Бренд через призму учета



Построение всеми узнаваемого бренда начинается с названия, слогана и других имиджевых элементов. Однако это не самый трудный этап, как может показаться на первый взгляд. Ведь прежде чем стать полноправным собственником своего же изобретения, придется еще немало повозиться с бумагами и побегать по инстанциям. Не останется в стороне от всеобщей суматохи и бухгалтер. Именно ему придется разбираться с учетом столь долгожданного товарного знака.

Товарные знаки бывают трех типов:

– словесные (когда продукт идентифицирует слово, например «Бератор»);

– изобразительные (картинка, логотип, как, например Мойдодыр на коробке моющего средства);

– комбинированные (в них изображение размещено вместе с текстом, как, например на эмблеме Сбербанка).

Разработать свой бренд фирма может самостоятельно или перепоручить творческий процесс специализированной компании. После того, как процесс разработки завершится, бренд необходимо зарегистрировать, ведь есть риск, что товарный знак перехватит недобросовестный конкурент. Он может первым подать заявление на регистрацию в Патентное ведомство. Получив свидетельство, плагиатор будет иметь исключительное право не только использовать товарный знак, но и запретить первоначальному (истинному) владельцу употреблять его в своей деятельности.

Получаем исключительные права

Регистрацией товарных знаков занимается Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатента). Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарных знаков утверждены приказом Роспатента от 5 марта 2003 г. № 32.

Подать заявку для оформления права на бренд фирма может как самостоятельно, так и через патентного поверенного, который, в свою очередь, обязательно должен быть зарегистрирован в Роспатенте. Следует учесть, что далеко не любой товарный знак может быть зарегистрирован. Нельзя оформить свидетельство на бренд, отражающий вид товара. Словосочетание «Моющее средство» нельзя зарегистрировать для стирального порошка или мыла. Нельзя зарегистрировать товарный знак, который характеризует товар, указывает на его качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства и сбыта (ст. 6 Закона от 23 сентября 1992 г. № 3520-1).

После того как фирма подала заявку, осуществляется предварительный поиск сходных и тождественных торговых марок. Процесс регистрации продолжится только в том случае, если не обнаружится аналогичных товарных знаков, сходных с новым образцом до степени смешения по написанию либо цветовой гамме. Примерно через месяц после подачи заявки из патентного ведомства должно придти уведомление о принятии заявки к рассмотрению по существу. По окончании этого процесса специалист патентного ведомства выносит решение о регистрации товарного знака или об отказе в ней. Последнее возможно, например, когда после поиска аналогов не сразу была подана заявка на регистрацию товарного знака и в этот промежуток времени такой же бренд изъявила желание зарегистрировать другая фирма. Поэтому направлять документы лучше сразу после получения результатов поиска.

За регистрацию товарного знака взимается пошлина (ст. 44 Закона от 23 сентября 1992 г. № 3520-1), размер которой установлен Положением о пошлинах (постановление Правительства от 12 августа 1993 г. № 793).

После уплаты пошлины и получения решения о регистрации товарного знака подается ходатайство о выдаче свидетельства. Последнее, в свою очередь, удостоверяет приоритет товарного знака, подтверждает исключительное право владельца на пользование и распоряжение товарным знаком, а также запрещает использовать его другим лицам.

Исключительное право на товарный знак действует 10 лет от даты подачи заявки в Роспатент (п. 1 ст. 16 Закона от 23 сентября 1992 г. № 3520-1). Если фирма захочет продлить правовую охрану бренда, то в течение последнего года действия свидетельства надо подать заявление на пролонгацию регистрации, тогда полное владение торговой маркой будет длиться еще десять лет (ст. 16 Закона № 3520-1). К заявлению необходимо приложить документ, подтверждающий уплату пошлины за продление срока.

Эксперты журнала «Практическая бухгалтерия» отмечают: для того чтобы удерживать в силе все права на товарный знак, его необходимо использовать. Если бренд не эксплуатируется ни на продукции, ни в рекламе в течение любых трех лет после регистрации, его правовую охрану могут прекратить досрочно (ст. 22 Закона от 23 сентября 1992 г. № 3520-1). Также лишить бездеятельного владельца прав на бренд может и конкурент. При желании он вправе подать заявление об аннулировании его регистрации и перехватить марку.

Учет «брендовых» затрат

В бухучете затраты на госпошлину, а также на услуги сторонних компаний по разработке и регистрации товарного знака следует включать в его первоначальную стоимость. Такие траты собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». В налоговом учете первоначальная стоимость товарного знака определяется аналогично (п. 3 ст. 257 НК). Однако могут возникнуть и различия, например, в процентах по кредитам, суммовых и курсовых ризницах, ведь в налоговом учете эти расходы в первоначальную стоимость не включаются (подп. 2, 5, 6 п. 1 ст. 265 НК).

В состав нематериальных активов компании (как в бухгалтерском, так и в налоговом учете) товарный знак включается на основании полученного свидетельства об исключительном праве. Что касается амортизации, то по товарному знаку она начисляется:

– в бухгалтерском учете – линейным методом (способом уменьшаемого остатка или путем списания стоимости пропорционально объему продукции). Начисление амортизации отражается на счете 05 «Амортизация нематериальных активов»;

– в налоговом учете – линейным или нелинейным способом. Сумма амортизации включается в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемые доходы (подп. 3 п. 2 ст. 253 НК).

Включать амортизацию в состав расходов следует с 1-го числа месяца, следующего за месяцем выдачи свидетельства и принятия торговой марки к учету. Срок полезного использования бренда будет равен десяти годам, уменьшенным на число месяцев, в течение которых шло оформление бумаг.

В случае если фирма решит все-таки продлить регистрацию товарного знака, то уплаченную за это пошлину в налоговом учете следует включать в состав прочих расходов (подп. 37 п. 1 ст. 264 НК). В доказательство тому существует судебная практика (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 ноября 2004 г. № А11-3274/2004-К2-Е-2706). В бухгалтерском же учете это расходы будущих периодов, которые должны учитываться в течение нового срока действия правовой охраны бренда (п. 65 Положения «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденного приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н).



/"Федеральное агентство финансовой информации", 04.11.06/