Тезисы доклада министра промышленности Правительства Московской области В.И. Козырева на совещании руководителей организаций промышленности, науки и представителей муниципальных образований Московской области по итогам работы в первом полугодии 2006 года и задачах по завершению года. Задачи года были определены в соответствии с указаниями данными губернатором Московской области Б.В. Громовым на итоговом годовом совещании. Первая из них - обеспечить устойчивый рост экономических и социальных показателей деятельности промышленных предприятий. По итогам шести месяцев текущего года индекс промышленного производства достиг 129 процентов. Промышленность Московской области по этому показателю стабильно занимает первое место в Центральном Федеральном округе, и второе место по объёму промышленного производства. Объем отгруженной продукции составил 307 миллиардов рублей. Для сравнения - это выше всего годового объема промышленного производства области в 2003 году. Прежде всего, этим успехам мы обязаны динамичному развитию предприятий транспортного машиностроения, металлургии и мебельной промышленности. В научно-промышленном комплексе занято более трети работающих в области – это почти 700 тысяч человек. Промышленность остается наиболее эффективной отраслью экономики. Более 55 процентов прибыли, полученной организациями всех видов деятельности в Московской области, приходится на промышленность. Сумма прибыли за январь – май 2006 года составила 20, 5 млрд. руб., это почти на 9 млрд. руб. больше, чем за соответствующий период прошлого года. Сегодня архиважно сохранить набранные темпы развития промышленности Подмосковья, а для этого необходимо задействовать все имеющиеся резервы. Губернатором области поставлена задача на основании прогнозных расчетов разработать планы работы на 2007 год, обеспечивающие достижение конкретных позитивных результатов. Министерство начало работу по пересмотру прогнозных показателей совместно с муниципальными образованиями и предприятиями. Индекс промышленного производства в 2006 году должен превысить отметку в 130 процентов, а к концу 2007 года достичь параметра - 126,5 процента. Стержнем всей работы по наращиванию темпов развития промышленности должна стать технологическая модернизация и техническое перевооружение действующих промышленных организаций Подмосковья. Это будет одним из важных шагов в инновационном развитии области. Позволит значительно увеличить объем выпускаемой инновационной продукции. Правительство области конструктивно участвует в этой работе. На примере фонда стимулирования предприятий легкой и текстильной промышленности области отрабатывается механизм взаимодействия власти и бизнеса в решении вопросов технического перевооружения предприятий. Постановлением Правительства Московской области о порядке использования в 2006 году из бюджета области средств Фонда предусмотрена компенсация двух третей банковского процента по кредитам. Средства Фонда предприятие может получить, если имеет программу перспективного развития, направленную на реконструкцию и техническое перевооружение производства. Министерством также разработан план организационных мероприятий по технологической модернизации и техническому перевооружению действующих промышленных предприятий области на 2006-2007 годы. Проведен мониторинг мнения предприятий. Сегодня 104 предприятий промышленности готовы в 2006-2009 годах затратить на техническое перевооружение 25 млрд. рублей, в том числе 10,4 млрд. рублей за счет собственных средств и 14,6 млрд. рублей за счет кредитов и лизинга. Уже в 2006 году на этих предприятиях в результате модернизации технологического оборудования увеличится производство мебели на 45,1%, лифтов на 6,8%, электрических подстанций на 7,7%, автобусов на 35,8%, алмазного инструмента на 14,2%, вагонов электропоездов на 63,8% и паровых котлов на 80,6%, предметов гигиены на 69,2%. Внедрение современных технологических процессов: линий лазерного и плазменного раскроя и сварки металла, сварочных роботизированных комплексов, оборудования с числовым программным управлением для механической и электроэрозионной обработки, установок по нанесению порошковых полимерных покрытий позволит в сжатые сроки освоить производство метровагонов нового поколения, рельсовых автобусов, принципиально новых энергосберегающих региональных пассажирских поездов со скоростью движения до 160 км в час. Вопросы модернизации действующих промышленных предприятий мы обсудим 30 августа на семинаре в Егорьевске. Как результат мы все вместе должны подготовить обоснованные предложения по созданию Фонда стимулирования организаций промышленности Московской области. Вопросы технического перевооружения промышленных предприятий будут основными в деятельности вновь создаваемого технопарка в городе Жуковском на базе ЦАГИ. Проект одобрен на заседании Московского областного совета по промышленной политики при губернаторе Московской области. Все эти мероприятия напрямую связаны с реализацией основных направлений экономической безопасности России, рассмотренных на Совете Безопасности Российской Федерации в июне этого года. Важнейшим направлением работы для нас является осуществления мер по преодолению «технологического разрыва». Это ключевой вопрос повышения конкурентоспособности нашей промышленности. Это поручение Президента России, которое нужно решать не только на уровне федеральной власти, но и с активным участием регионов и конкретных предприятий. К сожалению, доля участия российских организаций в развитии научной и конструкторско-технологической базы составляет лишь 6 процентов, в то время как в США, странах ЕЭС, Японии и Китае этот показатель приблизился к 60 процентам. Именно в этой сфере закладывается экспортный потенциал. За последние годы на внешний рынок вышли многие десятки предприятий и организаций области, малых и средних коммерческих структур. В экспорте наибольший удельный вес приходится на предприятия химической и нефтехимической промышленности, машиностроения и металлообработки, черной металлургии, пищевой промышленности, а также на продукцию военно-технического назначения. Однако, по итогам текущего полугодия ситуация с ростом экспорта промышленной продукции не улучшается. Мы прекрасно знаем об объективных проблемах тормозящих экспорт: длительный срок возмещения НДС за поставленную на экспорт продукцию, отмена категории «традиционных экспортеров», волокита с оформлением таможенных и налоговых документов. Но, есть и субъективные причины : низкое качество выпускаемой продукции, недостаточный уровень её технологичности, да и внешний вид оставляет желать лучшего. Поэтому задача развития экспорта промышленной продукции ещё долго будет оставаться предметом нашей совместной постоянной заботы. Предстоит значительно активизировать, как отметил П.Д.Кацыв, совместно с муниципальными образованиями работу по формированию индустриальных парков и технопарков в рамках программы Правительства Московской области по созданию промышленных округов. Данный вопрос мы рассматривали в марте т.г. на заседании коллегии министерства в Клину, на котором выступающие в своих докладах сообщали: о проработанности вопросов, определяющих готовность площадок принять потенциальных резидентов индустриальных парков и технопарков; о принятии решений по функциональной специализации создаваемых индустриальных парков и технопарков. Среди муниципальных образований, в которых вопросы формирования промышленных округов проработаны достаточно глубоко, следует отметить Волоколамский и Истринский районы, города Дубна, Пущино. Целенаправленно осуществляется работа по данной теме в Ступинском, Клинском, Дмитровском, Каширском районах, городах- Черноголовка, Троицк. Вместе с тем, реализация проектов создания промышленных округов сдерживается на подготовительном этапе, который связан с оформлением земельных отношений при согласовании границ промышленного округа, а также с изменением целевого назначения земельных участков, выделяемых под промышленные округа. Сегодня из 37 площадок, отводимых по Программе создания промышленных округов под формирование индустриальных парков и технопарков, более 70% относятся к землям сельскохозяйственного назначения. В большинстве муниципальных образований пока отсутствуют разработанные генеральные планы развития их территорий, а также сформулированные с экономической и технической точки зрения концепции создания промышленных округов, требования к профилю предприятий и производств, намечаемых к размещению на рассматриваемых площадках, и конкретные предложения по составу потенциальных резидентов индустриальных парков и технопарков. В связи изложенным, в целях обеспечения дальнейшей реализации программы создания промышленных округов на территории Московской области и соблюдения единой структурной промышленной политики министерство в ближайшее время планирует провести ряд рабочих встреч с участием представителей муниципальных образований, на территории которых планируется создание индустриальных парков и технопарков. На них будут рассмотрены вопросы формирования концепций создания технопарков и индустриальных парков, выработки критериев формирования потенциальных резидентов, определения первоочередных организационных мероприятий по инженерному обеспечению территорий. В середине мая этого года губернатор Московской области подписал Закон «О научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Московской области». Закон предусматривает разработку и реализацию областной целевой программы. К этой работе мы приступили совместно с Министерством экономики Московской области. Узловыми здесь являются опять же вопросы технической и технологической модернизации действующих производств, организация выпуска новой наукоемкой и конкурентоспособной инновационной продукции. Другая важнейшая часть программы - это включение огромного научно-технического потенциала области и в первую очередь авиационно-космического комплекса в реализацию федеральных программ. Мы должны сделать все, чтобы научные центры области стали головными при реализации приоритетных для страны направлений. В результате реализации программы планируется в полтора раза увеличить долю отгруженной инновационной продукции в общем объеме продукции собственного производства, на треть увеличить удельный вес инновационно-активных организаций в общем числе организаций. По решению губернатора Московской области работа по законопроекту о региональной инновационной системе будет продолжена после вступления в силу соответствующих федеральных нормативно-правовых актов. Мы также в очередной раз обратились в Министерство образования и науки России с рядом предложений. В том числе о необходимости принятия федерального закона об особенностях местного самоуправления в наукоградах; восстановлении системы государственных программ развития наукоградов; разграничении полномочий по бюджетной поддержке развития наукоградов, в частности, реализации приоритетных направлений деятельности наукоградов – за счет средств федерального бюджета. Большая работа предстоит по изысканию дополнительных источников налоговых поступлений. Один из реальных подходов - это сокращение количества убыточных предприятий, максимальное сокращение задолженности по налогам в областной бюджет. По предварительным данным Управления Федеральной налоговой службы по Московской области в 1 полугодии 2006 года поступило платежей в бюджетную систему Российской Федерации по организациям обрабатывающих производств - 19,9 млрд. рублей, что на 20% выше прогнозируемых цифр. В том числе в консолидированный бюджет Московской области по плановым назначениям налоговые платежи составили 6,3 млрд. рублей, в том числе по налогу на прибыль - 1,7 млрд. рублей, по налогу на доходы физических лиц – 3,8 млрд. рублей, по налогу на имущество – 0,8 млрд. рублей. Эти результаты достигнуты за счет увеличения объема отгруженных товаров промышленности, роста уровня средней заработной платы, а также проведения конкретной работы Министерства с предприятиями-должниками в бюджет, убыточными предприятиями, предприятиями-банкротами. За первое полугодие 2006 года в Министерстве на ежемесячных совещаниях заслушано 59 организаций–должников. После проведения соответствующих мероприятий, предприятиями–должниками погашена задолженность в сумме 132 млн. рублей. Погашение задолженности осуществляется предприятиями в соответствии с разработанными графиками, которые находятся на постоянном контроле в Министерстве. Проведено совещание с 40 убыточными предприятиями, сумма убытка которых составила 1 млрд. 780 млн. рублей. Из их числа на конец полугодия количество убыточных предприятий уменьшилось на одну треть, и сумма убытка сократилась на 1 млрд. 260 млн. рублей. Этот пример говорит о том, что при правильной постановке работы результат не заставит себя ждать. Поэтому работа с убыточными предприятиями должна приобрести системный характер. Важнейшая задача года - обеспечить выход предприятий промышленности на уровень средней заработной платы в 15 тыс. руб. в декабре 2006 года. В промышленности 20 городов и районов области средняя заработная плата уже сегодня превышает 15 тысяч рублей. Это цифра могла бы быть значительно больше, но малое предпринимательство по-прежнему выплачивает заработную плату по «серым» схемам. Сегодня средняя заработная плата по крупным и средним предприятиям промышленности составила 14 тыс. руб., а с учетом предприятий малого «бизнеса» - всего лишь 11,3 тыс. руб. По официальным данным 72 предприятия промышленности имеют среднемесячную заработную плату до 4 тыс. рублей, при прожиточном минимуме 3 тыс. 670 рублей. Среди таких организаций: «Клинволокно - трикотаж», «Эластомер» Серпуховской район, «Завод энергооборудования» Люберецкий район, Швейная фабрика «Стиль-2» г.Орехово-Зуево, «Эксперимент» г.Королев, «Институт «Композит –Тест» г.Королев, «Союз-Экология» г. Железнодорожный. Остается низким уровень среднемесячной зарплаты в текстильном и швейном производстве, в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви. В Министерстве начата работа с предприятиями, имеющими низкую заработную плату. Активную позицию в этих должен занять Областной союз промышленников и предпринимателей. Генеральным направлением для всех нас является реализация задач, поставленных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года. Специально для этого Правительством Московской области утвержден план мероприятий. Среди вопросов, которые находятся в поле наших интересов: разработка механизмов ресурсной поддержки инновационной деятельности, в том числе за счет создания фондов венчурного финансирования; подготовка предложений по формированию благоприятного налогового режима для финансирования инновационной деятельности; разработка правовых и организационных механизмов для привлечения в экономику области инвестиций, кредитно-финансовых ресурсов, новейших технологий в целях модернизации производственной инфраструктуры; Нужны деловые, конкретные предложения и от союза промышленников, директорского корпуса, муниципальных образований. Сегодня во главу угла ставится повышение роли государства во взаимодействии с бизнесом. Главным инструментом в этой деятельности для нас стал утвержденный Правительством Московской области план мероприятий по проведению административной реформы в Московской области. В целях организации взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти подготовлено соглашение между Федеральным агентством по промышленности и Правительством Московской области о сотрудничестве, прежде всего в вопросах кадровой политики и реализации федеральных целевых программ. Разработаны методические рекомендации по организации деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области в рамках осуществления полномочий при возникновении конфликтных ситуаций между хозяйствующими субъектами, разрешение которых не терпит отлагательств. В соответствии с 131 Федеральным Законом муниципальные органы управления приобретают большие права. Но роль субъекта не снижается. Мы обязаны совместно с руководством муниципальных образований дальше совершенствовать механизмы, обеспечивающие динамичное развитие научно-промышленного комплекса. Одна из моделей такого взаимодействия уже апробирована. Это наукограды – центры инновационного развития. На территории Подмосковья уже существует 5 наукоградов и вам они прекрасно известны: Реутов, Фрязино, Королев, Дубна и Пущино. По трем городам документы находятся в стадии утверждения (Жуковский, Троицк и Черноголовка). Отдельные муниципальные образования в результате реализации совместных мероприятий переходят в число регионов с высоким уровнем промышленного развития. Среди них Наро-Фоминский район – муниципальное образование, традиционно ориентированное на сельскохозяйственное производство. За последние годы оно заявило о себе как регион с развитой промышленностью. Район, имея в структуре занятых в промышленности всего около 17 процентов, за 2000 – 2006 годы в 5,6 раза увеличил объем производства промышленной продукции и занял в региональном рейтинге 13 позицию из 72 муниципальных образований. Это произошло в основном за счет строительства и ввода в строй таких предприятий, как: «Эйвон Бьюти Продактс Компани» (парфюмерия), «Века Рус» (изделия из ПВХ), «Рексам Беверидж Кэн Наро-Фоминск» (алюминиевая тара для напитков). В Истринском районе в течение 5 лет объемы производства возросли в 3,6 раза. Созданы и вступили в строй новые предприятия и производства: «КРКА-РУС» (лекарственные средства), «Русская снековая компания» (пищевая), «Лакталис Истра» (пищевая), «Грундфос Истра» (насосное оборудование) и другие. В рамках реализации административной реформы министерством отрабатываются новые механизмы взаимодействия с муниципальными образованиями. Таким пилотным проектом является подписанное в 2006 году Соглашение о взаимодействии при проведении единой промышленной политики на территории Московской области между Министерством промышленности и науки Московской области и администрацией Люберецкого муниципального района. Одним из основных направлений реализации данного Соглашения является разработка мероприятий по развитию научно-промышленного комплекса Люберецкого района. В июне этого года министерством промышленности и науки Московской области проведено в городе Сергиевом - Посаде на базе «Научно исследовательский институт прикладной химии» выездное совещание по вопросу подготовки к зиме. По информации руководителей и главных специалистов научно-промышленного комплекса, готовность котельных к отопительному сезону по состоянию на 1 августа составляет 60 процентов. Готовность теплосетей, тепловых пунктов и запорной арматуры составляет 54 процента наличие резервного топлива в РТХ составляет около 40 процентов. Министерством промышленности и науки рекомендовано собственникам и руководителям предприятий принять срочные меры по изысканию средств на финансирование строительных, ремонтных и восстановительных работ резервных топливных хозяйств или решить вопрос изменения топливного режима предприятия с газообеспечивающими организациями. 7 июля этого года состоялась рабочая встреча Президента Российской Федерации с губернатором Московской области Борисом Всеволодовичем Громовым. На этой встрече были подробно обсуждены показатели развития подмосковной промышленности, которая сегодня дает до 40 процентов бюджетных доходов области. Символично, что именно этот день губернатор Московской области Борис Всеволодович Громов определил Днем работника промышленности Московской области, празднование которого впервые успешно проведено в городе Долгопрудном. Основные задачи в оставшееся до конца года время: обеспечение устойчивого роста экономических и социальных показателей деятельности промышленных предприятий. Индекс промышленного производства в 2006 году – 130 процентов; сокращение количества убыточных предприятий научно-промышленного комплекса; технологическая модернизация и техническое перевооружение действующих промышленных организаций Подмосковья; формирование индустриальных парков и технопарков в рамках программы Правительства Московской области по созданию промышленных округов; разработка программы развития научной, научно-технической и инновационной деятельности Московской области; обеспечение роста средней заработной платы на предприятиях промышленности до уровня в 15 тыс. рублей в декабре 2006 года, а в декабре 2008 года – не ниже 27 тыс. рублей. / |