Российские "стелс-технологии" востребованы на мировом рынке Армия-невидимка - мечта всех генералов. И не зря. Знаменитые самолеты "Стелс" во многом предопределили успехи американцев в Ираке. Сейчас в гонку за техникой-"призраком" - а это не только самолеты, но и танки, и корабли, - включились Франция, Англия, Германия и даже Индия. А что же Россия, оборонка которой переживает нелегкие времена? И как вообще сделать вооружение "невидимым"? На вопросы "РГ" отвечает член-корреспондент РАН Андрей Лагарьков - директор Института теоретической и прикладной электродинамики РАН, который занимается созданием стелс-технологий. - В свое время руководитель фирмы "Локхид", создавшей первый "Стелс" - а это был истребитель F-117, - Бен Рич сделал сенсационное признание: якобы "отцом" их самолета-невидимки является советский ученый Петр Уфимцев. Ознакомившись с его сугубо теоретическими работами, опубликованными в научном журнале, американцы поняли, как сконструировать знаменитый самолет. Что же, опять нашими идеями "кормятся" другие? Кстати, не так давно Уфимцев, кажется, переехал в США, где работает в одном из университетов... - Вся эта история - не более чем миф. Американцы большие мастера по красивым оберткам. А во времена "холодной войны" подобные откровения привлекали широкое внимание, отлично работали на имидж фирмы. Особый смак заключался в том, чтобы указать противнику: он проморгал собственную эффективную идею, ее у него увели из-под носа. Но это, повторяю, миф. Что же на самом деле? Как в России, так и за рубежом была мощная школа физиков, которые заложили многие теоретические основы для создания новой формы самолетов, за счет которой они и стали "невидимками". В США это профессора Дж. Келлер и Р. Харрингтон, у нас это прежде всего академик В. Фок, профессора Е. Васильев и тот же П. Уфимцев. Так что "отцов" много, причем не только российских. Но если уж быть исторически предельно точными, то корни стелс-технологий надо искать глубже. Первые "невидимки" сделаны в Германии, в конце Второй мировой войны. Тогда английские самолеты, оснащенные мощными локаторами, стали по ночам топить немецкие подводные лодки. Их потери резко возросли. И германские специалисты нашли противоядие: они разработали покрытия, которые поглощали идущие от радара волны. Эти материалы и стали наносить на рубки подлодок. Кстати, сейчас в мире широко используется именно этот метод снижения заметности. - А что другой вариант - превращение самолета в "невидимку" благодаря его форме - уже отходит в прошлое? И знаменитые самолеты F-117 и B-2, сконструированные по этому принципу, - уже архаика? Вообще в чем его суть? - Нет, не архаика. Метод применяется, но об этом чуть ниже. А его суть в следующем. Представьте, что локаторы ПВО прочесывают небо в поисках самолетов противника. Если посланный сигнал отразился от объекта и вернулся назад, значит, цель поймана. Так вот самолетам F-117 и В-2 придана столь необычная форма, что львиная доля излучения локатора, отражаясь, не возвращается назад, а рассеивается в самые разные стороны. Именно поэтому самолет и становится невидимым. Вроде здорово, если бы не одно но... Страдает аэродинамика машины. - Тот же Бин Рич вспоминал, что, увидев первый "Стелс", летчики ужаснулись и заявили: эта каракатица никогда не взлетит. И были поражены, когда она все же поднялась в воздух. - Здесь, конечно, тоже есть некая мифология, но проблема действительно очень серьезная. Ведь F-117 и B-2 - "тихоходы", они не могут преодолеть скорость звука именно из-за своей формы. Современная же концепция "невидимок" требует, чтобы снижение заметности не шло в ущерб маневренности самолета. И здесь вне конкуренции те самые поглощающие покрытия. Важен и еще один аспект - цена. Можно сделать самый замечательный самолет, но он будет "золотым". И кто его купит? Кстати, американские машины очень дороги, например, В-2 оценивается в сотни миллионов долларов. Поэтому сегодня разработчики стараются создавать сравнительно дешевые "невидимки". В этом случае использование поглощающих покрытий является принципиальным, они позволяют достичь хороших результатов с меньшими затратами. Этим же путем идут и российские ученые, уменьшая заметность техники, которая уже выпускается серийно. А теперь о варианте с формой самолета. Этот метод продолжает использоваться, но при создании новых машин. Конечно, их форма изменена не столь радикально, как у F-117 или B-2, но свой вклад в уменьшение заметности вносит. Важно, что в данном случае не страдает аэродинамика. Это позволяет самолетам-невидимкам преодолевать звуковой барьер. - Расскажите, что же это за материалы, которые словно "шапка-невидимка" прячут самолеты? - Если говорить упрощенно, то они поглощают энергию сигнала локатора, переводя его в тепло. Кто-то скажет: ну и что? Таких можно напридумывать сколько угодно. Да, можно. К нам в институт постоянно обращаются разные умельцы, предлагая прямо-таки палитру всевозможных поглощающих красок. Но сразу возникает вопрос, как их нанести, чтобы держались в сложных погодных условиях, высокой температуре, влажности, тряске и прочих экстремальных условиях. Однако главное даже не в этом. Невозможно создать единственный универсальный материал на все случаи жизни. Эффективность покрытия, а значит, незаметность самолета зависит от многих факторов. Например, разные его части надо защищать по-разному, говоря образно, создавать индивидуальные "одежды". Их модели разрабатываются на мощных компьютерах, причем вначале просчитываются защитные покрытия для каждой точки самолета, а затем все они "сшиваются" вместе, оптимизируя картину радиолокационного отражения. - Но даже от военных приходится слышать, что, несмотря на такой "индпошив", самолет-невидимка - это все-таки тоже миф. Что уже есть локаторы, от которых никакая машина не спрячется... - Конечно, есть. Никто в мире не может с помощью поглощающих покрытий спрятать самолет от станций дальнего обнаружения, прощупывающих небо с расстояний, скажем, более тысячи километров. Такие локаторы работают в метровом диапазоне радиоволн, которые проходят сквозь защитные "одежды" как нож сквозь масло. Но все дело в том, что стрельба по самолетам ведется с гораздо меньших расстояний. И мишень ищут уже совсем другие радары, работающие в сантиметровом диапазоне длин волн. А вот против них поглощающие покрытия как раз эффективны. - Выходит, "шапок-невидимок" не бывает. Скажем, со спутников любые "Стелсы" видны как на ладони. Разочаровывайте уж до конца: наверняка и в ближнем бою их можно разглядеть? - В принципе - да. Но это теоретически. А на практике противник ничего не успеет предпринять. "Невидимка" всегда атакует первым, ведь для локатора он в 10-20 раз менее заметен, чем обычный самолет. А если "Стелс" или сопровождающий его напарник применят специальные средства радиоподавления систем наведения ПВО, то такой тандем сокращает потери в 8-10 раз! - Неужели "Стелс" такой неуязвимый? Должно же быть и у него слабое место. - Есть. Это антенна собственного радара самолета, расположенная под обтекателем в носу машины. Здесь поглощающие покрытия неприменимы в принципе, так как без работающей антенны машина "мертвая". Есть другие способы спрятать эту уязвимую часть. Ну, например, весь блок закрывают колпаком с отверстиями. Они подобраны так, что колпак пропускает только сигнал своего локатора, а все остальные излучения отражает. Вариант не идеальный, так как противник в принципе может вычислить это "окно" и ударить сквозь него. - Где место России в гонке за "невидимой" техникой? Есть у нас собственные "стелсы"? - И не один. Это модернизированные МиГ-21 и Су-27. По своим параметрам они не уступают лучшим мировым стандартам. Более того, свои технологии мы предлагаем на экспорт, и они пользуются спросом. - Многие специалисты утверждают, что такой самолет - своеобразный показатель общего научно-технического потенциала страны. Чтобы создать подобную машину, требуется высочайший уровень и вычислительной техники, и физики, и материаловедения, и химии, и авиастроения, и других наук. Как выясняется, у нас все это есть. Но американцы достижения оборонки сразу же направляют в гражданские сферы и делают хорошие деньги. Сумел ваш институт извлечь из уникальной военной разработки гражданские дивиденды? - Используя свои технологии, американцы наладили выпуск стекол, которые не выпускают тепло из домов. Радиопоглощающие материалы применяются для устранения переотражений сигналов на аэродромах. Еще одна сфера - борьба с помехами телевизионного сигнала в больших городах. Мы также пытались организовать выпуск энергосберегающих стекол. Понятно, как это важно для холодной России. Увы, не удалось. И другие попытки перевести созданные под "невидимку" технологии на гражданские рельсы закончились ничем. Почему? Вы же знаете ситуацию в стране, инновации практически не имеют спроса. Только в самое последнее время, кажется, началось какое-то оживление. Надеюсь, теперь дело сдвинется с мертвой точки. Юрий Медведев Дата публикации 21 апреля 2004 г. "Российская газета" |