Как защититься от возможных "пиратских" действий против принадлежащей предприятию интеллектуальной собственности

«Как защититься от возможных «пиратских» действий против принадлежащей предприятию интеллектуальной собственности?»

Петр Пискунов, Н. Новгород




В соответствии с Гражданским кодексом РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, его продукции, выполняемых им работ или услуг, среди которых фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п. (ст. 138).

Регистрация фирменного наименования осуществляется одновременно с государственной регистрацией юридического лица. В соответствии с п. 4 ст. 54 ГК РФ исключительное право на использование фирменного наименования принадлежит юридическому лицу, за которым оно зарегистрировано. Владелец фирменного наименования вправе обратиться за его защитой в антимонопольный орган РФ в соответствии с Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а также в судебном порядке требовать с нарушителя возмещения убытков (ст. 54 ГК РФ).

Уязвимость фирменного наименования заключается в том, что регистрация сходных фирменных наименований не запрещена, а регистрирующий орган не производит проверку на предмет ранее зарегистрированных наименований. Владелец ранее зарегистрированного тождественного фирменного наименования вправе требовать запрета на его использование другим лицом. При сходстве фирменных наименований оспорить право вторичного пользователя можно с позиции антимонопольного законодательства.

Важной гарантией для владельцев фирменных наименований является то, что в соответствии с ныне действующим Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» обозначения, тождественные ранее зарегистрированному в РФ фирменному наименованию в отношении однородных товаров не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков (п. 3 ст. 7). Известны случаи по включению в фирменные наименования ранее уже зарегистрированных товарных знаков.

Судебная практика, к сожалению, не выработала однозначного решения подобных конфликтов, и в таких случаях выносились как решения, обязывающие владельца фирменного наименования исключить охраняемое обозначение (товарный знак) из фирменного наименования, так и решения, позволяющие сосуществовать товарному знаку и фирменному наименованию.

Существует не отмененное положение о фирме от 1927 года, запрещающее включать в фирменное наименование обозначение, могущее ввести в заблуждение, однако суды пользуются им крайне неохотно.

Следует обратить особое внимание на главную опасность, которую «пираты» могут готовить зарегистрированному товарному знаку. Речь идет о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в отношении всех или части товаров в связи с его непрерывным неиспользованием в течение любых 3 лет после регистрации.

Чтобы оградить себя от нападок «пиратов», необходимо также рассмотреть вопрос о регистрации товарных знаков на территории иностранных государств, если предприятие осуществляет свою деятельность на их территории, и использовать непосредственно или через лицензиата на основании должным образом зарегистрированных лицензионных соглашений свои товарные знаки.

И.М. Иванова,
юрист юридической фирмы «Городисский и Партнеры»