https://market.ekfgroup.com/catalog/izolenta изолента купить Изоленту.

Институциональные проблемы государственной поддержки развития национальной инновационной системы

Доклад посвящен проблемам развития институциональных отношений в сфере инновационной деятельности. В качестве “института развития” национальной инновационной системы предлагается использовать форму государственной инновационной корпорации. Рассматриваются особенности правового положения и условия создания государственной инновационной корпорации Национального технологического Агентства “Российские инновационные технологии”, осуществляющего координацию работ по созданию инфраструктуры национальной инновационной системы, а также управление формированием и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения, обеспечения государственной регистрации передачи технологий и другие функции.

 

Развитие институциональных рыночных отношений в сфере научно-технической и инновационной деятельности, обусловлены тенденциями развития экономики знаний в постиндустриальном обществе. Поэтому в настоящее время на различных уровнях широко обсуждаются проблемы развития и реструктуризации государственной научно-технической сферы, государственной инновационной политики, меры государственной поддержки и стимулирования научно-технической и инновационной деятельности, вопросы, нормативного, правового, организационного, информационного и кадрового обеспечения инновационной деятельности, формирования инфраструктуры инновационной системы в Российской Федерации.

Для решения указанных задач предстоит разработать и принять ряд кардинальных мер организационно-правового характера направленных на развитие рыночных отношений в сфере инновационной деятельности. Этому вопросу было уделено особое внимание в выступлении Президента Российской Федерации В.В.Путина на выездном заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, проходившему в г. Зеленограде 17 октября 2006 г.

В числе поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию:

1. Правительству Российской Федерации надлежит принять решения, необходимые для создания на территории Российской Федерации крупных национальных исследовательских центров по приоритетным направлениям развития современных технологий, а также представить предложения о возможности международной кооперации при реализации крупных финансовоемких долгосрочных исследовательских проектов, предусмотрев при этом:

формирование эффективной организационно - управленческой структуры и правовых основ деятельности национальных исследовательских центров;

реализацию механизмов совместного финансирования за счет государственных и частных средств деятельности национальных исследовательских центров;

создание условий для максимально-быстрого внедрения разработок в производство;

совместное использование создаваемых в рамках международной кооперации объектов интеллектуальной собственности.

2. Министерству образования и науки Российской Федерации необходимо представить предложения по созданию на базе Российского фонда технологического развития государственной структуры, осуществляющей координацию и финансирование и проектов создания высоких перспективных технологий, важнейших инновационных проектов значимого для страны масштаба, в том числе в рамках создаваемых национальных исследовательских центров.

Решение указанных задач направлено на создание так называемых “институтов развития”, способствующих формированию рыночных механизмов сотрудничества и партнерства частного бизнеса и государства в сфере инновационной деятельности.

Для этого следует обратиться к опыту стран с развивающейся рыночной экономикой, где созданы “институты развития”, ориентированные на решение задач стимулирования инновационного экономического роста национальной экономики. Они играют важную роль в становлении национальных инновационных систем Мексики, Чили, Израиля и Южной Корее, а также Республики Казахстан нашего ближайшего партнера по СНГ и Евразес.

Следует отметить, что указанные институты создаются в форме государственных некоммерческих публичных корпораций с полномочиями органов исполнительной власти. Через указанные институты государство участвует в инновационных проектах, которые ориентированы на создание целостной системы производств, создающих конкурентоспособную продукцию, последовательно развивая технологическую и экономическую цепочку добавленных стоимостей (ЦДС). Являясь юридическим лицом, эти организации осуществляют хозяйственную деятельность, как полноправный субъект рыночных отношений, наделенный государством имущественными правами, включая правами на объекты интеллектуальной собственности. Указанные институты ответственны за реализацию государственной инновационной политики в реальном секторе экономики и выполняют инвестиционные, организационные и информационные функции, а также оказывают услуги бизнесу в соответствии с компетенцией, установленной для них государством.

Создание “институтов развития” в форме государственных корпораций направлено на формирование инфраструктуры национальной инновационной системы, функционирование которой основано на принципах децентрализации, специализации, конкуренции и транспарентности.

Принцип децентрализации означает наличие множественности источников поддержки, включая финансовую поддержку, инициатив частного сектора. На практике это означает, что государство не сосредоточивает финансовые и информационные ресурсы только в одном институте развития. Это даст возможность:

избежать потенциальных системных ошибок при принятии решений;

заложить основы для конкуренции и, как следствие, более открытой политики при оказании поддержки;

осуществлять более углубленный анализ инициатив частного сектора. Например, если перспективный проект не найдет поддержки в одном из институтов развития, то остается шанс получить ее в другом.

Принцип специализации означает специализацию “институтов развития” на определенных операциях и/или видах деятельности. Принцип специализации не означает, что “институты развития” занимаются только операциями и видами деятельности в рамках специализации. Они могут осуществлять и другие операции (виды деятельности), которые не являются для них основными. Для этого будут установлены лимиты осуществления не основных операций и видов деятельности.

Принцип конкуренции означает осуществление деятельности институтов развития на конкурентной основе. Такая необходимость связана с тем, что указанные институты призваны имитировать рыночные отношения, которые на данном этапе развития отсутствуют. Поэтому, учитывая, что имитируемая природа данных институтов является рыночной, необходимо изначально строить их деятельность на рыночной, т.е. конкурентной, основе. Это даст возможность оценивать результаты деятельности того или иного института.

Принцип транспарентности  означает создание прозрачной системы корпоративного управления государственных “институтов развития”, обеспечивающей подотчетность и ответственность менеджеров, надлежащий контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов. Государством должна быть обеспечена защита от какого-либо давления на деятельность “институтов развития” в целях надлежащей реализации поставленных перед ними задач. Для соблюдения этого принципа можно использовать независимых директоров, в том числе высокопрофессиональных зарубежных менеджеров с безупречной деловой репутацией, а также другие современные инструменты корпоративного управления.

Так, например, в Чили в настоящее время одним из ведущих “государственных институтов развития” является публичная корпорация CORFO, играющая важную роль в стимулировании инноваций и повышение конкурентоспособности чилийских компаний.

Задачами CORFO являются: “повышение качества менеджмента компаний, развитие кооперации и создание новых бизнес структур в целях обеспечения сбалансированного развития Чили”.

Основной функций CORFO является поддержка инноваций. Для этих целей, в рамках CORFO, созданы и функционируют два инновационных фонда: Фонд FONTEC, оказывающий содействие инновациям и технологическому развитию чилийских компаний и Фонд развития инноваций (FDI), ориентированный на поддержку “доконкурентных инноваций”, обеспечивающий формирование и реализацию важнейших инновационных проектов для различных отраслей экономики Чили.

Помимо инвестиций CORFO предоставляет широкий спектр информационных, консультационных услуг, услуг по обучению, способствует сертификации организаций малого инновационного бизнеса, а также иные услуги, связанные с реализацией публичных функций органов государственной власти.

Представляет также интерес опыт создания “институтов развития” в Казахстане. В рамках реализации индустриально-инновационной политики, в соответствии с указом Президента Республики Казахстан, в настоящее время создан и успешно функционирует Инновационный фонд, главной целью деятельности которого является содействие росту инновационной активности, развитию высокотехнологичных и наукоемких производств в Республике Казахстан. Для решения данной проблемы основные усилия Инновационного фонда направлены на стимулирование и развитие венчурного финансирования в Казахстане со стороны частного сектора и создание инновационной инфраструктуры. Предполагается, что на первоначальном этапе своей деятельности Инновационный фонд будет совместно с отечественными и иностранными партнерами осуществлять финансирование инновационных проектов и создавать венчурные фонды. На последующих этапах по мере возникновения и роста отечественного венчурного капитала Инновационный фонд будет сокращать деятельность по финансированию венчурных проектов и концентрировать свою активность на укреплении инновационной инфраструктуры и финансировании прикладных научных исследований.  В числе важнейших задач Инновационного фонда определены:

  • участие в создании элементов инновационной инфраструктуры (технополисов и технопарков, информационно-аналитических центров и т.д.);
  • создание венчурных фондов совместно с отечественными и крупными венчурными инвесторами мирового уровня;
  • участие в уставном капитале создаваемых и действующих предприятий с целью производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции, разработки новых технологий;
  • финансирование отдельных научных исследований и опытно-конструкторских работ, направленных на создание новых технологий, товаров, услуг, являющихся потенциально перспективными с точки зрения коммерческого эффекта и технологического развития экономики, путем предоставления грантов.

Решение о выделении грантов Инновационным фондом осуществляется только после проведения независимой научно-технической экспертизы.

Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации созрели необходимые предпосылки для создания “государственных институтов развития”, которые послужат основой для решения задачи, поставленной Президентом Российской Федерации, по координации и финансирования и проектов создания высоких перспективных технологий, важнейших инновационных проектов значимого для страны масштаба. В связи с этим предлагается создать на базе Российского фонда технологического развития в форме государственной корпорации Национального технологического Агентства “Российские инновационные технологии (РОСИНТЕХ)”, обеспечивающего:

  • осуществление мер государственной поддержки и координации создания и развития инфраструктуры национальной инновационной системы;
  • создание государственного института управления формированием и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения;
  • реализацию механизмов совместного финансирования за счет государственных и частных средств деятельности национальных исследовательских центров;
  • совместное использование создаваемых в рамках кооперации объектов интеллектуальной собственности, включая участие в реализации международных инновационных проектов;
  • осуществление контроля передачи технологий;
  • участие в разработке и поддержки технических регламентов и национальных стандартов, в создании системы сертификации качества инновационной продукции (услуг) и другие задачи.

Для реализации указанных задач указанное Агентство должна быть наделено функциями:

    - центра трансферта технологий;

    - депозитария результатов научно-технической деятельности, произведенных и приобретенных за счет государственного бюджета;

    - разработчика и координатора межотраслевой политики в области учета и хозяйственного оборота результатов научно-технической деятельности, произведенных и приобретенных за счет средств государственного бюджета;

    - осуществления правомочий собственника результатов научно-технической деятельности, произведенных и приобретенных за счет средств государственного бюджета;

    - единого государственного заказчика на освоение промышленностью результатов научно-технической деятельности, произведенных и приобретенных за счет средств государственного бюджета;

    - уполномоченного экспортера результатов научно-технической деятельности, произведенных и приобретенных за счет средств государственного бюджета;

    - аккумулятора возвратных средств, полученных от освоения отечественной промышленностью результатов научно-технической деятельности, а также от экспорта этих результатов для освоения иностранными производителями;

    - государственного заказчика по подготовке кадров и повышению квалификации менеджеров для управления инновационными проектами и предпринимателей, специализирующихся в сфере инновационной деятельности.

Государственная инновационная корпорация – Национальное технологическое Агентство - должна стать координирующим органом при осуществлении реструктуризации государственной научно-технической сферы. Ей должно быть предоставлено право, выступать от лица Российской Федерации в качестве учредителя национальных исследовательских центров, центров коллективного пользования, научных и образовательных учреждений, автономных организаций, некоммерческих партнерств, простых товариществ и хозяйственных обществ, а также осуществлять необходимую для ее задач предпринимательскую деятельность.

Для финансового обеспечения функционирования элементов инфраструктуры национальной инновационной системы в Агентстве должна предусматриваться возможность создания целевого бюджетного инновационного Фонда (ЦБИФ), аккумулирующего бюджетные средства, предусматриваемые на развитие инновационной системы Российской Федерации, а также внебюджетного фонда инновационно-технологического развития (ФИТР), аккумулирующего доходы от отчислений от прибыли предприятий, направляемые на поддержку научных исследований и разработок и инновационную деятельность, а также доходы, получаемые от реализации прав на результаты научно-технической деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета и доходы от реализации переданных государством инновационной корпорации прав на собственность.

Создаваемое Агентство должно быть наделено правом трастового управления государственным имущественным комплексом, включая объекты интеллектуальной собственности и финансовые активы (акции, ценные бумагами), находящихся в ее ведении национальных исследовательских центров и инновационных предприятий.

Для обеспечения участия Агентства в развития национальной системы стандартизации, разработки национальных стандартов и технических регламентов и поддержке международных стандартов при участии Агентства предусматривается создание специального органа добровольной сертификации инновационной технологической продукции (товаров, услуг) на базе Национальной технологической Палаты - некоммерческого партнерства, объединяющего в рамках саморегулируемой организации исследовательские центры и инновационные предприятия.

Наличие указанных функций позволит корпорации создать необходимые условия для объединения усилий государственных органов управления всех уровней и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий, способствовать привлечению внебюджетных, корпоративных финансов в необходимом объеме для финансирования инновационных проектов по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий.

В настоящее время правовой основой для создания государственной корпорации служит статья 7 прим. Федерального закона “О некоммерческих организациях”. В соответствии с указанной статьей: “государственной корпорацией признается не имеющая членство некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно-полезных целей. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации.

Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям.

Органами управления государственной корпорации являются Совет директоров корпорации, Правление корпорации и Генеральный директор корпорации. В состав Совета директоров государственной корпорации входят представители Правительства Российской Федерации. Функции органов управления государственной корпорации определяется нормативным правовым актом, предусматривающим ее создание.

В соответствии со статьей 7 прим. Федерального закона “О некоммерческих организациях” государственная корпорация создается на основе специального закона. Это ограничение, в настоящее время, служит серьезным препятствием на пути использования указанной организационно-правовой формы для создания эффективных “институтов инновационного развития”. В этой связи представляется целесообразным внести в статью 7 прим. поправку, предусматривающую возможность создания государственной корпорации - Национального технологического Агентства в форме государственной корпорации на основе Указа Президента Российской Федерации и соответствующего Постановления Правительства Российской Федерации.







Авторы:

Балашов Е.Б., к.ю.н., доцент, заместитель директора департамента по научно-технической и инновационной политике Министерства образования и науки Российской Федерации

Наумов Е.А., к.э.н., профессор,директор Государственного Центра правовой и экономической экспертизы ФГУ НИИ РИНКЦЭ Роснауки, naumov@extech.ru



Источник: Материалы VII Московского Международного салона инноваций и инвестиций