Поломоечная машина ruscleaner.
Исследования механизмов стимулирования развития сектора научных исследований и проверка этих механизмов на практике представляют серьезный государственный интерес для России. Сегодня в мире наблюдается острая конкуренция государств за привлечение инвестиций. Ясно, что успеха добьются те правительства, которые создадут как для зарубежного, так и для отечественного инвестора четкие правила игры и надежные гарантии возврата прибыли от инвестиций, закрепленные в законодательстве. Особое значение с точки зрения принятия решения инвестором играет правовое обеспечение фискальной политики государства. В декабре 2003 года правительством Российской Федерации был утвержден основополагающий документ, который определил основные направления государственной инвестиционной политики в сфере науки и технологий “Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий”. Данный документ был призван определить систему мер, обеспечивающих эффективное использование государственных и негосударственных инвестиционных ресурсов в целях реализации стратегических интересов Российской Федерации (далее РФ). В соотвестствии с указанным документом, главной целью государственной инвестиционной политики в сфере науки и технологий является создание финансово-экономических условий для реализации утвержденных Президентом РФ Основ политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу и Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, а также для опережающего развития фундаментальной науки и осуществления важнейших инновационных проектов государственного значения. Достижение поставленной цели является одной из важнейших задач российского государства в условиях глобальной экономики. Однако выполнение поставленной задачи на сегодняшний день фактически невозможно по причине отсутствия в стране налаженной системы финансирования инновационной деятельности. Учитывая вышеизложенное, автор считает, что опыт зарубежных стран по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в инновационный бизнес может быть полезен при построении системы государственной поддержки высокотехнологичного сектора. Изучение позитивного опыта зарубежных стран позволит специалистам в области инвестиционной политики правильно разбираться в проблемах и оценивать эффективность государственной инвестиционной стратегии и политики, разрабатывать законодательно-правовые и другие меры по формированию и повышению эффективности государственной инвестиционной политики, а также использовать механизмы и инструменты по проведению в жизнь научно обоснованной инвестиционной политики, приведет к повышению ее эффективности и ускорению реализации, что должно в результате положительно сказаться на развитии экономики России. Как отмечает д.эн. Л.Бадалов, в настоящее время в России очень мало научной и учебно-методической литературы о государственной инвестиционной стратегии и политике, практически отсутствуют работы, достаточно широко рассматривающие все ее многогранные аспекты во взаимосвязи и взаимозависимости, с научнообоснованной точки зрения и с позиций диалектико-системных исследований. Отсутствуют требования, предъявляемые к специалистам, призванным осуществлять государственную инвестиционную политику. Настоящая статья посвящена анализу правового опыта Европейского союза (далее ЕС). Несмотря на большие различия в уровне развития экономики России и стран Западной Европы, опыт поддержки сферы новых технологий в Европе имеет для России большое значение. Общим для ЕС и Россиия является их значительное отставание от США и некоторых азиатских стран по уровню развития сектора новых технологий. И Россия и ЕС поставили перед собой цель сократить этот разрыв. И Россия и ЕС имеют значительный потенциал для развития в данном секторе. Изучение опыта Европейского союза также представляет для России большой интерес, поскольку большинство инвестиций в российский инновационный бизнес может прийти именно из Европы. В настоящее время на ЕС приходится более 50% валовых суммарных иностранных инвестиций и 37% прямых иностранных инвестиций в Россию. В последнее время все большее признание получает также инициатива по реализации ряда крупных инновационных проектов, призванных создать условия для коммерциализации разработок и показать отечественным и зарубежным инвесторам, что вкладывать деньги в российский высокотехнологичный сектор выгодно. Анализ и применение европейского опыта может способствовать формированию образа России как надежного пратнера в ряде научно-технологических отраслей. Будущее развитие экономики и социального сектора Европейского союза (далее ЕС), как и России, тесно связано с международной конкурентноспособностью. И хотя Россия и Европа находятся на разных отрезках “Инновационного пути” обе страны имеют одну общую задачу - устранить серьезное отставание в развитие научно-технологического сектора экономики. Сектор научных исселований ЕС относительно слабо развит по сравнению с экономиками США, Японии и даже Южной Кореи. В США в сектора научных исселований занято на 50% больше специалистов в расчете на 1000 работников, чем в ЕС. Разрыв в развитии выскокотехнологичных секторов экономики ЕС и США в денежном выражении составляет около 120 миллиардов долларов в год. При этом этот разрыв с каждым годом увеличивается... В марте 2000 года Европейский совет в Лиссабоне, состоявший из глав государств и правительств стран-членов ЕС, определил в качестве приоритетной цель превращения Европы к 2010 году в наиболее конкурентноспособную, динамично развивающуюся и основанную на знаниях экономику. Главным элементом стратегии стала задача создания единого Европейского исследовательского пространства. Для укрепления позиций ЕС Европейский совет в Барселоне в марте 2002 года определил в качестве одной из приоритетных задач развития европейской экономики повышение доли инвестиций в научный сектор с 1,9 % до 3 % ВВП к 2010 году. При этом особо было подчеркнуто, что две трети этих инвестиций должны быть привлечены из частного сектора. В марте 2003 года Европейский совет в Брюсселе принял решение поручить Европейской комиссии провести анализ механизмов государственнйо поддержки научных исследований в странах-членах ЕС. Европейская комиссия по поручению Европейского совета провела ряд экономических и правовых исследований, результаты которых легли в основу при подготовке ряда отчетов и рекоммендаций для стран-членов ЕС. В сентябре 2002 года Европейская комиссия подготовила отчет, содержащий анализ мер, направленных на развитие высокотехнологического сектора экономики, и рекоммендации по их осуществлению. Этот отчет был подготовлен в результате проведения многочисленных консультаций с институтами ЕС, правительствами стран-членов ЕС и различными бизнес-ассоциациями. Как было отмечено в отчете, главной причиной отставания Европы являются менее привлекательные условия для частных инвестиций в инновации, менее эффективные методы государственной поддержки и наличие различного рода барьеров на пути создания общеевропейского научно-технологического пространства. Одним из главных выводов в отчете было то, что, несмотря на неустойчивость экономики и особенно рынков высоких технологий, крупные Европейские компании по-прежнему планируют существенные инвестиции для финансирования научных исследований. Однако, они не намерены осуществлять инвестиции в научно-исследовательские проекты на территории ЕС, а предпочитают другие регионы, такие как Соединенные штаты и некоторые азиатские страны. Возможности европейского среднего и малого бизнеса, как было отмечено в отчете, ограничены недостатков собственных ресурсов для финансирования, с одной стороны, и ограниченными возможностями привлечения дополнительного финансирования, с другой. В отчете было особо подчеркнуто, что развитие малого и среднего бизнеса является наиболее важным условием, необходимым для развития сектора высоких технологий. Согласно отчету, большинство стран-членов ЕС применяют одновременно как прямые так и косвенные методы поддержки сектора начных исследований. Прямые методы поддержки это, прежде всего, прямое государственное финансирование, государственный кредиты и гарантии по коммерческим кредитам. Такие методы используются в случае, когда необходимо устранить значительный разрыв между уровнем развития отдельных секторов экономики, оказав поддержку конкретному предприятию или научному направлению. Косвенные методы регулирования инновационной деятельности, в основном, направлены, с одной стороны - на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятных экономических условий и социально-политического климата для научно-технического развития. Они основаны на том, что государство прямо не ограничивает самостоятельности предприятий в принятии хозяйственных решений. Косвенные методы применяются, когда ставится цель стимулировать как можно более активное участие как можно большего количества хозяйствующих субъектов к проведению научных исследований и внедрению новых технологий. Целью в данном случае являлется снижение затрат на проведение научных исследований и внедрение научных разработок. Такие методы могут быть применены по отношению к разным предприятиям, при этом само предприятие, остается независимо в определении направления научной работы. При правильном использовании косвенные меры могут стать достаточно серьезным стимулом для привлечения частных инвестиций для финансирования новых исследований и разработок. В апреле 2003 года по заказу Европейской комиссии был подготовлен отчет независимой экспертной группы, содержащий анализ ситуации и предложения о мерах, направленных на повышение эффективности методов государственной поддержки. В отчете особое внимание уделяется анализу эффективности мер государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, к которым относятся: прямое государственное финансирование; фискальные (налоговые) стимулы; государственные гарантии; поддержка рискового финансирования. В отчете рекомендовано использовать все из перечисленных инструментов для оказания коплексной поддержки в зависимочти от необходимости поддержки того или иного сегмента национальной экономики. Рассмотрим указанные методы подробнее: Меры прямой государственной поддержки. Государственное финансирование, как правило, в виде грантов, является наиболее популярным инструемнтом поддержки в большинстве стран-членов ЕС. Этот инструмент позволяет правительству определять приоритетные направления развития новых технологий. Наиболее эффективными, согласно отчету, являются меры, направленные на финансовую поддержку создания партнерств и научно-исследовательских сетей и институтов, так как это позволяет добиваться положительных результатов в более долгосрочной перспективе. Как правило, такие меры используются также для оказания поддержки инновационному бизнесу в случае экономических спадов. В большинстве стран-членов ЕС получателями средств являются предприятия малого и среднего бизнеса. Фискальные (налоговый стимулы) используются все чаще в настоящее время, так как они могут быть применены сразу к большому количеству компаний, при этом выбор конкретных направлений исследований остается за самим бизнесом. Однако, эффективное использование данного инструмента возможно только при непосредственной координации с иными мерами государственной поддержки. Предоставление государственных гарантий. Целью применения гарантийных схем является разделение рисков между участниками инновационного проекта. Наиболее активно и успешно в этой области действует Европейский инвестиционный банк. Поддержка и развитие ситстемы рискового (венчурного) финансирования. Малый и средний бизнес, при поиске финансирования научных исследований более ориентирован на привлечения рискового капитала, т.к. собственные средства недостаточны, а возможность привлечения обычных кредитов ограничена высокими рисками. Роль государственных институов заключается в создании благоприятных условий для развития венчурного (рискового) инвестирования. 4 июня 2003 года Европейская Комиссия подготовила “План действий” - рекоммендации по принятию мер, необходимых для стимулирования привлечения частных инвестиций для финансирования научных исследований и продвижения инноваций в Европейском союзе. Главной целью подготовки данного документа стала, как отмечается в самом документе, необходимость формирования общего понимания проблемы на всех политических уровнях, ответственных за принятие решений. План тематически разбит на 3 основные части: Повышение эффективности методов государственной поддержки научных исследований, как финансовых, так и методов направленных на привлечение человечкских ресурсов и создание государственной технологической базы ; Перераспределение государственных ресурсов и их направление в сферу науки и технологий, путем более эффективного распределения государственных расходов, усовершенствования законодательства , регулирующего механизмы государственной поддержки, более эффективного использования механизма государственного заказа; Создание благоприятной среды для проведения научных исследований, в т.ч. создание правовых гарантий защиты прав интеллектуальной собственности, регулирование товарных и финансовых рынков, усовершенствование законодательства о защите конкуренции, налогового и корпоративного законодательства, повышение эффективности корпоративного управления. В рекоомендациях комиссии было особо отмечено, что стимулирование привлечения инвестиций в проведение научных исследований, должно идти отдновременно со стимулированием компаний к использованию инноваций и новых технологий в произзводстве. Следует отметить, что применяемы в ЕС методы государственной поддержки инновационного бизнеса были уже в свое время успешно применены в США и Канаде. В Европе налоговые методы наиболее успешно были использованы для привлечения инвестиций в Ирландии, которая досточно агрессивно включилась в налоговую конкуренцию за инвестиции в науку. Однако, при использовании зарубежного опыта необходимо четко осознавать, что расмотренные механизмы эффективны в сочетании с другими факторами, отражающими специфику той или иной национальной экономики. Европейский опыт не может быть слепо скопирован и перенес на росссийскую действительность. Изучение зарубежного опыта представляет интерес прежде всего с точки зрения его практического применения в условиях российской действительности. Не все механизмы, используемые Европейским союзом или отдельными европейскими странами, могут быть применены в России путем простого копирования.. Еще в 1876 году, выдающийся российский специалист в области финансового права В.А.Лебедев писал: “Мы держимся того убеждения, что русский юрист должен прежде всего работать в интересах своего отечества, что при исследованиях своих, он должен постоянно иметь в виду применимость их выводов в пользу нашего государственного строя, нашего юридического быта, нашего права. Работать на иностранцев нам нет никакой надобности; у них довольно для этого своих талантов, своих ученых сил”. Поэтому необходимо анализировать европейский опыт с точки зрения возможностей применения его в российской практике. Большинство российских и европейских экспертов оценивают ситуацию в России более чем критически. В нынешних российских условиях отсутствуют какие либо эффективные стимулы побуждающее как производителей широко использовать инновации, так и инвесторов финансировать их разработку и внедрение. Существующие стимулы явно недостаточны для активизации инновационных разработок, связанных со свойственными российским условиям высокой степенью риска и неопределенностями российского законодательства. Для получения положительного эффекта необходима кропотливая и системная работа специалистов в области экономики, права и политики. Без этого, инновационная политики в России и дальше будет заключаться фактически лишь в декларировании общих намерений. До тех пор пока политика государства в инновационной сфере будет лишена эффективных механизмов ее действенной реализации и не будет нацелена на конечный стратегический результат, Россия не сможет выигрывать в конкурентной борьбе на мировом рынке инновационных технологий. В целях активизации инновационной деятельности в России сегодня необходимо сосредоточить главные усилия на создании нормативной правовой базы в целом, которая бы способствовала созданию и эффективному использованию дополнитеьных стимулов для привлечения инвестиций в науку. При разработке законодательства необходимо использовать успешный зарубежный правовой опыт развития и поддержки инноваций. Настоящая статья подготовлена 8 апреля 2004 года как часть проекта диссертации "Государственно-правовые механизмы привлечения инвестиций для финансирования научных исследований. Правовой опыт Европейского союза и Германии"на кафедре административного и финансового права МГИМО (У) МИД РФ и не может быть использована полностью или в какой-либо ее части без предварительного согласия автора. Автор: Михаил Юрьевич Мижинский Аспирант кафедры Административного и финансового права МГИМО (У) МИД РФ Klubdf@hotmail.com /innovators.h12.ru, 25.03.2005/ |