В рамках X Российской венчурной ярмарки и V Российского венчурного форума прошло заседание совета директоров ОАО «Российская венчурная компания». Главное – совет директоров рассмотрел и принял в основном стратегию развития ОАО РВК, включающую контрольные и индикативные показатели РВК на 2009−2010 годы, и утвердил «Положение об инвестиционной политике ОАО РВК» в новой редакции. События исключительной важности: по сути, речь идет о превращении РВК в полноценный институт развития. Изначально задача РВК сводилась к инвестированию совместно с частными инвесторами в венчурные фонды. Доля РВК в этих фондах должна была быть не более 49%, представители РВК не имели права голоса в решениях венчурных фондов: все отдавалось на усмотрение управляющей компании (так называемого генерального партнера) и частных владельцев 51−процентной доли. (Смысл ограничения прав РВК – противодействие коррупции.) За два года работы определились основные проблемы. Во-первых, несмотря на льготные условия (двойная прибыль при половинном риске), отечественный частный капитал не ринулся в фонды РВК: большая часть их совокупного капитала пока внесена «частными» ВТБ и ВЭБом. Не пришел и зарубежный венчурный капитал: отрадное, но единственное исключение – израильский фонд «Тамир Фишман». Во-вторых, количество и особенно качество проектов ранней стадии (start up), в которые могли бы инвестировать создаваемые РВК фонды, оказалось совершенно неудовлетворительным. Наконец, в-третьих, обнаружилось, что ни фонды, ни инновационные предприниматели-разработчики не могут получить квалифицированную помощь: отечественная экспертная база инновационно-венчурного сектора отсутствует, «импортировать» ее слишком накладно, да и вряд ли возможно. Говоря коротко, просто дать денег оказалось мало, задача РВК оказалась более масштабной, чем предполагалось изначально: создание институциональной и отраслевой венчурной инфраструктуры. Принятая стратегия (назвать ее новой нельзя, никакой другой у РВК в писаном виде до сих пор не было) и новые инструменты, прописанные в положении об инвестиционной политике, дают РВК все права и возможности для решения необходимых задач. В этом есть заслуга и нового генерального директора РВК Игоря Агамирзяна, его сотрудников и совета директоров во главе с главой МЭР Эльвирой Набиуллиной. Заслуга и достижение потому, что принятие полноценных документов – дело крайне непростое. Разработка их требует недюжинных интеллектуальных и трудовых усилий, одобрение – принятия немалых рисков. Итак, какие новые возможности получил совет директоров РВК? Наиболее важные – создание фонда посевных инвестиций (100% у государства), который должен преодолеть дефицит проектов ранней стадии; инвестиции в развитие отраслевой инфраструктуры (создание сетевого экспертного сообщества и сети венчурных партнеров РВК) и расширение международной деятельности. Последнее особенно важно. Во время кризиса появляются редкие возможности войти в капитал ведущих венчурных фондов или перспективных инновационных компаний (нас обычно стараются не подпускать к «гнездам» инновационного развития, о чем поведала и история с покупкой Opel). Кроме того, зарубежных венчурных инвесторов, способных принести в Россию свой бесценный опыт, отпугивала избыточно сложная и затратная процедура создания венчурного фонда РВК в форме ЗПИФ. Теперь им дали возможность инвестировать прямо из-за границы, как это принято в мире (многие венчурные фонды США, Европы и т. д. инкорпорированы в офшорах, хотя вкладываются в компании-резиденты соответствующих стран). Принятие хороших базовых документов – важный, но все же предварительный шаг. РВК предстоит теперь разработать целевые программы по направлениям стратегии, а главное – воплотить планы в дела. И здесь есть две стороны. Одна – сама деятельность РВК. Судя по тому, как стремительно, деловито и компетентно действует Игорь Агамирзян с момента своего назначения в апреле 2009 года, шансы на то, что собственные дела РВК будут идти в соответствии с планами, высоки. Другая сторона – это принципиальная возможность оперативно решать вопросы, находящиеся в поле пересечения ответственности различных ведомств. Равно как и осуществлять на практике решения, права на которые записаны в документах, одобренных советом директоров. В этом можно только пожелать РВК успеха. Окончательный текст стратегии, после учета замечаний и правки, будет утвержден недели через три-четыре. После этого предстоит разработка целевых программ по направлениям стратегии (целых девять), так что времени до полного формирования планов пройдет немало. Впрочем, инновационным предпринимателям в ожидании практических итогов от решений совета директоров РВК есть чем заняться. И в первую очередь – грамотным оформлением своих проектов с предпринимательской точки зрения. При всем дефиците на рынке все же есть компании и специалисты, способные помочь в этом деле. Если у инновационного предпринимателя нет собственных средств – бизнес-консультантам можно предложить небольшую долю в проекте: это будет своего рода лакмусовой бумажкой, еще до похода в венчурный фонд. Ведь если проект малоперспективен в предпринимательском отношении, даже и за долю инвестиционные консультанты за него не возьмутся. В любом случае, если разработок не станет больше, а разработчики не станут грамотнее в бизнесе, никакие документы, никакие «перезапуски» РВК не приведут к главному: развитию инновационного предпринимательства в России. / |