Вопросы образования сейчас в центре обсуждения элиты. Почти так в 90-е годы обсуждались вопросы финансовой стабилизации. И это естественно: после макроэкономической стабилизации и возобновления экономического роста власть должна была сосредоточиться на стратегических темах социально-экономического рывка. А в постиндустриальном мире именно вложения в человека (прежде всего образование и здравоохранение) являются ключевыми условиями решения стратегических экономических задач, преодоления отставания от наиболее развитых стран мира. Соответствующие ведомства уже разрабатывают программы. В коллегии Министерства образования и науки, состоявшейся 10 октября и посвященной президентским инициативам в этой области, участвовали М. Фрадков и ряд других членов кабинета. Трудно припомнить, когда премьер в последний раз посещал образовательное ведомство. Суть инициатив состоит не просто в существенном увеличении финансирования образовательной отрасли, а также в проведении ряда структурных реформ, позволяющих обеспечить повышение качества образования (а значит, и повышение эффективности расходования бюджетных средств). Речь идет о мерах по поддержке инновационных учебных заведений, поддержке лучших учителей, об обеспечении информатизации образования, о создании университетских центров межрегионального развития в Южном и Сибирском федеральных округах, о мерах по поддержке талантливой молодежи, о создании условий для развития системы профподготовки в армии, а также ряде других мероприятий. Принципиально важным является совмещение реализации этих проектов с реформированием образования. Подчас создается впечатление, что новые инициативы являются альтернативой реформе образования: последняя замышлялась в условиях крайней бедности бюджета и как бы должна была ответить на отсутствие денег у государства. Теперь же средства появились, и вроде можно начать их раздавать. Крайне опасно принять эту позицию: без проведения необходимых структурных и организационных преобразований бюджетные вливания не только не дадут искомой отдачи, но даже могут привести к негативному эффекту, законсервировав сложившуюся систему. Намеченная еще несколько лет назад реформа образования, изложенная в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (разумеется, с соответствующими уточнениями), должна реализовываться. В числе мер в области профессионального образования предполагается сконцентрировать ресурсы на поддержку инновационных учебных заведений. Как всякая решительная мера, она имеет значительный потенциал для рывка, но предполагает и огромные риски. Она может способствовать формированию действительно мощной группы лидеров образования, а может законсервировать ситуацию путем «назначения лидеров» — политически влиятельных университетов, давно исчерпавших потенциал своего развития. Поэтому необходимо четкое формирование критериев выделения инновационных вузов. Важно, чтобы это был не список назначенных заведений, чтобы отбор осуществлялся на конкурсной основе. В настоящее время идет обсуждение критериев для проведения такого конкурса. Возникает и более сложная проблема: как при отборе лучших не дестимулировать всех остальных. Важно создать для разных учебных заведений долгосрочные стимулы подтягиваться к уровню инновационных (то есть лучших, пользующихся повышенным вниманием общества и государства). А это значит, что конкурс такого рода должен проводиться на постоянной основе — было бы неправильно выделить 20—30 вузов, дать им денег и закрыть вопрос. Сейчас для нас особенно важен прорыв в собственно образовательных технологиях, без которого образовательная система России обречена на деградацию. Поэтому прежде всего необходимо поддерживать те учебные заведения, которые решительно идут на обновление учебного процесса, находятся в поиске новых, эффективных образовательных технологий. Присутствие же научных исследований является в таком случае хотя и важным, но лишь одним из ряда компонентов инновационного вуза. Другой важной особенностью современного учебного заведения является его способность обеспечить процесс непрерывного образования. Строго говоря, в инновационном вузе человек должен иметь возможность учиться на протяжении всей жизни. Потребности постиндустриального общества все более дифференцируются и умножаются, и каждый человек должен учиться (и переучиваться) все больше и больше — вплоть до непрерывности. Это также требует новых подходов к образовательным технологиям, ибо непрерывное образование — это не традиционное образование, растянутое до бесконечности, а образование, существенно отличное от традиционного. Источник: "Профиль" |