Инновации со скрипом

Страшно себе представить, что будет с Россией, когда из её недр выкачают всю нефть и газ, выскребут весь уголь и металл. Скорее всего она окажется за воротами международного сообщества, получив статус самой никчёмной страны мира. И ей вряд ли удастся когда-нибудь выбраться из такого "цейтнота".

Однако, несмотря на стремительное приближение столь невеселой перспективы (запасов нефти и газа осталось всего на несколько десятков лет), Правительство России продолжает строить свою экономическую политику исключительно на сырьевых принципах. А заботит его только одно: как бы не подскочила инфляция. Но при нынешних неэффективных методах управления государства избежать этого практически невозможно. Такие соображения, в частности, высказал на "круглом столе" в столичном Центре социально-консервативной политики председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев.

Тема мероприятия звучала как нельзя более актуально: "Инновационная экономика. Как ее построить?" И в самом деле, отметил руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Юрий Жданов, нашей стране давно пора слезть с сырьевой "иглы", а если точнее, то с огромной "нефтяной ноги", и взяться за ум - за разработку и освоение инновационных технологий. Все развитые страны уже давным-давно поняли, что инновационная экономика - самый выгодный путь развития. Во многих из них доля ВВП от внедрения инновационных технологий достигает 90 процентов. Так, только один технопарк во французских Каннах дает в бюджет в полтора раза больше налоговых поступлений, чем весь Лазурный берег от туристической деятельности.

А наша страна, продукция которой на мировом рынке высоких технологий занимает всего 1 процент, до сих пор никак не соскочит "с нефтяной ноги". Советник председателя ВПП "Единая Россия" Леонид Горяинов провел самый настоящий "ликбез" по данному вопросу. По словам Леонида Владимировича, одни считают, что инновационная экономика - это нечто, обязательно связанное с компьютерами, электроникой, биотехнологией и другими сложными сферами. Другие понимают под этим производство товаров с высокой степенью обработки сырья и, следовательно, с высокой добавленной стоимостью. В принципе обе стороны правы. Но только отчасти. Если соединить два этих представления, получится то что надо. А именно: "Экономику можно считать инновационной, - сказал Леонид Горяинов, - когда высокая добавленная стоимость в ней создается путем использования, внедрения в массовое производство новейших либо отложенных когда-либо к внедрению научных достижений". Именно такая экономика с растущей долей инноваций позволит оттеснить конкурентов, первыми выйти на рынок с товарами, обладающими лучшими качествами и лучшей - и вовсе не обязательно заоблачной! - ценой. По глубокому убеждению советника председателя ВПП "Единая Россия", построить такую экономику на голом месте, "в чистом поле" невозможно. Нельзя возлагать больших надежд и на создание в стране особых экономических зон. Таким "пятнам благополучия" вряд ли уготована долгая жизнь на фоне нищеты и разрухи.

Свободные экономические зоны, солидарен с этой точкой зрения руководитель Института энергетики и финансов Леонид Григорьев, конечно, дело хорошее, но они не в состоянии в одиночку вытащить из тины инновационную политику государства. Вот если бы удалось вывести "из подполья" сам инновационный процесс Не секрет, что большинство "генераторов идей" работают тайком от государства и чуть ли не на коленке. Они убеждены, что в России практически невозможно реализовать мало-мальски стоящую разработку. До ее воплощения нужно пройти массу кабинетов, и вовсе не факт, что в конце концов изобретателю дадут добро. Бывает и так, что идею просто крадут, а затем продают за большие деньги какому-нибудь иностранному предпринимателю. А у него время - деньги.

Случается, что гениальное изобретение, на которое не распространяется "военная тайна", само выдает свою полезность.

Нечто подобное произошло несколько лет назад в подмосковном наукограде Дубна. Там изобрели прибор, позволяющий очищать болотистую воду до состояния дистиллированной. Сам бывший премьер-министр России Виктор Черномырдин, откушав пропущенную через агрегат водичку, сказал: "Нормально". Таким образом, путевка прибора в жизнь была получена. Но пока его приводили в товарный вид и изыскивали производственную базу и пути сбыта, иностранцы подобрали технологию и мгновенно распространили ее у себя. Прибор принес большой доход, но, увы, не нашей стране.

Выходу инноваций из тени препятствует также проводимая в нашей стране налоговая политика. По словам Александра Некипелова, она создана под тяжелую промышленность и не может быть применима к научной деятельности, которая далеко не сразу дает свои плоды.

Однако снижение налоговой нагрузки тоже не способно превратить страну из отстающей в преуспевающую. Чтобы что-то получить, надо заплатить. Иными словами, необходимо государственное финансирование. И в первую очередь в нем нуждаются наукограды - а их в России порядка 60. Именно на них нужно делать ставку при переходе к инновационной экономике. Так, член Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Георгий Леонтьев видит выход в разумной системе государственного заказа. К сожалению, отметил депутат, госзаказ для наукоградов до сих пор не сформирован и, похоже, чиновники не собираются этим заниматься.

Впрочем, с таким мнением можно поспорить. В частности, руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Юрий Жданов считает, что упор надо делать на государственно-частное партнерство. Науку должен двигать бизнес. И если у него нет интереса к инновациям, то положительного результата не будет. А этот интерес должен подогреваться государством. И не только путем предоставления налоговых льгот, но и путем уничтожения бюрократических барьеров. Последнее, заметил Юрий Жданов, для предпринимателей даже важнее любых льгот. И это неудивительно. Потому что расходы на официальное оформление хотя бы одной идеи обходятся дороже всех налогов вместе взятых.

Так, привел пример Юрий Жданов, в российском строительстве с момента разработки проектной документации до сдачи объекта в эксплуатацию проходит три года. Но это при условии, что с бюрократами удалось "договориться". В противном случае объекту либо грозит перспектива превратиться в долгострой, либо он так и останется на стадии проекта.

Поэтому, сделал вывод руководитель агентства, в сфере инноваций должен действовать принцип "одного окна", который лишит чиновников возможности пользоваться своим служебным положением. Но внедрить такой принцип в жизнь - архисложная задача. Каждый клерк, от которого зависит хотя бы одна закорючка в документе, станет руками и ногами отбиваться от такой новации.

И вообще, считает Юрий Жданов, роль чиновников, государства в деле развития инновационной сферы должна сводиться к возможному минимуму. Государство, например, может заняться созданием инфраструктуры в свободных экономических зонах (СЭЗ), где созданы благоприятные условия для развития научного потенциала страны, привлечения инвестиций в её экономику, - строительством дорог, мостов, жилья, то есть всего того, без чего невозможна нормальная жизнь и работа.

И этим уже надо начинать вплотную заниматься. Через несколько дней появится свободная экономическая зона в Томске, на месте бывшего заброшенного НИИ. Сейчас там стоит первоклассное оборудование, разработанное Сибирским отделением РАН. На нем изготавливаются уникальные материалы, которые находят применение в медицине. Данной продукцией уже заинтересовалась Германия.

В начале осени СЭЗ увидит свет в Москве, а в конце текущего года - и в Санкт-Петербурге.

И хотя, как уже говорилось, далеко не все участники "круглого стола" убеждены в том, что СЭЗ способны повернуть российскую экономику вспять - лицом к современным технологиям, нельзя не признать, что "телега" под названием "инновации" все-таки сдвинулась с места. Дело за малым: помочь ей разогнаться. Именно с этой целью участники "круглого стола" приняли предложение Владимира Катренко сформировать специальную рабочую группу, которая возьмет под контроль инновационный процесс в нашей стране.


/"Парламентская газета", № 57
(1907), 14.04.06/