Сегодня использование авторских произведений и фонограмм в российском сегменте сети Интернет происходит даже в большем объеме, чем на Западе. Но поскольку сама информация об Интернете начала широко распространяться в России относительно недавно (реклама Yandex на ОРТ признана событием 2000 года), то большинство авторов, исполнителей и других правообладателей еще плохо знают о своих собственных правах и не догадываются о масштабах и способах использования их интеллектуального труда в Интернете.

Исходя из опыта общения с правообладателями можно утверждать, что сегодня большинство авторов не считает, что использование их произведений в Интернете причиняет им существенные убытки. Многие полагают, что раз их произведения используются, значит, это кому - то интересно, следовательно, это косвенная популяризация их труда, своеобразная реклама.

Но когда речь заходит о "деньгах" и автор сталкивается с использованием его произведений за плату, пусть и мизерную, или автор понимает, что владельцы сайтов получают доходы от рекламы, размещенной на страницах с его произведениями, у автора наступает шок.

В настоящее время использование произведений в российском Интернете происходит в основном на некоммерческих началах. Например, "библиотека Машкова" не использует размещение рекламных баннеров на страницах с произведениями, в связи с чем, правообладатели не предъявляли пока особых претензий. Но перед многими контент-провайдерами, переводящими свою деятельность на коммерческую основу, стоят проблемы легализации своей деятельности.

Что касается отношения к авторским правам со стороны большинства пользователей Интернета в России, то оно постоянно эволюционирует и совершенствуется.

Несколько лет назад, следуя давно прошедшей зарубежной моде, многие видные представители российской Интернет - общественности подхватили идеи "копилефта" - безвозмездного использования произведений с обязательным соблюдением личных неимущественных прав их создателей, то есть с указанием имени правообладателя и без изменений в содержании (по возможности). Многим эта идея показалась привлекательной. Интернет предоставил возможности быстрого доступа к информации, информационного обмена, индивидуальных взаимодействий - всего того, что мы называем "интерактивной коммуникацией", поэтому для многих получение большого объема информации является приоритетом при работе в сети. Фактически неограниченное количество информации, свободно получаемое пользователем, его очень радует. А если все эти массивы информации бесплатны, то степень радости многократно возрастает.

Сегодня более 99 процентов авторских произведений и фонограмм распространяются через Интернет бесплатно. Цифра, соизмеримая с объемом пиратства в недалеком прошлом в России. Причем некоторые наши случаи общения с подобными "деятелями" Интернета заканчивались тем, что неглупые люди, отстаивая свою позицию, признавали, что создают и собственные произведения (например, проводят крупные маркетинговые исследования), но когда мы прелагали им опубликовать эти результаты их деятельности в свободном доступе в Интернет - реакция была предсказуема. Начинались отговорки вроде: "хватит ловить нас на слове". На самом деле, это неконструктивный подход.

За прошедшие год - два ситуация несколько изменилась. Мы уже почти не слышим требований свободного использования произведений. "Эйфория бесплатности" прошла, потому что правообладатели (в основном - представители музыкального бизнеса) начинают пристально смотреть на Интернет, как на явление, причиняющее значительные убытки и подрывающее их "несетевую", "оффлайновую" деятельность. Не удивительно, что музыкальный бизнес требует защиты, прежде всего имущественных прав, поскольку в основном в качестве его представителей выступают продюсеры, обладающие именно имущественными правами, в большинстве случаев - только смежными (по нашему законодательству об авторском праве и смежных правах). В ходе своей деятельности продюсеры стараются получать также права авторов и исполнителей, то есть становиться единственными правообладателями на конечный продукт - фонограмму, чтобы распоряжаться любым ее использованием самостоятельно и стимулировать потребителя приобретать компакт - диски с записями.

Итак, что же можно сказать об отличиях авторских и смежных прав в Интернете от "обычных" случаев использования фонограмм и произведений? Полагаю, что, как ни странно, так называемых "фонограммных прав" в сети становится неизмеримо меньше, чем в случаях "оффлайнового" использования. Дело в том, что вся технология Интернета не предполагает моментальной передачи всего произведения, даже упакованного в MP3 файлы, от контент - провайдера к заказчику, конечному потребителю. В то же время расположение текстовых, художественных или графических произведений на web - страницах в формате html - гораздо проще, что способствует их массовому использованию. Во всяком случае, в российском Интернете литературные, графические, художественные произведения используются гораздо активнее, нежели музыкальные.

Исходя их нашего действующего законодательства при использовании произведений в Интернете затрагивается, прежде всего, такое правомочие правообладателя, как "сообщение для всеобщего сведения по кабелю или с использованием аналогичных средств" (пункт 2 статьи 16 и пункт 1 статьи 39 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах). Причем под это правомочие подпадает как собственно расположение произведений на Интернет - сайтах, так и предоставление их путем загрузки файлов, в том числе музыкальных. В Интернет сейчас получило распространение "потоковое вещание", создаются все новые радиостанции, уже пытаются создать Интернет-телевидение. Эти случаи также охватываются в настоящее время указанным выше правомочием.

Стоит сказать еще об одном из самых важных прав правообладателя - это право на воспроизведение как создание одной, нескольких или многих копий произведения.

Воспроизведение в Интернете, во - первых, осуществляется контент - провайдером для технических целей последующего сообщения для всеобщего сведения, во - вторых, копирование - воспроизведение производится конкретным пользователем Интернета, который запрашивает к загрузке ту или иную страницу сайта или фонограмму в виде МР3 - файла. Конечно, воспроизведение даже для технических целей контент - провайдером должно осуществляться с разрешения правообладателей, а вот второй тип воспроизведения чаще всего по нашему законодательству подпадает под случаи так называемого "частного копирования" и выпадает из сферы правомочий, которыми располагают правообладатели.

Какие же способы защиты и реализации прав могут существовать при таком глобальном использовании произведений с помощью сети? Международное сообщество пытается "не отставать от жизни". В 1996 году под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности уже заключены новые международные договоры об авторском праве и об исполнениях и фонограммах (так называемые ДАП и ДИФ), сейчас идет процесс присоединения к ним государств.

Эти договора подталкивают многие государства, в том числе и Россию, на введение нового права автора на так называемое "доведение до всеобщего сведения". Если это произойдет, то у правообладателей появится принципиально новое право, согласованное на международном уровне и регулирующее вопросы использования произведений именно в Интернете.

Сейчас многие международные организации (в основном - специализированные общества по защите прав при участии крупных компаний по распространению фонограмм) пытаются объединиться и создать какие - то системы, позволяющие обеспечить защиту прав и ускорить их реализацию. Такие действия, безусловно, направлены как на получение дополнительных доходов для правообладателей, так и на облегчение использования охраняемых авторским правом объектов любыми контент - провайдерами или продюсерами. Можно привести в пример разрабатываемую сейчас программу "Верди", в осуществлении которой объединились страны Европы. Такая программа как раз позволяет добиться скорейшего получения любым продюсером разрешения на использование любых категорий произведений в Интернете или при создании продуктов мультимедиа, чтобы быстро и недорого оплатить все права "в одном месте". Кроме того, эта система предполагает получение собственно самих произведений в цифровой форме через тот же Интернет. Это интересная схема, которая будет постепенно развиваться. В ней пока не участвуют по каким - то соображениям США, хотя они в свою очередь пытаются подвигнуть Европу еще дальше и создать систему еще более "общую".

Международные организации предлагает России и всем авторам такую интересную систему, как цифровые водные знаки. Они могут позволяют защитить произведение, чтобы идентифицировать его распространение по сети, подсчитать количество использований и определить пользователей. Сейчас эта система разрабатывается и внедряется, но внедряться она будет еще лет 5 - 10. К тому моменту, как система маркировки произведений будет налажена, она, скорее всего, устареет и не понадобится. Интересный факт, который понимают те, кто реализуют систему цифровой маркировки, когда говорят: "ну, тогда будем заниматься чем - нибудь другим:". Сколько будет развиваться техника, столько же - и системы защиты.

В Интернете, с одной стороны, существует большое количество правообладателей, авторов, которые только начинают задумываться о реализации своих прав, с другой стороны, большое количество пользователей давно и в больших количествах используют их произведения. Сейчас у нас в России стоит большая задача ввести в законные рамки использование произведений в Интернете, да и не только в Интернете, а также разъяснять правообладателям, какие права они имеют, а пользователям - какие права им следует соблюдать и как это сделать в соответствии с нашим законодательством.

Итак, у контент - провайдеров согласно российскому законодательству сейчас есть выбор. Они могут либо получить разрешение на использование конкретного произведения или нескольких произведений непосредственно от правообладателя, либо обратиться к организации по коллективному управлению правами. Но последний вариант применим не во всех случаях. Рассматриваемый на данной конференции случай использования записей, на котором мне хотелось бы остановиться, не входит в сферу коллективного управления и не подпадает под случаи получения разрешений от РАО или РОМС.

Однако, если учесть, что сообщение файлов МР3 или любых других музыкальных файлов через Интернет в соответствии с действующим законодательством является сообщением для всеобщего сведения по кабелю, то это правомочие подпадает под исключение, оговоренное в статье 39 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". Собственно говоря, любому порталу, использующему сейчас большое количество музыкальной информации, достаточно выплатить вознаграждение за использование всех произведений, например, РАО или кому-то еще и продолжать использование без разрешения правообладателя - в любом объеме. Это нынешняя ситуация, с которой всем, в частности правообладателям, надо бороться путем принятия предложенной международным сообществом формулировки "доведение до общего сведения".

В заключение мне хотелось бы сказать немного о нашей организации. Подробная информация представлена на сайте www.roms.ru. Организация создана по инициативе РАО и нескольких достаточно крупных российских правообладателей. В РОМС пока работает небольшое число специалистов, но все они имеют опыт работы по коллективному управлению правами, все "вышли" из РАО. Весь опыт РАО по защите авторских прав мы стараемся применить в работе нашей организации. Членов в РОМС пока тоже немного, но их количество все время растет.

РОМС выдает несколько типов лицензий, но пока далеко не на все виды использования произведений в Интернете и мультимедийной области. Сейчас мы начали разъяснительную работу среди контент - провайдеров и информационную работу среди правообладателей - о том, чем наша организация может им помочь.



Автор: Терлецкий В. В.

Источник: "Сopyright"