Идея-учеба-деньги-товар

За рубежом эту формулу усвоили прочно, у нас – все только начинается.


Любая школа бизнеса и у нас, и за рубежом ориентирована на практический результат. Но вот программы, специализирующиеся на менеджменте инноваций, в российских бизнес-школах встречаются пока крайне редко. Этим направлением с успехом занимаются, например, на факультете инновационно-технологического бизнеса (ФИТБ) АНХ при правительстве РФ. Так что же это за позиция – project manager инноваций?

На программе МВА «Инновационный и проектный менеджмент» слушатель получает те знания и навыки, которые не дает классическое образование. Слушателя учат: как отобрать и правильно оценить коммерческую привлекательность разработки или новой бизнес-идеи, какую стратегию реализации выбрать, как рассчитать эффективность инновационного проекта на разных стадиях, как управлять персоналом, кто инвестор, что поможет снизить издержки и риски, как и когда лучше выйти из бизнеса. Главная задача таких программ – сформировать системный подход и обучить приемам и навыкам управления на основе проектной организации инновационной деятельности.

«Наши слушатели – люди особенные, – рассказывает декан ФИТБ АНХ Владимир Зинов. – Подавляющее большинство из них в своем бизнесе уже серьезные профессионалы, поэтому им нельзя просто давать какие-то базовые основы бизнес-образования. Они стратеги. Те, кто принимает решение и понимает, как это решение обосновать. Курс, который веду я, называется: «Управление интеллектуальной собственностью». Задача курса – не научить, как оформлять идею, а объяснить, зачем это нужно, какие доходы может дать использование данного механизма. Потому что «как» – решается всего лишь наймом на работу хорошего специалиста. Но есть какие-то критические вопросы, которые тот менеджер, что берется за инновацию, должен знать».

Итак, во время обучения слушатель должен узнать главное – как идею превратить в деньги. Понятно, что на такие программы чаще всего приходят бизнесмены с уже готовыми вопросами и представлениями о том, чем они хотят заниматься. Им интересно понять, каким путем шли другие компании, которые занимались инновационной деятельностью, какие ошибки они допускали. Кому-то после трезвого анализа приходится позже расстаться со своими задумками... Другие, наоборот, от мысли переходят к плану действий.

«Мы настаиваем, – говорит декан ФИТБ Владимир Зинов, – чтобы слушатель уже на входном тестировании сформулировал реальную бизнес-задачу, которая его волнует. Отталкиваясь от специфики задачи, мы подбираем каждому слушателю специалиста-куратора из числа действующих бизнес-консультантов, задействованных в нашей программе – из технологических, юридических и лицензионных консалтинговых фирм. Эта задача становится темой проекта (дипломной работы), над которой слушатель вместе с преподавателем-консультантом работает в процессе всего обучения. Результатом такой работы должен стать либо обоснованный план проекта, готовый для предоставления его инвестору, либо стратегия развития бизнеса через инновации, либо стратегия выведения нового товара на рынок».

Примеров того, как помогла учеба в бизнесе, каждая школа МВА знает немало. Программа МВА «Инновационный и проектный менеджмент» может помочь создать свой бизнес, или развить, или поменять его.

Дмитрий Новоселов, генеральный директор ООО «Энерго-Капитал», раньше занимался недвижимостью. Во время обучения заинтересовался разработками Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе, о которых узнал от однокашника по программе, научного работника того же института. Дмитрий оставил свой прежний бизнес и создал малую инновационную компанию, продвигающую технологию, разработанную в институте. В своей дипломной работе Новоселов разработал стратегию коммерциализации этой разработки, сам инвестировал деньги в этот проект, и на защите дипломной работы он уже продемонстрировал прототип трубы, полученный на опытной установке, созданной его инновационной компанией. Этим летом его компания уже запускает промышленную установку!

«В 94-м году открыл свой малый бизнес, – рассказывает Алексей Сударев, генеральный директор ООО «Констэл». – Компания работала динамично, но стало очевидно, что мы достигли состояния насыщения, за которым следует падение темпов. Решение учиться пришло сразу. Только вот чему учиться? Когда я искал школу, вначале понравилось название – «Инновационный и проектный менеджмент», а потом понял, что реально эта программа близка к тому, чем я занимаюсь. Наиболее полезными оказались курсы по общему менеджменту и основам коммерциализации технологий – прежде этому меня никто не обучал. Еще – занятия по управлению качеством, по финансам и экономике, патентному праву, интеллектуальной собственности, что важно в моей сфере деятельности. «Кейсы» – занятия увлекающие, особенно если подобралась хорошая группа и коллеги в качестве примеров приводят примеры из своего бизнеса. Полученные навыки помогают лучше разбираться в ситуации в целом. Например, сейчас мы занимаемся проектом, связанным с созданием медицинского центра. Опираясь на опыт, данный в школе, для этого проекта я написал бизнес-план, который принял инвестор. Он делает существенные вложения, поэтому для меня это победа. По окончании обучения в моей компании началась важная работа по внутренней перестройке».

Андрей Рычков, директор представительства завода пищевого оборудования «Растон», рассказывает, что исследования, проведенные им в выпускной работе, уже используются при строительстве офисных помещений в бизнес-центрах класса «А» и «В». Теперь он продвигает эту технологию при проектировании завода.

/"Независимая газета", 26.08.2005/