16 февраля 2006 года, Нижний Новгород В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги! В повестке нашей встречи – пути дальнейшего развития информационных и коммуникационных технологий в России. Знаю, что не только я, но и вы могли познакомиться с тем, что происходит в этой сфере в Нижнем Новгороде. Поездили по объектам, посмотрели. В последнее время эта тема находится в зоне особого внимания постоянно. Причина – в серьезных перспективах самого рынка технологий и в его прямом влиянии на научно-технический прогресс, в его значении для достижения Россией лидерских позиций на мировых рынках. Год назад, в Новосибирске, мы подробно говорили о создании технопарков. Сегодня мы уже рассмотрим комплекс вопросов, связанных с развитием новых технологий. Общеизвестно, что страны, своевременно сделавшие на них ставку, не только успешно решили ряд внутренних проблем, но в целом сумели вывести свои экономики на самые передовые позиции. По большому счету, это один из самых проверенных прогрессивных путей развития, перспективных и для нашей страны, заведомо обладающей здесь сильным стартовым капиталом, хорошими стартовыми возможностями. Речь идет, разумеется, о нашем интеллектуальном, инновационном и научно-техническом потенциале. Однако любой потенциал становится материальной силой лишь при наличии для него благоприятных условий. Но и в этом смысле отрасль информационных технологий сегодня у нас можно считать наиболее подготовленной. Очевидно и то, что ее рост должен повлечь за собой развитие фундаментальной науки, а также целого ряда прикладных исследований в смежных отраслях. Причем для такого расширения в российском инфобизнесе уже есть и накопленный финансовый ресурс, и серьезный менеджерский опыт. Так, в прошлом году доля этой отрасли в ВВП составила 5,3 процента. Для сравнения скажу, что в 2000 году она составляла всего 2 процента. В информационных коммуникациях России сегодня работает более миллиона человек, а производительность труда здесь самая высокая в российской экономике, что чрезвычайно важно для экономики в целом. Однако останавливаться на достигнутом уровне никак нельзя, ибо мы еще значительно отстаем от технологически развитых стран, где вклад информационного сектора в экономику достигает 30 процентов и выше. Убежден, высокие технологии обязаны стать в России мощной опорой и для роста экономики, и для модернизации управления, и – что крайне важно – они должны стать предметом повышенного потребительского спроса. Здесь у нас тоже есть перспективные ниши. Так, высокие технологии пока крайне мало используются в образовании и здравоохранении. Только 5 процентов учителей используют сегодня информационные технологии в учебном процессе, в то время как в странах Западной Европы эта цифра значительно выше. В Великобритании, например, этот показатель уже приблизился к 60 процентам. И фактически там, где за счет новых технологий мы могли бы реально влиять на повышение качества услуг, мы имеем дефицит их применения. Кроме того, новые технологии должны играть определенную роль в обеспечении госконтроля за безопасностью и качеством товаров народного потребления включая фармакологию и ряд других сфер. Безусловно, все это надо иметь в виду и в ходе реализации приоритетных национальных проектов. И в докладе рабочей группы сформулированы соответствующие предложения. Рассчитываю, что мы их сегодня тоже обсудим. Подробнее остановлюсь на самых принципиальных задачах. Первое – это обеспечение равного доступа граждан и организаций страны к современным технологиям. Но одна из сложностей здесь в том, что в стране сложились серьезные диспропорции между регионами. Субъекты Федерации, развивающие коммуникационную инфраструктуру, существенно отличаются друг от друга. Например, по использованию мобильной связи – в 80 раз, по количеству домашних компьютеров – в 50 раз. Очевидно, что такой разрыв необходимо сокращать. Это проблема для мира в целом, но наша страна – самый яркий пример этих технологических разрывов. И эта задача далеко не ведомственная. К ее решению должны активно подключаться и Правительство в целом, и бизнес, и сами регионы. Несмотря на то, что темпы роста этой отрасли составляют более 30 процентов в год, что очень важно и приятно, – а здесь, в Нижнем Новгороде, как я сегодня услышал, этот рост составляет до 40 процентов – в стране еще не телефонизированы более 40 тысяч населенных пунктов. Такое в XXI веке абсолютно недопустимо. И государство обязано в ближайшие три года полностью решить данную проблему, рассмотрев при этом возможности конверсии радиочастотного спектра для гражданских нужд. Кроме того, в значительной модернизации нуждается и система почтовой связи. Сегодня мы тоже имели возможность посмотреть, какие процессы там происходят, в целом, положительные. 70 процентов объектов почты находится в сельской местности. А ведь это территории, где практически отсутствуют новые коммуникационные услуги и почта остается основным каналом связи между людьми, поэтому ее деятельность нуждается в существенной модернизации. Второе направление, требующее нашего внимания, – это информатизация государственного и муниципального управления. Вы знаете, что часть программ, решающих эти задачи, работает. Они объединены общей концепцией, получившей название «электронное правительство». Этот проект должен быть реализован к 2010 году. На сегодняшний день потребности ведомств в вычислительной технике в основном удовлетворены. Компьютеры имеют чиновники практически всех уровней. Созданы также и локальные компьютерные сети. Понимаю, что сделаны лишь первые шаги. Однако техническая оснащенность пока что мало повлияла на качество управления. Вот, к сожалению, что могу констатировать. Ведомства по-прежнему дублируют действия друг друга, медленно снижают административные издержки и остаются закрытыми для граждан. Зачастую чиновники монопольно распоряжаются базами данных, которые обязаны быть общедоступными и изначально создаются для нужд людей. Они должны делать деятельность всех органов власти – и региональных, и федеральных, и местных – прозрачными. Мы с Валерием Павлиновичем [Шанцевым] сегодня говорили, он планирует размещать ряд заказов в том числе и через Интернет. Абсолютно правильно. Всем рекомендую переходить на такой способ решения проблем подобного рода. Предметом особой заботы региональной и местной власти должна стать подготовка граждан к внедрению высоких технологий, а также просветительская деятельность, формирующая общественную потребность в их развитии. Еще одна крупная тема для обсуждения – это развитие отечественного производства в сфере информационно-коммуникационных технологий. Известно, что вектор мировой конкуренции сейчас переместился в сектор создания программного обеспечения. Это большой шанс для России, выпускающей высококлассных специалистов в области прикладной математики и программирования. Замечу также, что российские компании, работающие в данной отрасли, уже активно действуют не только в России, но и на пространстве СНГ, и государство должно хорошо знать ситуацию на этих рынках, оказывая им при этом необходимую поддержку. Один из путей – это помощь в организации технопарков, о которых мы говорили в Новосибирске. Кстати, мы говорили и о необходимости более активного привлечения средств инвесторов – как российских, так и зарубежных. За счет таких средств мы, в частности, могли бы поддержать проекты отечественных разработчиков; перспективный в этой сфере средний и малый бизнес. Кроме того, вернусь опять к Новосибирску, там было принято решение о создании технопарков в четырех регионах страны. Прошел год, и все это время шли межведомственные согласования. Это крайне расточительно. Таким образом мы просто теряем темп работы. Конечно, у нас сейчас принято решение по особым экономическим зонам. О принятых решениях по технопаркам забывать, конечно, нельзя. За этот период к проекту подключились еще три региона. Это в принципе неплохая тенденция, но, повторю: бюрократический период реализации принятых тогда решений должен быть предельно минимизирован. Развитие информационных технологий является сегодня не только крупномасштабной, но и в полном смысле стратегической задачей. И для ее решения Правительству еще придется проделать ряд серьезных шагов, в том числе разработать специальную систему мер. И, насколько мне известно, для координации работы Правительству предлагается сформировать специализированную комиссию. Предлагаю все это обсудить. Благодарю Вас за внимание. Н.ФЕДОРОВ: Уважаемый Владимир Владимирович! Мне кажется, помимо указанных Вами причин актуальности развития информационно-коммуникационных технологий Российской Федерации есть еще одна. Есть такой профессиональный анекдот или, может быть, не анекдот, вопрос: чем отличается программист от политика? Ответ: программисту платят только за работающую программу. Мне кажется, что такие активные занятия политиков, в том числе и в сфере информационно-коммуникационных технологий, рано или поздно под Вашим воздействием помогут побыстрее решить эту проблему, по крайней мере, приблизить нас к тому, как работают, на каких принципах получают свое вознаграждение люди, занятые в сфере информационно-коммуникационных технологий и в сфере программного обеспечения. То совещание, которое вы провели 11 января прошлого года в Новосибирске, – это констатирует рабочая группа после основательного анализа того, что происходит во всех регионах России, – дало очень мощный импульс развитию сферы информационных технологий. Это совещание не просто привлекло всеобщее внимание к этой теме, а, можно прямо сказать, вдохновило многих, но некоторых представителей бизнес-сообщества, может быть, даже сделало счастливыми, особенно тех, кто попал в технопарк или в особые экономические зоны. Это будет давать свои заметные результаты. Все это неудивительно, потому что на самом деле речь идет о реализации самого главного потенциала. Все мы согласны, что наш главный потенциал – интеллектуальный, человеческий потенциал. Его использование обеспечит вхождение нашей страны на равных с другими развитыми в новое информационное общество, а в итоге – как Вы правильно сказали, и мы все тоже как руководители регионов озабочены этим – обеспечит новый уровень и качество жизни наших граждан. Сейчас как никогда важно понять, что мы еще, причем срочно, должны предпринять, чтобы не отстать безнадежно на пути информационного развития и не оказаться на периферии, как говорят, информационной цивилизации. Целью нашей рабочей группы было комплексное определение приоритетных мер господдержки и регулирование развития отрасли ИКТ с тем, чтобы предложить их руководству страны. Для сравнения отставания России и отдельных регионов по уровню проникновения информационных технологий рабочей группой было проведены исследования проблемы цифрового неравенства. За основу была взята методика Всемирного банка, являющаяся де-факто мировым стандартом оценки национальных успехов на пути информационного развития. В соответствии с данной методикой была проведена комплексная инвентаризация регионов. Результаты обработаны, оценены экспертами. Регионы были проранжированы по успешности развития ИКТ, определены ключевые проблемы, препятствующие переходу страны в постиндустриальную фазу развития. Базовым для развития информационного общества является доступность современных ИКТ и услуг, предоставляемых на их основе для населения и предприятий. Положительная динамика по данному направлению очевидна. Решается проблема телефонизации удаленных и малочисленных населенных пунктов, и Правительство России гарантирует, что к 2008 году они должны быть телефонизированы. По уровню распространения мобильных телефонов страна действительно опережает некоторые развитые страны. Это, с одной стороны, является плюсом, но на самом деле, с другой, с очень существенной, стороны, показывает слабость инфраструктуры фиксированной связи с учетом наших территорий и масштабов. Конкуренция в отрасли связи растет, благодаря чему цены даже снижаются. Внедряются передовые технологии связи. Российское производство серии ИКТ также развивается, как Вы отметили, темпами, опережающими не только динамику развития экономики, но и темпы развития отрасли практически во всех странах мира. Но при этом остается целый ряд очень серьезных проблем. Такие социально значимые виды связи, как почта, телевизионное вещание, службы экстренного вызова и специальная связь, до сих пор по качеству не просто значительно отстают от современного уровня, а, можно прямо сказать, практически или почти не развиваются. Главные причины этого – может быть, звучит не очень приятно в присутствии некоторых министров, представителей министерств – это отсутствие государственных инвестиций на необходимую модернизацию этой инфраструктуры, государственно важной, особенно в России, и жесткое тарифное регулирование, которое традиционно присутствует в этой сфере. Объем производства серии ИКТ, несмотря на заметные темпы роста в абсолютном выражении, пока не может конкурировать с другими странами-лидерами. Лидером спроса в серии информационно-коммуникационных технологий в стране является государство, что закономерно. Задачу модернизации всей системы государственного управления невозможно реализовать без внедрения информационных технологий. На сегодня в основном решены задачи, связанные с формированием базовой информационно-технологической инфраструктуры органов госвласти. Реализуется ФЦП «Электронная Россия». 70 процентов субъектов Федерации имеют собственные программы информатизации. Но вместе с тем до сих пор существует стереотип, что затраты на ИКТ не являются приоритетными, поэтому объем финансирования таких программ во многих регионах крайне незначительный. Такой подход формируется во многом, уважаемый Президент, и благодаря в кавычках федеральной политике. Финансирование ФЦП «Электронная Россия» осуществляется все эти годы на уровне 20 процентов от утвержденных объемов, а ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды» – это 2001–2005 годы – профинансировано на 52 процента . Хотя федеральные министры и федеральное Правительство, как мы выясняем, официально приводит этот пример в качестве успешного. Но трудно объяснить, почему такое происходит в условиях известного всем профицита федерального бюджета. В итоге мы имеем один персональный компьютер на более чем 50 учащихся. Европейский стандарт менее 10 учащихся, не говоря о качестве компьютеров. Так и у нас. По федеральной программе, утвержденной в 2005 году Правительством, доступ к Интернет должны были иметь 60 процентов российских школ. Кстати, Леонид Дододжонович [Рейман], Вы там отмечаете, что на сегодня 22 процента, по-моему, подключены к Интернету. Организация экономического сотрудничества и развития говорит – не больше 6 процентов. Нет смысла, наверное, спорить. Но все равно нездорово, что мы не выполнили столь существенно, в разы, федеральную целевую программу. Неудобно приводить эти примеры, но в Эстонии интернетизация давно 100 процентов. Ладно Эстония, а Казахстан – практически 100 процентов. Но мне неудобно говорить, Чувашия – 85 процентов. А по России так мало. Понятно, что теперь вынужден этой проблемой заниматься Президент России. В рамках национальной программы образования мы теперь поставили задачу довести к 2008 году интернетизацию школ до 60 процентов. Но я думаю, что нужно еще больше прибавить, иначе мы будем сильно отставать. 60 тоже мало. Давая объективную оценку федеральной программе «Электронная Россия», которая в некотором смысле воспринимается в общественном сознании как локомотив всех IT-преобразований в стране, надо сказать, что свою информационную задачу она выполнила. Чиновники о ней знают, а граждане даже не подозревающие о ее существовании, в принципе уже получают некоторые услуги благодаря отработке пилотов в самых разных сферах и регионах. Но если вспомнить о паспорте программы, последовательности работ по ее реализации, то уместно заметить, что ее сроки мы не выдержали. Например, задачи второго этапа – (2003–2004 годы) это продвижение России на мировых рынках в качестве поставщика услуг и решений в области информационных технологий, формирование единой телекоммуникационной инфраструктуры для публичного и образовательного Интернета – не были выполнены. Сейчас мы формально находимся на третьем этапе (2005–10 годы), который по нашим революционным планам должен ознаменоваться массовым распространением информационных технологий в реальном секторе экономики, эффективной реализации прав граждан на доступ к информации. Электронная демократия имеет еще одно очень важное значение. Она должна дать России совсем не лишний импульс практическому формированию гражданского общества в новых условиях, а чиновников сделает, скажем так, более прозрачными, подконтрольными и оперативными. И нам кажется, что сегодня очень важно практически продемонстрировать, что, несмотря на допущенное отставание серьезное, мы не только не только не отступаем от намеченного, а намерены еще более целеустремленно осуществлять IT-модернизацию. Делать это Правительство России будет более ответственно и более эффективно. Не буду останавливаться на том, что во многих странах ИКТ стали основным фактором повышение качества и доступности образования, медицины, культуры. Их применение действительно позволяет расширять доступ к этим услугам и обеспечить единый стандарт обслуживания населения на территории всей страны. Отдельные примеры успешного применения ИКТ в ЖКХ, медицине, образовании, культуре есть в некоторых регионах России. Но эти процессы не носят системного характера. Свидетельством этому является достаточно низкое значение интегрированного показателя по всем регионам. Здесь многие из нас связывают надежды с реализацией национальных проектов в соответствующих сферах. Мы действительно обосновываем и показываем, в каких направлениях есть необходимость, чтобы в каждом проекте была предусмотрена данная составляющая. Залог успеха государственных реформ в концентрации усилий не столько на совершенствовании функционирования госаппарата, сколько на изменении взаимоотношений между государством с одной стороны, бизнесом и гражданами с другой стороны. В этом свете несколько слов о том, что в данном направлении, уважаемые коллеги, можно сделать в отдельно взятых субъектах Российской Федерации, которые здесь представлены. Наверное, будет понятно, мне легче, например, рассказать о том, что было сделано в Чувашии за последние десять лет, делается вместе с федеральным Правительством в том числе. Начата реализация проекта Интернет – Чувашия, который заложил основу единого информационного пространства для власти и общества. Он позволил правительству субъекта федерации контактировать со всеми муниципальными образованиями в режиме on-line. И сегодня в этом субъекте каждая пятая организация, вообще существующая, и более 60 процентов школ в республике имеют собственные сайты. Кстати, далеко не все федеральные органы власти до сих пор имеют собственные сайты. Даже несколько месяцев назад были судебные процессы, кстати, в Санкт-Петербурге, по поводу того, что граждане России, жители этого города, не имеют доступа к информации о деятельности федеральных органов госвласти. Для устранения цифрового неравенства внутри республики была построена целая инфраструктура общественного доступа к сети Интернет на базе специальных центров общественного доступа, модемов библиотек и почтовых отделений, насчитывающие в маленькой республике более 600 пунктов. Это позволило довести современные сервисы до самых мало обеспеченных слоев населения. Создан единый республиканский центр обработки данных, обеспечивающий сбор необходимой информации со всех муниципальных и территориальных органов власти, социально значимых хозяйствующих субъектов. И эта система учитывает более 10 тысяч показателей в режиме on-line. Это все, что происходит по 10 тысячам показателей самочувствия населения субъекта Федерации, видно на экране каждый день круглые сутки. Полностью сформирована инфраструктура электронно-цифровой подписи, которая обеспечивает возможность развития электронной коммерции на территории региона. Наиболее примечательным является опыт по построению регионального электронного правительства. Руководство республики действительно имеет возможность в любое время получить комплексную оценку положения дел с заданным уровнем детализации, увидеть сценарий социально-экономического развития, просчитать возможные решения, спрогнозировать последствия. Ключевым инструментом, поддерживающим работу с гражданами и предприятиями, является единый инфо-центр органов власти республики, созданный как единая точка обращения для всех с возможностью получения информации о деятельности государственных органов, какая информация интересует граждан или предприятие. Может быть, здесь есть очень хорошие эксперты, они подтвердят, а может быть, и нет, я как Президент Чувашии могу сказать, что наш портал, может быть, лучший в России. По крайней мере, по данным всех рейтингов, самый посещаемый в стране. Сейчас я, кстати, здесь попытался подтвердить это, зайти в Интернет. Оказывается, здесь, где мы сидим, нет беспроводного Интернета, сказали, только в кабинете у Валерия Павлиновича [Шанцева]. Но туда трудно зайти. Это такие элементарные вещи, смешные даже, но у нас в республике не только в Доме правительства, но и на площади Республики, вообще на площадях можно войти в Интернет с телефонов. В центре Приволжского федерального округа, в рабочем кабинете, в зале совещаний у Валерия Павлиновича, у губернатора, нет возможности войти в Интернет. Странно, но это парадоксы развития на этом этапе нашего дела. А центр Приволжского федерального округа в этом здании. Вы были у нас сами и видели, Владимир Владимирович. Я помню, как граждане, приходящие в Центр общественного доступа или в сельские модельные библиотеки, могут через единую точку входа, что также принципиально важно, быстро зайти на сайт любого федерального или республиканского министерства, муниципалитета, а через систему ссылок попасть вообще куда угодно включая Лувр, библиотеку Конгресса и так далее. Мы реально создали для населения Чувашии точку доступа ко всем уровням и всем ветвям власти. Что очень удобно и для обывателя, для того чтобы решить проблему, о которой Вы говорите, компьютерного просвещения. Для того чтобы они стали, может быть, менее удобными, эти обыватели, в том числе для чиновников. В чем смысл служения нашего. Я хочу обратить внимание и на то, что более тысячи сервисных услуг оказывается населению республики, и планируем увеличить их количество и улучшить качество. Начали работу средства республиканских органов, муниципальных. А теперь хочу обратить Ваше внимание, уважаемый Президент, благодаря Вашему Указу от 2 июля прошлого года, когда Вы нам дали полномочия координировать деятельность и федеральных органов власти, нам удалось заставить, в буквальном смысле заставить, и федеральные органы, работающие в Чувашии, за небольшим исключением – не всех успели пока заставить – тоже участвовать в предоставлении таких услуг населению республики. Речь идет о разъяснениях, как оформить документы, заполнить бланки, заявки. И тут же приведены образцы, которые можно скачать из Интернета, не посещая министерства, муниципалитеты, а теперь и территориальные органы федеральных органов власти. И последний пример, очень важный для нас всех, для всей России в плане исторической реформы местного самоуправления. С 1 января 2006 года у нас появилось в республике 291 новое поселение. Не стоит перечислять вопросы, которые задают, очень много вопросов, избранные главы местного самоуправления представителям власти по текущей деятельности. Все они типовые, их очень много. И мы должны в режиме реального времени чувствовать состояние, предвидеть трудности и проблемы, с которыми сталкивается каждый из них, доводить до них позитивный опыт и вести профилактику ошибочных решений. Самым эффективным способом помощи и взаимодействия здесь является создание IT-интерфейсов, каналов on-line взаимодействия с каждым из органов местного самоуправления. В течение января мы полностью реализовали проект оснащения всех органов местного самоуправления, если бы для таких проектов у федеральных ведомств, отвечающих за информатизацию России, были хоть какие-то финансовые ресурсы хоть для какого-то соучастия, 10–20 процентов, я не знаю. И надо проводить эту политику. Вот это и есть реальная поддержка реформы самоуправления в регионах России. По мере решения насущных проблем информатизации Госуправления уделяется большое внимание, для этого появляются возможности во всех регионах России, где много людей заняты в этой сфере, в социальной сфере, в образовании, в здравоохранении, в ЖКХ. Вообще, очень полезно, примерно 10 регионам России, которых можно причислить к продвинутым регионам, и федеральному Правительству есть чему поучиться и поделиться друг с другом в этой сфере. Сегодняшнее собрание в этом смысле обязательно даст, и без этого не может быть, в проекте поручения, которое мы уже видели, написаны вещи, которые крайне актуальны для того, чтобы быстро пройти то расстояние, которое пока можно констатировать как расстояние отставания Российской Федерации от мира. Заканчивая и возвращаясь к результатам деятельности Рабочей группы, хотел бы обратить внимание на некоторые направления государственной поддержки развития сферы ИКТ. В части нормативно-правового регулирования целесообразно и очень нужно в ближайшее время обеспечить подготовку проекта единого информационного кодекса, который смог бы заменить устаревшее или быстро устаревающее законодательство в области использования ИКТ и вывести его на качественно новый, более комплексный уровень. Необходимо уточнить законодательство в сфере электронной цифровой подписи для ее полномасштабного внедрения. По поддержке развития отрасли предлагается разработать более конкурентный налоговый режим для предприятий, производящих программное обеспечение на экспорт. Необходимо и чрезвычайно актуально сформировать современную систему стандартизации, а также систему координации усилий органов госвласти в сфере ИКТ, что позволило бы существенно повысить эффективность и самой информатизации, и расходования бюджетных средств на ее внедрение. И представляется целесообразным с учетом всего того, о чем говорилось выше, образование правительственной комиссии по вопросам создания, развития государственных информационных систем. В условиях России особенно необходимо софинансирование со стороны государства качественной модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры и построение «Электронного правительства» на территории всей страны. Только при активной и целеустремленной поддержке государства, как показывает весь мировой опыт прорывов в информационной сфере, мы сможем устранить отставание на этих участках. Спасибо. Л.РЕЙМАН: Применение информационно-коммуникационных технологий является одним из определяющих факторов экономического роста. Это справедливо для России, это справедливо для других стран мира. Применение информационных технологий имеет решающее значение для повышения производительности труда и практически во всех отраслях экономики и государственного управления приводит к существенной интенсификации всех процессов, которые у них происходят. Надо отметить, что в соответствии с программой социально-экономического развития страны, которая утверждена Правительством, вклад отрасли информационных технологий и связи в прирост ВВП должен составлять примерно полпроцента. Аналогичный вклад в прирост ВВП в соответствии с этим прогнозом дает только нефтедобыча. Это полностью соответствует мировым тенденциям. Об этом Владимир Владимирович говорил, и, конечно, наша задача сделать так, чтобы доля хай-тека в ВВП страны составляла весомую долю, хотя преодоление пятипроцентного рубежа – это тоже очень важное достижение. Одновременно с этим с увеличением до удельного веса ИКТ в ВВП решаются вопросы доступности современных технологий для населения и сокращения так называемого цифрового разрыва, о чем Николай Васильевич [Федоров] в своем выступлении также отметил? что является большой проблемой для России. Эти изменения являются следствием той стимулирующей государственной политики, которая проводилась в последние годы, и прежде всего она позитивно отразилась на отрасли телекоммуникации. Результатом работы Правительства стало устранение основных барьеров для развития конкуренции. Были решены такие вопросы, как упрощение вопросов лицензирования, упрощение вопросов сертификации, выделение номерного ресурса и многие-многие другие, созданы единые правила работы для всех операторов, а также четко регламентирована процедура взаимодействия этих операторов. В прошлом году был решен вопрос демонополизации последнего монопольного сегмента. Имею в виду международную и не международную связь, о чем тоже говорилось. На сегодняшний день уже выдано 17 лицензий, и три компании – две компании дополнительно к «Ростелекому» стали предоставлять услуги междугородней связи. Все это приводит к дальнейшему развитию конкуренции на рынке и, несомненно, делает услуги более доступными, более качественными и – самое главное – дешевыми. Отдельным направлением государственного регулирования является защита прав потребителей. Очень важный вопрос. За последнее время в России тоже сделана большая работа в этом направлении. Для примера могу привести такой факт: появились документы, регламентирующие отношения операторов и потребителей в таких областях, как мобильная связь, Интернет, чего у нас никогда не было. Сейчас мы можем говорить о том, что практически полностью завершен перевод отрасли на рыночные рельсы. Фактические показатели, которые мы имеем – количественные, – это наглядное тому подтверждение. На слайде приведены, только три цифры, которые с одной стороны иллюстрируют тезис, о котором я сказал, с другой стороны подтверждают тезис Николая Васильевича [Федорова] о том, что у нас традиционная инфраструктура, фиксированная инфраструктура развивается существенно медленнее, чем, например, Интернет или еще медленнее, чем, скажем, мобильная связь. Но несмотря на это, нужно констатировать, что по темпам роста Россия находится сегодня на одном из самых первых мест в мире, обгоняя такую, например, агрессивную страну, как Китай. Агрессивную с точки зрения развития и внедрения новых технологий. У них существуют большие программы. Они это там делают централизованно и очень активно. Тем не менее, по темпам мы их обгоняем. Вы, Владимир Владимирович, упомянули вопрос цифрового неравенства, и в этой связи, конечно, учитывая, что в крупных городах, где услуги предоставляются на очень хорошем уровне, он приобретает еще большую актуальность. К сожалению, для решения этого вопроса недостаточно рыночных механизмов, потому что у операторов отсутствует экономическая мотивация работы в труднодоступных регионах. Понимая это, Правительство пошло на создание механизма универсального обслуживания. Механизм полностью соответствует мировому опыту и европейским директивам. Операторы, выбираемые на конкурсной основе, в каждом регионе должны обеспечить установку по крайней мере одного телефоноавтомата в населенном пункте, а в населенном пункте, где проживают более пятисот человек, пунктов коллективного доступа в Интернет. И практические мероприятия в этом направлении уже проводятся. Мы активно начали решать эту проблему с труднодоступных регионов, с Дальневосточного федерального округа, где в этом году уже не останется ни одного нетелефонизированного населенного пункта. И следующий на очереди – это Сибирский федеральный округ. Планируем закончить эту программу на всей территории страны в 2008 году. Конечно, нас могут критиковать, что это всего-навсего только телефон-автомат и пункт коллективного доступа, но сам по себе масштаб решаемой задачи – 42 тысячи населенных пунктов – он весьма велик. Мы будем предлагать в 2008-ом году просто расширить перечень универсальных услуг и, например, перейти к такому понятию, как телефон в одной семье. Теперь отдельно несколько слов о секторе информационных технологий. Пристальное внимание в 2005 году, которое уделялось этим вопросам, простимулировало компании заниматься этой темой до тех пор, пока какие-то регламентирующие документы вышли. Вся работа строилась на основании тех поручений, которые были даны Владимир Владимировичем в Новосибирске. В настоящее время нами подготовлена государственная программа создания технопарков, она согласована со всеми ведомствами и внесена в Правительство. Я думаю, она будет должна выйти со дня на день буквально, Михаил Ефимович [Фрадков] должен ее подписать. Как я уже сказал, не дожидаясь выхода этой программы, целый ряд регионов уже начал работу. Я бы здесь хотел отметить уважаемого губернатора Новосибирска, который ведет активную работу по созданию технопарка. Вы сегодня видели, что в Нижнем Новгороде два технопарка развиваются довольно активно, и в других регионах, в Московской области, есть проекты, которые тоже начали работать. В части налоговой и таможенной поддержки. Некоторые вопросы нашли свое решение. Уже вступили в силу изменения налогового законодательства и в практике таможенного администрирования, которые упростили работу российским компаниям – экспортерам программного продукта. Одновременно группа депутатов, опираясь на анализ, проведенный предприятиями отрасли, внесла в Правительство предложение по корректировке Налогового кодекса с целью формирования благоприятной среды для российских компаний, работающих в сфере разработки программного обеспечения. Это могло бы сильно облегчить жизнь российским компаниям-разработчикам, повысить их конкурентоспособность на мировом рынке. В соответствии с Вашими поручениями подготовлены и согласованы с заинтересованными ведомствами включая Минфин все необходимые документы по созданию специализированного фонда. Это тот вопрос, который сегодня задавали и представители бизнеса. В фонде предусмотрено государственное участие, поскольку такое участие необходимо для привлечения в проект крупных инвесторов и финансовых институтов. Эти документы практически, как я сказал, всеми согласованы. Единственные разногласия у нас остались с Министерством экономического развития и торговли. Надеюсь, что мы их успешно разрешим. Активная государственная позиция в этом вопросе привела к тому, что в 2005 году многие крупные зарубежные корпорации открыли свои центры разработки программного обеспечения, а те, которые уже имели в России свои центры, существенно увеличили и нарастили их. Среди известных компаний, такие как Intel, IBM, Sun Microsystems. Совсем недавно встречались с Sun Microsystems, они имели свой базовый исследовательский центр в Бангалоре, в Индии. И в этом году приняли решение, что они будут открывать второй всемирный центр разработки в России и сделают Россию базовой страной для своих инженерных разработок. Они планируют это сделать под Москвой. Источник: |