ЕС: инновационное сотрудничество на основе "модели супермаркета"



В кулуарах правительств стран Европейского союза усиленно обсуждается вопрос о выстраивании экономических отношений, в том числе и инновационного сотрудничества, на основе “модели супермаркета”. Об этом заявил профессор Цюрихского университета, член Координационного совета 14-й Комиссии Центра глобальных индустрий Всемирного экономического форума в Давосе, советник президента Финляндии Валерий Овчинников. Он выступил на состоявшейся в Москве конференции “Перспективы развития инновационного сотрудничества государств - участников СНГ до 2015 года”. Конференция прошла в рамках VII Международного форума “Высокие технологии XXI века”.

Какое отношение имеет магазин, пусть и большой, к инновациям? Оказывается, самое прямое. “Модель супермаркета” позволяет управлять рисками как поставщиков продукции, так и потребителей. К примеру, обычный супермаркет, с одной стороны, оказывая давление на поставщиков, держит цены на приемлемом уровне, а с другой, используя механизм сертификации, обеспечивает предоставление покупателям продукции высокого качества. По схожей схеме работает и активно развивающийся в США, Европейском союзе и других государствах финансовый супермаркет, основанный на капитализации инновационной деятельности.

Соединение моделей обычного и финансового супермаркета, отметил В.Овчинников, дает возможность создать инновационный супермаркет, который должен выполнять две главные функции: капитализацию объектов инновационной деятельности и регулирование частной инициативы и инвестиций в этой области. В конечном счете, и показатели капитализации, и механизмы регулирования обращения с интеллектуальной собственностью определяют процент выхода эффективных инновационных проектов. При этом оказывается, что чем последовательнее применяется “модель супермаркета”, тем больший процент исходных проектов доходит до стадии реализации. Лидеры в этой области - скандинавские страны: около 80% таких проектов здесь успешно претворяются в жизнь.

Страны СНГ традиционно придерживались отличной от европейской инновационной модели - применяли прямое государственное и венчурное финансирование. При такой схеме организации инновационной деятельности процент готового коммерческого продукта очень низок. В России он, например, равен 2-4%. Как следствие этого, РФ, находясь на шестом месте в мире по запасам “интеллектуального сырья” (патентов, изобретений, объектов интеллектуальной собственности), занимает 88-е место по выпуску инновационных изделий.

Решить проблему низкого КПД российской инновационной системы путем имплантации в нее элементов другой модели невозможно. Например, создание особых экономических зон в России приведет лишь к тому, что западные фирмы будут “прокатывать” через них свои далеко не “первой свежести” инновационные разработки с целью освоения российского рынка. По-другому поступить они просто не могут, так как все действительно новые разработки проходят через “модель инновационного супермаркета”, которой в России нет.

Поэтому, по мнению Валерия Овчинникова, России и другим странам СНГ необходимо создавать свой инновационный супермаркет, который при всех его отличиях от европейского должен быть именно супермаркетом, а не ларьком. Предпосылки для создания такого супермаркета у стран СНГ имеются. Например, интеграция вполне современной банковской системы Казахстана с российским фондовым рынком может дать неплохой результат.

Банк прототехнологий для такого супермаркета, причем постоянно пополняющийся, у государств Содружества уже есть, считает заместитель директора Инновационного агентства РАН, начальник управления РФФИ Сергей Цыганов. По его словам, главный научный фонд России, осуществляя мониторинг произведенной в стране научной продукции, способен активно заполнять полки этого виртуального магазина. Более того, несколько лет назад РФФИ начал программу по поддержке “ориентированных фундаментальных исследований” - тех работ, на базе которых в самое ближайшее время могут быть созданы новые технологии.

РФФИ имеет договоры с родственными организациями Белоруссии и Молдавии, ведутся переговоры о заключении подобного соглашения с Казахстаном. Это позволяет говорить о возможности построения супермаркета интеллектуального “сырья” стран СНГ.

Для решения проблемы капитализации объектов инновационной деятельности необходимо создавать общую систему их стандартизации, сертификации, аккредитации и т.д. Работа в этом направлении в государствах Содружества активно ведется, отметил на конференции представитель Исполкома СНГ Александр Бойко. В ее рамках, в частности, организован Международный инновационный центр технологического и гуманитарного сотрудничества, который будет реализовывать общую программу стран СНГ в данной области. В ближайшее время должна состояться аккредитация центра и реализуемых им программ во Всемирной торговой организации, 14-й Комиссии Центра глобальных индустрий Всемирного экономического форума в Давосе, Международной организации по стандартизации и других.

Пример Евросоюза, конечно, убедителен, но надо отдавать себе отчет в том, что успех стратегии инновационного развития в первую очередь зависит от степени заинтересованности в реализации данного проекта всех его участников. Готовы ли страны СНГ к такой деятельности? Ответ на этот вопрос они дадут в ближайшее время. А пока государства СНГ определяют общие цели и принципы инновационного развития. Их обсуждению, собственно говоря, и была посвящена прошедшая конференция. К концу года планируется подготовить и официально представить руководству стран СНГ межгосударственную целевую программу “Инновационное сотрудничество стран - участников Содружества Независимых Государств на период до 2015 года”. (С ее проектом можно ознакомиться на сайте нашей газеты в разделе “Документы”). В случае ее принятия она станет тем документом, опираясь на который страны СНГ будут строить стратегию своей деятельности в инновационной области в течение ближайших 10 лет.



/Газета "Поиск", 22.06.06/