Для того, чтобы начать разговор на эту тему, прежде всего следует определить для себя, что есть товарный знак, зачем он нужен и для чего необходима его правовая охрана.

Как видно из названия, товарный знак есть обозначение, размещаемое на товаре. Но всякое ли обозначение, присутствующее на товаре, есть товарный знак? И какова цель его размещения?

С целью ответа на эти вопросы, заглянем в историю товарных знаков. Она, как это ни странно, уходит корнями в самые ранние периоды становления человеческой культуры. В период выделения ремесла и зарождения торговли, когда люди начали производить предметы быта не только для личного пользования, но и на продажу, на их изделиях появляются символы, указывающие на принадлежность изделия тому или иному мастеру. Примером может служить глиняная посуда 5-4 тысячелетий до н.э., на которой археологами были найдены обозначения, которые могут быть квалифицированы как древнейшие прообразы товарных знаков.

Постепенно, с развитием технологий производства товаров, а также с усилением торговых взаимоотношений, роль подобных обозначений усиливалась. Секреты мастерства передавались по наследству, оттачивались, становились традициями и имя мастера уже многое могло сказать о его изделиях. Ремесленники стали маркировать свои товары, проставляя на них своё имя или место производства, либо клеймо – особый символ, обычно графический, указывавший на принадлежность изделия определённому мастеру. Здесь клеймо, равно как и имя мастера, выступают как подтверждение качества товара, либо его особых свойств, обусловленных особенностями изготовления. Для примера, в 9-11 веках н.э. мечи с клеймами некоторых мастеров на клинке ценились на вес золота. Соответственно, мастер нес ответственность за каждое изделие, на котором проставлялся его знак. В частности, в 1266 году в Англии был принят первый касающийся товарных знаков законодательный акт, в соответствии с которым каждый пекарь был обязан маркировать продукцию своим знаком, чтобы при недостаточном качестве хлеба, можно было обнаружить виновного.

Однако, основное число законодательных актов, регулирующих вопросы товарных знаков, приходится на вторую половину 19 века. В связи с бурным развитием системы общественных отношений, промышленности и торговли, и, как следствие, числа производителей и торговцев, а также видов товаров, назрел ряд вопросов, нуждавшихся в немедленном урегулировании, как например, большое количество сходных знаков у разных производителей, или использование чужого знака для поднятия престижа своего товара. К началу 20 столетия большинством крупных стран были приняты законы о товарных знаках, а в 1883 году была подписана Парижская конвенция по промышленной собственности. В ее подписании участвовали 11 стран, и в ней содержались основные нормы международных отношений в области товарных знаков.

Действующий в настоящее время “Закон РФ о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” принят в 1992 году.

Согласно его определению, к товарным знакам и знакам обслуживания относят обозначения, предназначенные для того, чтобы отличать товары и услуги одних лиц (предприятий) от однородных (аналогичных) товаров и услуг других лиц (предприятий).

Таким образом, мы можем выделить ряд основных задач, которые решает товарный знак:

Товарный знак является средством индивидуализации хозяйствующего субъекта, т.е. какого либо предприятия, а также производимых им товаров или оказываемых услуг. Он позволяет определить принадлежность продукции конкретному производителю, или принадлежность круга товаров одному и тому же предприятию;
Следовательно, он позволяет сделать вывод о качестве товара на основе имеющейся информации о качестве других товаров, обозначенных тем же знаком, либо о качестве товаров конкретного производителя.
И наконец, как следствие двух предыдущих пунктов, товарный знак незаменим, как средство рекламы. Отражая информацию о качестве товара и его производителе, товарный знак может размещаться на товаре, на упаковке и в рекламе и позволяет потребителю сразу отличать его от аналогичных товаров других производителей.
Таким образом, мы видим, что товарный знак представляет собой своего рода лицо фирмы, квинтэссенцию ее престижа, надежности, деловой репутации, популярности у потребителя. Помимо этого, товарный знак представляет собой собственность фирмы в прямом смысле этого слова: он имеет свою стоимость в денежном выражении (подчас очень высокую), он может входить в нематериальные активы предприятия, может быть продан или предоставлен в пользование.

Разумеется, что, учитывая его ценность, товарный знак, как и любая собственность, должен быть защищен от посягательств третьих лиц и от незаконного присвоения и использования. Очевидно, что в силу своей уникальности, данный объект не может быть защищен обычными методами: он нематериален, и его нельзя запереть; он не может содержаться в секрете, так как должен быть доступен для всеобщего обозрения; он легок в воспроизведении. Следовательно, единственным способом защитить знак от сторонних посягательств является его правовая защита.

http://unteks.inc.ru/