Пароманекены - купить в Москве по выгодной цене - цена на пароманекен.

Высокие технологии стоят дорого

Однако именно они должны определять конкурентоспособность производства


Правительство Петербурга в настоящее время разрабатывает программы инновационного развития нашего города, но пока что инновации развиваются по большей части силами самих предприятий. Об этом шла речь на заседании «круглого стола» «Как заработать деньги на идеях».


Слово, которое вначале

Для начала необходимо договориться, ибо в слово «инновации» разные люди вкладывают разный смысл. Как отметил Иван Федоренко, кандидат социологических наук, ВЦИОМ провел опрос, согласно которому половина россиян вообще не знает, что такое инновации, 27% думает, что это «любые нововведения», 15% считает инновациями внедрение современных технологий, 3% понимает под этим «использование достижений науки и техники». По одному проценту опрошенных назвали инновациями социальные изменения и инвестиции в «перспективные отрасли экономики». При этом треть опрошенных верят, что через 10 – 15 лет Россия станет высокотехнологичной державой, живущей не за счет сырьевых ресурсов, а за счет развитой науки.

Участники «круглого стола» для определенности установили, что инновации – это продукты или услуги, которые воспринимаются рынком как новые. Они не обязательно имеют отношение к промышленности или науке, инновационными могут быть маркетинговые, управленческие технологии, компьютерные программы, тренажеры, оборудование. Большим достоинством инновационных продуктов является то, что они приносят намного большую прибыль, чем традиционные товары, но при этом требуется больше времени на их разработку и продвижение.

«Для Санкт-Петербурга инновации – необходимость, так как город не имеет собственных источников сырья. Зато у нас есть своя интеллектуальная база – исследовательские институты и высококвалифицированные кадры», – подчеркнул первый заместитель председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Сергей Фивейский.

Представители самих инновационных компаний отмечают, что наиболее серьезная проблема для них – отсутствие кадров. Они ждут от государства прежде всего помощи в подготовке специалистов: менеджеров-управленцев, сотрудников среднего звена, высококвалифицированных рабочих.

Эти пожелания, по словам чиновников, учтены в разработанном правительством города сценарии социально-экономического развития Петербурга «как мирового инновационного центра». Комплексная программа мероприятий, рассчитанная на 2008 – 2011 годы, предполагает обучение кадров, развитие инфраструктуры, поддержку экспорта инновационной продукции, привлечение инвестиций в инновационную сферу, создание особых экономических зон (ОЭЗ) технико-внедренческого типа, IT-парка (на базе Университета им. Бонч-Бруевича), Наукограда (в Петергофе) и Венчурного фонда. На четыре года из бюджета города на эти мероприятия выделяется 10 млрд рублей.


Российский путь

«Роль государства в развитии инновационной экономики – создание благоприятного климата для развития выбранных направлений. Наибольший эффект оказывают обычно косвенные меры – налоговые льготы, льготы по амортизации. В России целесообразно вводить еще и субсидии», – уверен заместитель директора по инновациям Института РАН им. А. Ф. Иоффе Алексей Удовиченко.

Для развития инновационной инфраструктуры город готов возмещать затраты на защиту прав интеллектуальной собственности (в 2008 году на эти цели выделено 1,5 млн рублей), а также на аренду недвижимости и пользование уникальным оборудованием (10 млн рублей). Предполагаются субсидии и на содействие экспорту продукции. Так, 9 млн рублей город выделяет на возмещение части затрат на производство инновационной продукции, направляемой на экспорт.

Для увеличения спроса на свои товары компаниям приходится участвовать в российских и международных выставках, ярмарках, форумах, конференциях и семинарах. Это очень затратные мероприятия, поэтому город финансирует и выставочную деятельность компаний в размере 9 млн рублей.

Тем не менее представители компаний сетуют, что заложенных средств недостаточно.

«Чтобы заявить о себе на международном уровне, фирма должна участвовать в 4 – 5 выставках в год. Но выделенных городом средств хватит только на 20 выставок. Это значит, достойно себя представить смогут от силы пять компаний», – говорит генеральный директор компании «Криотерм» Владимир Баукин.

С ним можно согласиться лишь отчасти, ведь если компенсировать все затраты инновационных компаний, они могут занять иждивенческую позицию и вообще перестать работать на собственную конкурентоспособность. Правда, стоит признать, что опыт Китая говорит об обратном. Поднебесная активно поддерживает свои инновационные предприятия, предлагая льготы (в том числе для занятых на них русских инженеров – в виде жилья, питания и социальных льгот), только чтобы в стране появились высокие технологии и новые рабочие места.

«Мы не можем копировать действия Китая или Ирана, ведь мы находимся не в безвоздушном пространстве, – говорит Сергей Фивейский. – Ключевыми партнерами мы считаем крупные международные предприятия. На них и ориентирована наша кластерная система. Но перенимать лучшие наработки у других стран нужно, в трансфере технологий нет ничего плохого. Скоро в Петербурге начнут работу пять автомобильных заводов. Естественно, что на них и будет происходить тот самый трансфер технологий. И хотя эти предприятия – «дочки» международных компаний, у которых свои интересы, городу от них непроизвольно достанется квалифицированный персонал, а также стандарты ведения хозяйственной и экономической деятельности».

Впрочем, не все технологии, разработанные за рубежом, могут быть применены в России. В том числе из-за разницы в климатических, экономических и прочих условиях. Поэтому даже аналоги западных продуктов, созданные на нашей почве, могут считаться инновационными.

«Если где-нибудь в Америке создали систему распознавания английской речи, нам это никак не облегчит работу по созданию аналогичной русскоязычной программы. Поэтому не стоит говорить, что изобретенная в России продукция не инновационная в случае, если аналогичная существует на Западе, пусть даже десятки лет», – считает коммерческий директор центра речевых технологий Юлия Хитрова.


Бассейн для чемпионов

«Образно говоря, государство – это рыбоводческое хозяйство, которое организует пруд. А предприятия – рыбаки. Они платят деньги за лицензию и получают возможность ловить в пруду «золотую рыбку», – считает руководитель петербургского отделения HP Labs Владимир Полутин. – Создавая благоприятные условия, можно привлечь много инвесторов, но нужно все время корректировать программу развития инновационных технологий под меняющуюся ситуацию. Возьмем опыт Ирландии. В девяностых годах там не было никакой промышленности. Но очень быстро туда пришли мировые гиганты, так как в стране был введен льготный режим налогообложения. А сейчас международные компании из Ирландии уходят, потому что льготы отменили».

По словам Сергея Фивейского, приоритетными направлениями для развития инноваций в Петербурге остаются автомобильный кластер и производство электроники. В создании на территории города таких предприятий заинтересованы и инвесторы – крупные международные компании, и городские власти. Промышленные гиганты получают новые рынки сбыта и рабочую силу, а город – поступления в бюджет за счет налогов и рабочие места. При этом власти надеются, что часть производств в кластерах будет принадлежать российским компаниям. Например, изготавливающим детали для тех же автомобильных заводов.

Однако инновации – это конкурентное преимущество не только в автомобилестроении. В Петербурге есть много предприятий, которые занимаются информационными технологиями, а также производят морское и авиационное оборудование. При этом нередко наши фирмы активно развиваются за пределами родины – строят заводы и продают свою продукцию в Китае, Индии, Иране, Швеции, Эстонии. Например, группа компаний «Транзас», производящая тренажеры и приборы для морских судов и авиации, давно работает на мировых рынках.

Вице-президент компании «Транзас» Николай Мужиков считает, что Петербург смог бы добиться больших успехов на международном уровне именно в морском приборостроении. При этом он не скрывает, что зачастую работать в других странах легче, чем в России: «Недавно мы открыли филиал в Швеции, и эта страна – пример лояльного отношения к инвестору. Там для бизнеса созданы все условия – низкий процент по кредитам, небольшие налоги... Да и вообще комфортно работать там хотя бы из-за отсутствия громоздкого бухгалтерского документооборота, который является неотъемлемой чертой бизнеса в России».


Дело рук самих утопающих

В целом можно сделать вывод, что развитие инновационных предприятий – их собственных рук дело. Без активных действий никакие субсидии и льготы не помогут.

К слову, во всем мире инновационными проектами занимаются малые и средние предприятия. Зачастую, находясь на аутсорсинге у крупных компаний, они разрабатывают новые продукты по их заказам. Но в России такая модель, к сожалению, еще не получила распространения. Кредит же под инновационный проект получить еще сложнее.

«Культура заемщиков повышается, но по-прежнему основным источником финансирования для малого бизнеса остаются семья, друзья и знакомые, – говорит исполнительный директор ЗАО «Группа БФА» Дмитрий Истюфеев. – Банк скорее выдаст кредит на оборудование прачечной, чем на производство новых мониторов. Потому что прачечная понятнее как вид бизнеса. И выше вероятность, что заемные средства будут возвращены».

Тем не менее кроме банков предприниматели могут показать свой проект какой-нибудь крупной компании или государственному венчурному фонду, или одному из трех частных фондов, функционирующих в Петербурге.

«В венчурном фонде деньги есть, и мы готовы финансировать малые компании. Но, видимо, не все предприниматели знают о существовании фонда, и пока у нас просят меньше, чем мы реально можем предложить», – утверждает директор венчурного фонда Санкт-Петербурга Алексей Толмачев.

Конечно, инвестора легче найти под проект, который уже начал работать. Или на развитие уже крепко стоящего на ногах предприятия. Но не стоит отчаиваться и тем, кто находится на самой рисковой, «посевной», стадии, когда еще фактически нет ни бизнеса, ни оборудования, ни товара, а существует одна только идея. Повысить шансы на реализицию проекта может составление хорошего бизнес-плана. Кроме того, необходимо фактически угадать потребности города или какой-нибудь финансовой организации, готовой вкладываться в инновации.

Хотя пока высокотехнологичные предприятия Петербурга – это в основном крупные международные компании, есть шанс, что и на уровне малого и среднего бизнеса при поддержке города постепенно станут развиваться наукоемкие производства. Мировая практика говорит о том, что малые предприятия, обладая большей мобильностью, нащупывают новые ниши, в которые только потом приходят крупные компании. Возможно, через какое-то время такие процессы пойдут и в российской экономике.

По мнению исполнительного директора регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга Игоря Гладких, инновации активно проводятся в жизнь тогда, когда они определяют конкурентоспособность. К сожалению, пока наш бизнес конкурирует другими методами. В основном с помощью монопольного установления цен и тарифов.






По материалам "Санкт-Петербургские ведомости"