РАТМ Холдинг

Управление активами интеллектуальной собственности вашего МСП


Интеллектуальная собственность для бизнеса>управление интеллектуальной собственностью

[Вернуться к разделу "Интеллектуальная собственность для бизнеса"]


Управление активами ИС предприятия - это нечто большее, чем просто приобретение формальных прав ИС через национальное ведомство ИС. Права на патент или товарный знак не стоят многого, если они адекватно не эксплуатируются. Кроме того, часть ценной ИС компании может не нуждаться в официальной регистрации, но может требовать других мер охраны (например соглашений о конфиденциальности). Предприятия, желающие извлечь всю выгоду от своих ноу-хау и предприимчивости должны предпринять надлежащие шаги для разработки стратегии ИС в сфере своего бизнеса и стремиться включить ее в свою общую деловую стратегию. Это в свою очередь означает учет аспектов ИС при составлении бизнес-плана и стратегии маркетинга. Базовая стратегия в сфере ИС будет включать, по меньшей мере, следующее:

Политика приобретения ИС

Один и тот же продукт или услуга могут охраняться различными формами прав ИС, охватывающими различные аспекты этого продукта или услуги. МСП должны рассмотреть вопрос о лучшем пакете охранных мер и убедиться в скорейшем приобретении всех формальных прав (см. " Как может ваше МСП получить и сохранить охрану интеллектуальной собственности?"). МСП должны также учитывать, что создание всестороннего портфеля ИС может оказаться важным капиталовложением. Это имеет особое значение для патентов. Поэтому МСП должны внимательно оценивать затраты и выгоды от патентирования в каждом отдельном случае и разработать стратегию/политику по приобретению патентов, которая подходит для них с учетом их бюджета и рыночных возможностей.

Политика эксплуатации ИС

Активы ИС могут эксплуатироваться различным образом. Это может быть коммерциализация продуктов и услуг, охраняемых правами ИС; заключение соглашений о лицензиях и франшизах; продажа активов ИС другим фирмам; создание совместных предприятий; использование ИС для получения доступа к технологии других компаний через посредство соглашений о перекрестном лицензировании; или использование ИС для обеспечения финансирования бизнеса. Предприятия должны решать в каждом отдельном случае как наилучшим образом эксплуатировать свои активы ИС как внутри страны, так и на международном уровне.

Политика мониторинга ИС

Регулярное обращение к базам данных по патентам и товарным знакам является важным для выявления последних технических достижений и новой технологии, идентификации новых партнеров по лицензиям или поставщиков, новых рыночных возможностей, контроля деятельности конкурентов, выявления возможных нарушителей прав и предотвращения нарушения прав конкурентов.

Политика защиты ИС

Четкая политика по защите ИС является исключительно важной по причине тех потерь, которые вы можете понести из-за наличия контрафактных товаров на рынке и больших затрат на урегулирование некоторых споров в сфере ИС. См. " Что должно делать ваше МСП для урегулирования споров, связанных с интеллектуальной собственностью?"


УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Некоторые важные шаги, которые необходимо продумать при разработке стратегии в области интеллектуальной собственности
  • Проверьте базы данных по товарным знакам, чтобы избежать использования существующего товарного знака и обеспечить охрану товарных знаков до выпуска нового продукта или услуги с новой фабричной маркой. При этом важно подумать об экспортных рынках и избежать использования фабричных марок, которые могут иметь нежелательное значение на каком-либо иностранном языке.
  • Выявить патентоспособный объект и убедиться в том, что он запатентован достаточно оперативно, с тем чтобы избежать утраты изобретения в пользу конкурентов.
  • Убедиться, что патентоспособные изобретения не принадлежат также другим лицам и не опубликованы до подачи патентной заявки. Чтобы отвечать критерию патентоспособности, изобретения должны считаться "новыми". Раннее раскрытие изобретения (например через публикацию) существенно снизит шанс того, что изобретение будет считаться новым и поэтому патентоспособным.
  • Убедитесь в том, что промышленные секреты охраняются на предприятии, и подготовьте, если это необходимо, соглашение о конфиденциальности при ведении переговоров и обмене информацией с бизнес партнерами, с тем чтобы обеспечить охрану промышленных секретов.
  • В случае фирм, ориентированных на экспорт, необходимо убедиться в том, что ИС охраняется на всех потенциальных экспортных рынках. В случае патентов важно учитывать тот факт, что предприятие, как правило, имеет 12 месяцев с даты подачи национальной заявки для подачи такой же патентной заявки в других странах.
  • Используйте ваш портфель ИС в качестве рычага при поиске источников финансирования вашего бизнеса (например включите активы ИС, особенно патенты, полезные модели и промышленные образцы в ваш бизнес-план, поскольку он может помочь вам убедить инвесторов в рыночных возможностях вашего предприятия).

    [Активы ИС могут помочь вам укрепить ваши позиции для получения финансовых средств от инвесторов/кредиторов. Инвестор/кредитор, независимо от того кто это - банк, финансовое учреждение, венчурный капиталист или спонсор, проводя оценку запроса о помощи в виде капиталов или займа, выяснит, охраняется ли новый или новаторский продукт или услуга, предлагаемые МСП, патентом, полезной моделью, товарным знаком, промышленным образцом, авторскими или смежными правами. Такая охрана часто является хорошим показателем потенциала вашего МСП с точки зрения операций на рынке.

    Таким образом право собственности на ИС важно для того, чтобы убедить инвесторов/кредиторов в открытых для предприятия рыночных возможностях с точки зрения коммерциализации данного продукта или услуги. Подчас один единственный крупный патент может открыть двери для целого ряда финансовых возможностей.

    Обладание правами ИС в отношении творческого результата или инноваций, связанных с продуктами или услугами, которые предприятие намерено выпустить на рынок, гарантирует определенную степень исключительности и тем самым большую рыночную долю, если продукт/услуга завоюют успех среди потребителей.

    Различные инвесторы/кредиторы могут по-разному оценивать ваши активы ИС и могут придавать различную степень важности правам ИС. Однако наметившаяся тенденция свидетельствует о все более широком использовании активов ИС в качестве источника сравнительных выгод для фирм. Таким образом инвесторы/кредиторы все чаще сосредотачивают свое внимание на фирмах, обладающих хорошо управляемым портфелем ИС, даже если они сталкиваются, в том числе в развитых странах, со многими новыми проблемами и задачами, пытаясь обезопасить свои интересы в интеллектуальной собственности.

    Поэтому в качестве владельца/управляющего МСП вы должны предпринять шаги для того, чтобы понять коммерческую ценность активов ИС вашего МСП, обеспечить, при необходимости профессионалами, их точную оценку, и понять требования, необходимые для их надлежащего учета в бухгалтерских книгах и балансовом отчете. Прежде всего, убедитесь в том, что вы включили активы ИС вашего МСП в ваш бизнес план, когда вы представляете его потенциальным инвесторам/кредиторам.]


  • Используйте патентную информацию, имеющуюся в базах данных по патентам, для разработки вашей стратегии в сфере бизнеса.
  • При проведении совместных исследований с другими предприятиями или исследовательскими институтами убедитесь в том, что вам достаточно ясно, кому будет принадлежать потенциальная ИС, созданная в результате исследовательского проекта.
  • Проконтролируйте рынок и убедитесь в том, что ваши активы ИС не нарушаются. Если вы обнаружили нарушение ваших прав ИС, можно посоветовать вам установить контакт с юристом (см. также « Что должно делать ваше МСП для урегулирования споров, связанных с интеллектуальной собственностью»).
  • Если вы не уверены относительно того, как наилучшим образом охранять нематериальные активы вашей компании, проведение инвентаризации ИС может быть первым хорошим шагом для выявления всей ценной информации вашей компании и разработки стратегии в сфере ИС. Иногда компании просто не имеют представления о ценности активов, которыми они обладают в виде информации, творческих идей и ноу-хау и поэтому, возможно, не принимают надлежащих шагов для их защиты.

Этот список ни в коем случае не является исчерпывающим. Имеются некоторые базовые стратегии, которые были с успехом внедрены предприятиями, в полной мере включившими права ИС в свою стратегию в сфере бизнеса.



Практические вопросы ИС при разработке бизнес-плана