических разработок путем внедрения в производство новых технологий, основанных на передовых достижениях науки и техники, общей площадью не более 2 км2; на срок не более 20 лет).

ОЭЗ будут функционировать следующим образом. При создании ОЭЗ Правительство РФ определяет виды деятельности, разрешенные на территории конкретной ОЭЗ.

При этом на территории ОЭЗ не допускаются:

 добыча и переработка полезных ископаемых, ломопереработка;  производство и переработка продукции черной и цветной металлургии (за исключением производства особо чистых металлови сплавов и материалов для электроники);
 производство и переработка подакцизных товаров (кроме легковых автомобилей и мотоциклов).

На территории ОЭЗ могут работать как так называемые резиденты ОЭЗ, т.е. лица, на которых распространяются особенности предпринимательской деятельности в такой зоне, так и лица, не являющиеся резидентами ОЭЗ, которые осуществляют свою деятельность на территории ОЭЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации без распространения на них льгот и преференций.

Процесс создания ОЭЗ следующий:

1) субъект РФ совместно с муниципальными образованиями, на территории которых предполагается создание ОЭЗ, подает в Правительство РФ заявку о создании ОЭЗ. Отбор заявок на создание ОЭЗ одного и того же типа осуществляется Правительством на основе конкурса;

2) на момент принятия решения Правительством о создании промышленно-производственной ОЭЗ земельные участки, образующие ее территорию, и объекты, расположенные на ее территории, не должны находиться вoвладении и/или пользовании граждан и юридических лиц, т.е. речь идет о привлечении инвестиций в новые объекты, так называемый greenfield; в случае создания технико-внедренческой ОЭЗ земельные участки, образующие ее территорию, и объекты, расположенные на ней, могут находиться во владении или пользовании образовательных или научно-исследовательских организаций;

3) при принятии решения о создании ОЭЗ Правительство РФ и субъект подписывают соглашение, в котором четко указываются обязательства федеральных и региональных властей по срокам и объемам инвестиций в инфраструктуру.

Для обеспечения единства управления ОЭЗ на всей территории Российской Федерации предусматривается следующая конструкция управления ОЭЗ:

 разработка и реализация единой государственной политики в отношении создания и функционирования ОЭЗ возлагается на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (уполномоченное федеральное министерство);
 координация и управление ОЭЗ возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению ОЭЗ {планируется создание нового федерального агентства);
 управление конкретной ОЭЗ осуществляет территориальный орган федерального агентства (далее — Территориальный орган).

Особенности налогового, таможенного и административного режима в отношении резидентов ОЭЗ. Проектом федерального закона вводится категория налогоплательщиков — резиденты ОЭЗ. Резидент ОЭЗ — это индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившие с Территориальным органом соглашение о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

В промышленно-производственных зонах неотъемлемым условием получения лицом статуса резидента ОЭЗ является обязанность осуществить капитальные вложения в сумме не менее 10 млн евро (не включая нематериальные активы). При этом в течение года с момента заключения указанного соглашения резидент ОЭЗ обязан осуществить капитальные вложения в сумме не менее 1 млн евро.

Для снижения административной нагрузки на субъекты экономической деятельности предусмотрен механизм, обеспечивающий реализацию принципа «одного окна», в соответствии с которым инвестор (предприниматель) по всем или по большинству вопросов взаимодействует с возможно меньшим числом органов власти. Реализация этого принципа будет осуществлена путем делегирования ряда полномочий федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению ОЭЗ (федеральному агентству).

Предусматриваются следующие особенности налогообложения резидентов ОЭЗ (поправки в Налоговый кодекс):

1) для резидентов промышленно-производственной ОЭЗ, в отношении налога на прибыль предлагается установить:

 ускоренный порядок признания расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
 особый порядок начисления амортизации по основным средствам (так называемую ускоренную амортизацию с коэффициентом 2);
 снятие 30% ограничения, связанного с переносом убытков, полученных в одном налоговом периоде, на последующие налоговые периоды;

2) для резидентов технико-внедренческих зон планируется предусмотреть пониженную ставку единого социального налога (на уровне 14% с сохранением принципа регрессивности);

3) на федеральном уровне планируется закрепить освобождение резидентов ОЭЗ от уплаты налога на имущество и земельного налога на 5 лет с момента регистрации в качестве резидентов ОЭЗ.

В законопроект включены нормы прямого действия, устанавливающие таможенный режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

При вывозе иностранных и российских товаров и продуктов их переработки с территории ОЭЗ на остальную часть территории Российской Федерации ввозные таможенные пошлины и налоги уплачиваются.

При вывозе указанных выше товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются, а вывозные таможенные пошлины экспортер уплачивает в обычном порядке.

Следствием создания и функционирования зон будут являться:

 привлечение инвестиций как иностранных, так и российских компаний в отрасли обрабатывающей промышленности;
 стимулирование развития регионов;
 развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг;
 создание высококвалифицированных рабочих мест.

Журнал "Недвижимость и инвестиции", № 3 (24), сентябрь 2005 г.

Источник: Министерство экономического развития и торговли РФ