Конкурсный бонус. Ученых зовут на борьбу


В феврале президент страны издал указ, в соответствии с которым резко возрос размер грантов, предназначенных для государственной поддержки исследований молодых российских ученых. Теперь победившие в конкурсе кандидаты наук в возрасте до 35 лет (400 человек) будут в течение двух лет ежегодно получать по 600 тысяч рублей, а 60 докторов наук (до 40 лет) - по 1 млн рублей. В эти сумму включены затраты на проведение работ и оплата труда членов научной команды. Такой подарок в сегодняшних непростых условиях, конечно, дорогого стоит. Однако на дворе уже апрель, а конкурс по президентским грантам на новый срок до сих пор не объявлен. Не внес ли свои коррективы финансовый кризис, интересуются потенциальные участники конкурса. "Поиск" попросил разъяснений у заместителя руководителя Федерального агентства по науке и инновациям Александра Клименко, который одновременно является заместителем председателя Совета по грантам Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых и по господдержке ведущих научных школ.

- Александр Викторович, какова ситуация с президентскими грантами для молодых кандидатов и докторов наук?

- Если говорить об ученых, выигравших гранты в прошлом году на период 2008-2009 годов (а это 500 кандидатов и 100 докторов наук), по ним полная ясность. Они отчитались за первый год работы, экспертные комиссии рассмотрели все документы. Бюро Совета по грантам дало добро большинству из них на продолжение исследований, и в настоящее время с ними заключаются дополнительные соглашения на 2009 год. Выплаты начнутся в апреле.

- Каким будет размер грантов?

- Он останется прежним: 150 тысяч рублей для кандидатов наук, 250 тысяч - для докторов. Новые правила распространяются на тех, кто выиграет президентский грант в 2009 году.

- Почему задерживается объявление конкурса на текущий год?

- Дело в том, что помимо указа Президента РФ нужно постановление правительства, которое внесет изменения в действующие документы. Минобрнауки сделало все от него зависящее для подготовки этого нормативного акта, так что со дня на день мы ждем его выхода. Надеемся, что дальше все пойдет по отработанной схеме.

- Известно, что в нынешнем году произойдут изменения и в порядке проведения конкурса ведущих научных школ. Порадуют ли ученых эти перемены?

- Что касается организации конкурса, тут никаких нововведений не планируется. Нынешний состав ведущих научных школ (ВНШ) был отобран на конкурсной основе и утвержден на 2008-2009 годы. Изменятся только источники выделения средств для ВНШ. Последние четыре года финансирование школ осуществлялось двумя путями. Первый - субсидии: для их выплаты в бюджет ежегодно закладывается одна и та же сумма - 200 млн рублей на 650 грантов. На одну школу, то есть коллектив из 20-25 человек, приходится примерно 300 тысяч рублей, что, конечно, очень мало.
Нам не удалось добиться увеличения этой суммы, поэтому было принято решение использовать для поддержки ВНШ еще и средства Федеральной целевой программы (ФЦП) "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы". По тематике, предложенной школами, ежегодно проводились конкурсы, и их победители получали финансирование из средств ФЦП. В среднем из 650 ВНШ около 200 выигрывали лоты и вместо субсидии получали право заключить госконтракт на сумму 1,2 млн рублей. А "грантовые" 200 млн рублей делились уже не на 650, а на 450 школ. Таким образом, за счет привлечения средств ФЦП поддержку научных школ удавалось увеличить более чем в два раза.
В этом году ситуация осталась примерно такой же. Разница только в том, что изменилась программа-донор: теперь ею стала ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы (далее - "Кадры"), которая реализуется с этого года. Такое решение кажется нам вполне логичным. Если внимательно посмотреть, какие требования предъявляются к научным школам, претендующим на поддержку государства, в них можно увидеть много общего с условиями, установленными для научно-образовательных центров (НОЦ). Поэтому принадлежность к ВНШ будет являться дополнительным фактором, который позволит заявке рассчитывать на победу в конкурсе по мероприятию "Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров" ФЦП "Кадры".

- Ведущим школам в этом конкурсе будут даваться дополнительные баллы?

- Да, хотя и не такие уж большие. Но мы ожидаем серьезный конкурс среди НОЦ, и этот "бонус", несомненно, сыграет свою роль. Таким образом, ведущие научные школы, которые победят в конкурсе научно-образовательных центров, будут финансироваться из средств программы "Кадры", остальные продолжат получать субсидии.
Эти перемены должны порадовать представителей научных школ. ФЦП "Исследования и разработки" ориентирована на пять приоритетных направлений - в основе своей технических и естественно-научных. А вот лоты ФЦП "Кадры" для научно-образовательных центров сформированы по широкому спектру наук, так что гуманитарии, например, теперь смогут найти подходящие темы. Важно и то, что контракт в рамках этой программы будет заключаться на три года на сумму 15 млн рублей (по 5 млн каждый год). Мы разместили на персональной странице каждой школы призыв участвовать в "кадровой" ФЦП.

- Есть в новой схеме финансирования и минус - необходимость привлечь внебюджетные средства...

- Да, это требование программы и требование времени. Я не считаю, что найти 20-процентное софинансирование - такое уж трудновыполнимое условие для ведущих научных школ. Ведь их главный признак - высокий уровень исследований, что в большинстве случаев предполагает востребованность результатов. А значит, есть и хозяйственные договоры, и гранты от частных и зарубежных фондов.

- Кстати, к конкурсу для НОЦ в программе "Кадры" у научно-образовательного сообщества много вопросов. Бытует мнение, что поскольку определение центра дано очень расплывчато, отчетность по этим конкурсам предусмотрена минимальная и при этом требуется найти немалые средства для соинвестирования, побеждать будут не давно и успешно работающие коллективы, а созданные "под программу" и умеющие "находить деньги".

- Определение научно-образователь-ного центра в программе действительно сформулировано довольно общо. Но мне кажется, в этом нет никакой беды. Наоборот, все центры при НИИ и вузах, даже не имеющие на сегодня какого-либо формального статуса, могут подать заявки на конкурс, если их цели и задачи соответствуют тем, что обозначены в программе для НОЦ. На этапе прохождения конкурсных процедур мы не ставим жестких условий по "вывеске". А вот когда будут определены победители, при подписании с ними контракта мы будем настоятельно просить оформить свою структуру как НОЦ, если она называется, к примеру, базовой кафедрой, учебным центром, научно-образовательным комплексом. Дело в том, что мы работаем под жестким контролем множества проверяющих органов, а они следят, чтобы все соответствовало букве закона. Раз в постановлении правительства записано НОЦ - у исполнителя контракта должно быть именно такое название. Если же перейти от формы к содержанию, предназначение научно-образовательного центра - готовить "штучный товар" в лице специалистов высшей квалификации, которые будут востребованы как в науке, так и в высокотехнологичном секторе экономики.

- Ориентированы ли условия конкурса на поддержку самых достойных? Насколько серьезные барьеры ставятся перед фирмами, для которых участие в таких процедурах - один из видов бизнеса?

- Заполняя конкурсную документацию, организация должна предоставить сведения о работе своего научно-образовательного центра за последние три года. Причем эти данные сообщаются не просто для сведения. В критерии отбора заложены вполне конкретные требования к научному и учебному уровню НОЦ, а именно: количество публикаций, подготовленных аспирантов, кандидатов и докторов наук и другие.

- В интервью "Поиску" вице-президент РАН Валерий Козлов, который является членом Научно-координационного совета (НКС) по программе "Кадры" и руководителем рабочей группы по подготовке конкурсных условий для ряда мероприятий этой ФЦП, недавно посетовал, что научное сообщество не может проследить за тем, как выполняются предложения рабочей группы, и главное - повлиять на процесс. К примеру, экспертные группы формируют малоизвестные структуры, занимающиеся обеспечением конкурсных процедур...

- Хочу отметить, что программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" вызывает исключительный интерес и, соответственно, рождает много толков. Мы еще не провели ни одного конкурса для НОЦ, но слух о том, что с экспертизой творится неладное, уже пошел. В частности, я прочел высказывание Валерия Васильевича о том, что научное сообщество хотело бы принять участие в подборе экспертов. Звучит в его интервью и намек на то, что данная функция передана фирмам, выигравшим конкурс на организационно-техническое и информационное сопровождение программы, которые получат за это 100 млн рублей. На самом деле перечень экспертов утверждает госзаказчик - Роснаука. На сегодня этот список из 600 человек уже существует. Он создан на основе нескольких баз данных по экспертам - РФФИ, РГНФ, РИНКЦЭ и других. Перед нами стоит непростая задача - не допустить пристрастности. Счет заявок наверняка пойдет на тысячи, а в таких условиях найти квалифицированного эксперта, не имеющего отношения ни к кому из участников, совсем не просто. Но мы будем к этому стремиться.
Фирмы, отобранные по конкурсу для решения организационных и информационных вопросов, будут заниматься только технической стороной дела, вся ответственность остается за Роснаукой. Непонятно, почему такое положение дел не устраивает научное сообщество? Может быть, люди не представляют себе объем работы по программе? Только у Роснауки 650 контрактов, заявок будет в разы больше. Если говорить о деньгах, которые получат организации сопровождения, то 70% этих средств предназначены для оплаты труда экспертов.

- Не зная числа заявок, вы закладываете средства на экспертизу с большим запасом?

- В принципе мы можем довольно точно оценить затраты, поскольку имеем опыт прежних конкурсов для ВНШ. Кроме того, программа рассчитана на пять лет. Всегда можно скорректировать условия и цену контракта, Закон о госзакупках нам это позволяет.

- А что вы ответите на вопрос об обратной связи? Можно ли обеспечить научной общественности возможность влиять на ход выполнения программы в течение всего срока ее реализации?

- Как показывает практика, научно-координационные советы всех ФЦП, которые по большей части состоят из представителей профессионального сообщества, периодически возвращаются к анализу собственных решений. В этой программе "разборы полетов" и корректировки тоже будут проводиться. Тем более что она только запускается.
Что касается невыполнения чиновниками рекомендаций рабочих групп, принятых НКС, здесь хотелось бы услышать указания на конкретные случаи самоуправства. Только тогда на такие замечания можно ответить предметно.



/Fasi.gov.ru, 10.04.09/