Технопарки - ключ к модернизации России


Протекционизм и другие формы поддержки отечественного производителя были весьма популярны среди руководителей промышленных предприятий в годы либеральных экономических реформ. Тогда в страну хлынул поток "китайских товаров со всего света", которые буквально затопили рынок, вытеснив отечественную продукцию. Однако в годы Бориса Ельцина этот термин приобрел негативный смысл. "Поддержка отечественного производителя" нередко оборачивалась банальным хищением бюджетных средств или предоставлением необоснованных льгот и преференций лоббируемым предприятиям. Образцом бессмысленной защиты производителя стали попытки поддержать отечественный автопром. Несмотря на бюджетные вливания и неоднократно повышаемую протекционистскую пошлину на ввоз подержанных иномарок, отечественные производители так и не смогли создать ни современного производства, ни конкурентоспособных моделей легковых автомобилей.

Сегодня экономическая ситуация несколько оздоровилась. Правда, причиной этого стало не обещанное президентом удвоение ВВП, а высокие цены на нефть.
При этом необходимо понимать, что чем дольше такие цены будут держаться, тем скорее Россия окончательно станет "сырьевым придатком Евросоюза", как "изящно" любят выражаться некоторые европейские политики. (В языке высших кругов российского истеблишмента используется другой эпитет "энергетическая супердержава").

Понятно, что Россия должна играть ведущую роль в современной глобальной энергетике. Для этого имеются все необходимые предпосылки, в том числе и такой фактор, как защита и продвижение на мировых рынках интересов российских нефтяных и газовых компаний на самом высоком государственном уровне.

Но было бы странно ограничиться только этой ролью, особенно с учетом тех ресурсов, которые были накоплены в советское время в таких отраслях, как космическая техника, авиастроение, судостроение, компьютерная техника, электроника, лазерная техника, энергетическое и атомное машиностроение, биотехнологии, системы связи и т.д. Такие направления могут стать основой модернизации отечественной экономики. К тому моменту, когда цены на нефть упадут, а это рано или поздно случится, мы должны иметь твердую опору под ногами. Используя благоприятную рыночную конъюнктуру, российская экономика во что бы то ни стало должна пройти фазу технологической модернизации. От этого зависит дальнейшее будущее страны. Во второй половине XXI века только страны, овладевшие высокими технологиями и главное - новыми источниками энергии смогут стать лидерами экономического и политического пространства.

Сегодня много говорится о технологической модернизации. В правительстве и Государственной Думе раздаются голоса о создании крупных государственных высокотехнологичных корпораций. Однако такие проекты весьма затратны, а их эффективность невысока. В военной сфере без больших производственных объединений и предприятий не обойтись. Масштабы производства, широта спектра научных исследований, необходимость широкого взаимодействия со смежными производителями исторически склоняют военное производство к крупным формам. Совсем другая картина наблюдается в гражданской научно-производственной сфере. Здесь инновационные исследования часто ограничиваются рамками небольших лабораторий и студий. Актив таких фирм исчисляется не тоннами чугуна, а ценностью интеллектуальных ресурсов. Создание научно - промышленных гигантов в таких отраслях бессмысленно. Для государства выгоднее и перспективней покровительствовать уже существующим небольшим частным компаниям, занятым в сфере создания и внедрения ноу-хау. В таком случае государство вкладывает средства не собственно в исследовательский процесс или производство, а лишь в строительство вспомогательной инфраструктуры. Иногда и этого не требуется. Большие дивиденды может принести одно лишь создание режима наибольшего благоприятствования в виде налоговых и иных льгот. Именно по этому пути идет создание не так давно появившихся особых экономических зон технико-внедренческого типа.

Дубна как пробный камень

Дубнинская ОЭЗ является одним из таких проектов. В данном случае государство обеспечивает строительства инженерной инфраструктуры, автомобильных дорог и самое главное - всех необходимых объектов социальной сферы - здравоохранения, культуры и спорта. В прошлом вся социальная сфера была на плечах самих предприятий. Современному малому бизнесу это не под силу.

В дубнинской ОЭЗ действует режим налоговых льгот. Предприятия резиденты будет освобождены от налога на имущество и на землю в первые пять лет работы. Единый социальный налог уменьшен с 26,5 % до 14 %. Налог на прибыль уменьшен на 4 %. Предусмотрено освобождение от уплаты транспортного налога.

В ОЭЗ установлен режим свободной таможенной зоны, при которой иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты положенных таможенных пошлин. К этим товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера.
Среди других преференций предоставляемых участникам ОЭЗ: готовые помещения с льготной арендной платой, создание центров коллективного пользования дорогостоящим оборудованием, венчурное финансирование проектов, льготное кредитование научно-исследовательских проектов.

Особенностью создания ОЭЗ в Дубне является то, что объекты зоны будут возводится на пустых, совершенно неосвоенных земельных участках. (рисунок СХЕМА ЗОНЫ)
Участок 1 площадью 135,7 га находится в левобережной части города между р. Волга и районом городской застройки. Участок 2 площадью 52 га - в правобережной части города внутри новой промышленной зоны. Участок 1 является частью участка Российского центра программирования общей площадью 466 га. Здесь будет построен городок программистов примерно на 30 тыс. жителей. На этом участке будут размещены офисно-производственные здания для размещения предприятий ведущих исследования и разработку новых технологий и инновационной продукции. На участке 2 будет размещены объекты опытных производств, лабораторные и испытательные базы предприятий. Непосредственно к зоне 2 будет примыкать особая промышленная зона. В рамках этой территории предполагается размещение серийных производств. Общая площадь промышленной зоны составляет 124 га.

Кажется, что на примере дубнинской экономической зоны сделана попытка разрешить большинство современных проблем, стоящих на пути развития инновационных производств. Прежде всего, речь идет о снижении бесчисленных бюрократических барьеров. Сегодня от момента выделения участка под застройку до начала строительства проходит в среднем 3,5-4 года, в течение которых будущему застройщику приходится проходить гигантское количество различных согласований, сопровождаемых поборами чиновников. В ОЭЗ существенная часть бюрократических препонов устранена на этапе регистрации зоны.

Решена и другая традиционно российская проблема - недостаточное, а в большинстве случаев просто убогое состояние инфраструктуры, прежде всего транспортной. При помощи федерального и регионального бюджета создается необходимая социальная структура.

О льготах в сфере налогообложения и таможни и говорить не проходится. Этот экономический инструментарий должен привлечь внимание любого серьезного разработчика и производителя.

Разумеется, технико-внедренческие ОЭЗ не являются панацеей от всех экономических бед. Это проект новый, сырой и не обкатанный. На этапе его подготовки невозможно учесть все нюансы и подводные камни. Так, например, в структуре себестоимости отечественной продукции немалое место занимают поборы со стороны чиновников и правоохранительных органов. Еще один тормоз в развития наукоемких и информационных технологий в России - это медийное и информационное пиратство, широкая сеть подпольного производства контрафактной продукции и подделок. Как будут решатся такие вопросы в строящейся свободной экономической зоне - покажет ближайшее будущее. Не стоит забывать и о том, что льготы ОЭЗ распространяются только на научно-исследовательский и внедренческий процессы. Промышленное производство высокотехнологичных продуктов не попадает в сферу действия преференций ОЭЗ.
В любом случае создание особых экономических зон или технопарков должно стать важным ключом к модернизации российской экономики. Особенность текущего момента заключается в том, что у государства имеются финансовые ресурсы для проведения такой модернизации, обусловленными высокими мировыми ценами на продукты российского экспорта. С другой стороны в России уже сформировался ощутимый пласт частного бизнеса, готового заниматься научными исследованиями, отработкой новых технологий и производством наукоемких продуктов. Это наш реальный шанс поддержать отечественного производителя и сократить технологическое отставание России от развитых стран Запада. Шанс, который не должен быть упущен.






/eTver.Ru, 03.05.07/