Наукоградам подправили статус


Госдума приняла 1 августа в первом чтении поправки к закону «О статусе наукограда РФ». Однако положение таких муниципальных образований осталось без изменений. Выделяемые центром средства наукограды могут расходовать лишь на развитие своей социальной и инженерной инфраструктуры. На развитие науки и инноваций денег им всё так же не предусмотрено.

Наукограды давно пребывают в ожидании перемен, которые позволили бы им расходовать поступающие из центра субвенции на научную и инновационную деятельность. Подобные предложения не раз обсуждались в профильных комитетах Государственной думы, однако законодательного воплощения не получали. Вот и на этот раз парламентарии ограничились чисто техническими поправками в закон «О статусе наукограда РФ», приведя его терминологию в соответствие с Бюджетным кодексом. Теперь вместо понятия «субвенции» в законе будут фигурировать «межбюджетные трансферты».

«На финансировании наукоградов это не отразится, — пояснил заместитель председателя комитета Госдумы по науке и наукоёмким технологиям, академик Михаил Залиханов. — В соответствии со своим статусом эти муниципальные образования будут, как и раньше, получать деньги на развитие собственной общественной инфраструктуры так: из федерального бюджета средства, которые в новом законопроекте определяются как межбюджетные трансферты, будут предоставляться субъектам Федерации, а из субъектов направляться уже непосредственно в бюджеты наукоградов. Порядок предоставления межбюджетных трансфертов будет определять Правительство РФ».

В связи с кризисом наукоградам в этом году урезали финансирование на 254 миллиона 427 тысяч 700 рублей, оставив один миллиард 441 миллион 756 тысяч 800 рублей.

В то же время представители наукоградов надеются, что внесение формальных изменений — лишь начало большой работы по совершенствованию законодательной базы развития территориальных образований, официально признанных «точками инновационного роста». «Давно назрел вопрос о необходимости финансирования инновационной деятельности наукоградов, — заметила в интервью заместитель директора наукограда Мичуринск Тамбовской области, член рабочей группы по разработке поправок к закону „О статусе наукограда РФ“ Тамара Киреева. — Мы обсуждали эту тему с коллегами из других наукоградов на совещании в конце мая, будем в очередной раз поднимать и в парламенте на соответствующих заседаниях профильных комитетов. Но о сроках принятия конкретного решения говорить пока рано. Минфин жёстко стоит на позициях, что деньги, поступающие наукоградам из центра, должны идти на определённые статьи, в которые не входит научная и инновационная деятельность. Таким образом, федеральные субвенции, или, если хотите, межбюджетные трансферты, идут на здравоохранение, коммунальное хозяйство, инженерную инфраструктуру. Дополнительное финансирование на науку мы можем направлять только из собственного муниципального бюджета, в котором, конечно, такие расходы не предусмотрены. Однако никакого противостояния с органами федеральной власти у нас нет, мы ведём рабочий диалог».

В закон «О статусе наукограда РФ» внесены чисто технические поправки: теперь вместо понятия «субвенции» в законе будут фигурировать «межбюджетные трансферты».

Высказываются предложения и о пересмотре критериев присвоения муниципальным образованиям статуса наукоградов. Согласно действующей редакции закона, на «наукоградность» могут претендовать муниципальные образования, где численность работающих в организациях научно-производственного комплекса составляет не менее 15 процентов; объём научно-технической продукции в стоимостном выражении — не менее 50 процентов от общего объёма продукции всех хозяйствующих субъектов. «При таком подходе отсутствует чёткое понимание, что такое наукограды. Никто не знает, сколько там должно работать учёных, сколько должно действовать предприятий по выпуску высокотехнологичной продукции, — поделился мнением глава наукограда Обнинск, вице-президент Союза развития наукоградов России Николай Шубин. — Такие вещи нужно не только прописывать, но и подтверждать ежегодно, иначе наукограды, которым центр выделяет дополнительные средства на развитие, превратятся в заурядные промышленные городки, без какого-либо намёка на наукоёмкость и инновационность. Более того, из-за отсутствия нормальных критериев отбора в этот круг могут попасть случайные города. Так что давайте мы сначала определимся с терминологией, а потом приступим к решению финансовых вопросов, и подумаем, что наиболее ценно в этих муниципальных образованиях — научная организация или её инфраструктура. Пока упор делается на второе. В итоге наукограды, де-юре считающиеся научными центрами страны, остаются в стороне от основных процессов, протекающих в российской науке».

Стоит ли наукоградам в ближайшее время рассчитывать на перемены, способствующие бурному расцвету в них науки и инноваций, вопрос риторический. Парламентариев эта тема вчера не особо вдохновила. Здорово погорячившись во время обсуждения бюджетных вопросов, депутаты подошли к науке подостывшими, и единогласно, без лишних баталий, проголосовали за поправки к ФЗ «О статусе наукограда РФ». Разве что член комитета по бюджету и налогам Владимир Федоткин поинтересовался объёмами поддержки наукоградов, но глубже обсудить этот вопрос никто не захотел. Означает ли это, что научные проблемы остаются для власти проблемами второго или даже третьего плана? Вполне возможно, особенно если учесть, что и на предыдущих заседаниях Думы при обсуждении как формальных, так и существенных вопросов о науке законодатели не проявляли, по крайней мере внешне, большого интереса. Почему наука и инновации никак не попадут в число приоритетных вопросов думской повестки дня — тема отдельного большого разговора.

Минфин жёстко стоит на позициях, что деньги, поступающие наукоградам из центра, должны идти на определённые статьи, в которые не входит научная и инновационная деятельность.

Некоторая надежда на перемены участи наукоградов всё же остаётся. «Мы будем бороться за внесение изменений в законодательство, позволяющих направлять часть поступающих на развитие наукоградов средств на поддержку инноваций, в первую очередь на посевной стадии. Возможно, сначала удастся решить вопрос в Московской области, поскольку и областная дума, и губернатор готовы идти навстречу. Потом уже будем думать, как распространить этот опыт на всю Россию», — прокомментировал президент Союза развития наукоградов России, директор Объединённого института ядерных исследований в Дубне, академик Алексей Сисакян.

Заметим, в этом году уже состоялся пересмотр подходов к финансированию наукоградов. Увы, пока не в их пользу. В связи с кризисом наукоградам урезали финансирование на 254 миллиона 427 тысяч 700 рублей, оставив один миллиард 441 миллион 756 тысяч 800 рублей. Впрочем, кому сейчас легко?..






/Strf.ru, 02.08.09/