https://tossotrade.ru . Выкуп авто СПБ смотреть. . сайт
Каганов Вениамин, Председатель Координационного Совета Национального содружества бизнес-инкубаторов (kaganov@smb-support.org) Доклад на ФОРУМЕ АТЭС «Глобализация экономики и бизнес-инкубирование» Ксиан, Китай, 18 – 20 октября 2005 г. Введение В современной экономике нет альтернативы инновационному укладу, предполагающему грамотное и быстрое внедрение достижений науки и техники в бизнес. Бизнес-инкубаторы при этом играют одну из наиболее важных ролей – они помогают созданию и развитию малых, и, как правило, инновационных предприятий. Эта функция становится все более важной, так как с течением времени выход на рынок новых предприятий будет все сложнее, в первую очередь, из-за все возрастающей конкуренции. Задача технологического бизнес-инкубатора – выявить интересную бизнес-идею, помочь ей превратиться в бизнес-проект, содействовать выпуску продукции и услуг, помочь выйти с ними на рынок. Все эти задачи, особенно последняя – содействие выходу на рынок, довольно сложные. Помочь ее решить может межрегиональное (внутри страны) и международное сотрудничество бизнес-инкубаторов. В данной статье речь идет о состоянии и проблемах развития бизнес-инкубирования инновационных предприятий в России, о возможностях международной кооперации для решения общих проблем. Россия – инновационный путь развития Переход на инновационный путь развития является осознанным и единственно-возможным путем, позволяющим рассчитывать на достойное участие страны в международном разделении труда. Ключевая роль в решении этой задачи принадлежит науке, а также механизмам коммерциализации ее результатов в промышленности, всех сферах народного хозяйства. Одним из необходимых условий инновационного развития является наличие эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей переход результатов научных разработок на рынок продуктов и услуг. Ведущее место в этом процессе занимают инновационные и технологические бизнес-инкубаторы. К числу важнейших интеллектуальных ресурсов инновационного процесса относятся научные знания, новые технологии, приемы и методы организации и управления, предпринимательский потенциал, инновационные грамотность и культура кадров всех уровней и профессиональной принадлежности, знание мирового опыта. Естественно, что наличие этих ресурсов есть условие необходимое, но не достаточное для развития инновационного процесса. Нужны еще мотивация и соответствующее состояние среды – законодательно-правовая база и инфраструктура. В последние годы деятельность государства в создании благоприятных условий для развития инновационного предпринимательства заметно активизировалась. Разработаны и приняты «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», в которых определены стратегические национальные приоритеты. В настоящее время реализуется Федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002 - 2006 годы». В рамках реализации указанной программы предусмотрено развитие инновационной инфраструктуры, в том числе: Центров трансфера технологий, Центров научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, Центров куочинга венчурного предпринимательства, а так же поддержка реальных венчурных проектов при условии софинасирования со стороны частного капитала. Реализуется программа поддержки малого бизнеса, которая предусматривает развитие сети бизнес-инкубаторов в регионах России, создание венчурных фондов для малого предпринимательства и поддержку экспортно-ориентированных малых предприятий. Состояние малого предпринимательства в России В 2004 году количество малых предприятий в России составляло 920 тыс., а количество занятых на них – около 8,3 млн. человек, что составляет 17 % всех наемных работников. В период до 2003 года количество малых предприятий оставалось неизменным (около 850 тыс.), а предпринимаемые государством усилия по увеличению количества предприятий и занятых на них работников не оказывали значимого эффекта. Наметившаяся в 2004 году положительная динамика (рост числа занятых на малых предприятиях составил 3 %, объем производства товаров и услуг увеличился на 33 % по сравнению с 2003 годом) во многом обусловлена осуществленной в 2003-2004 годах государственной политикой по совершенствованию законодательства. При этом отраслевая структура малого предпринимательства характеризуется преобладанием малых предприятий в сфере торговли и услуг (32 % от общего объема производства товаров и услуг), объемы производственных предприятий в сфере промышленности и строительства занимают второе-третье места (22,8 и 20,9 % соответственно), доля предприятий, занятых в науке и научном обслуживании, к сожалению, пока мала – 2,5 % - всего около 30 000 малых предприятий. Несмотря на рост производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт России пока не отражает их потенциала. В настоящее время в России сформировалась устойчивая группа предприятий, для которых инновационная деятельность носит непрерывный характер. Это означает, что предприятия, осуществляющие инновации, занимаются этим постоянно, улучшая производимую продукцию и выводя новые товары на рынок. Эта группа предприятий расширяется за счет появления новых предприятий, реализующих стратегию инновационного развития. Характерно, что в большинстве случаев авторами инновационных разработок являются сами предприниматели. Основным стимулом для инновационной деятельности становится нарастание конкуренции и, как следствие, последующая диверсификация предприятий, как по товарным рынкам, так и по выпускаемой продукции. Таким образом, прагматичные рыночные критерии становятся определяющими в стратегии отбора инновационных идей и их реализации. Однако в современном мире из-за возрастания конкуренции все больше требования к потребительским свойствам и качеству продукции и все меньше времени на прохождение пути от научной разработки до готовой продукции. Трансфер и коммерциализация технологий Задача обеспечения инновационного процесса современными разработками и технологиями в России возложена на систему Государственных научных центров (ГНЦ), являющуюся, по существу, основой государственной инновационной инфраструктуры. В настоящее время на территории России функционирует 58 ГНЦ: в Москве и Московской области (39), Санкт-Петербурге (12) и ряде крупных промышленных центров Центрального и Западно-Сибирского округов (7). Деятельность ГНЦ сосредоточена на четырех основных направлениях: - фундаментальные научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы (НИОКР) в области приоритетных направлений развития науки и техники и критических технологий федерального уровня; - участие в разработке и реализации федеральных целевых программ (ФЦП); - участие в выполнении обязательств, предусмотренных межгосударственными, межправительственными договорами и другими документами о научно-техническом сотрудничестве; - подготовка и переподготовка высококвалифицированных научных кадров в области, относящейся к тематике исследований конкретного ГНЦ. Структура видов работ, выполняемых ГНЦ, представлена на диаграмме (рис.1). Однако, по сложившейся в России практике, зачастую путь от научного продукта до серийного образца получается слишком долгим. Причин этому много, но одна из главных – недостаток менеджерской культуры, не понимание учеными возможностей и правил использования результатов их интеллектуального труда в бизнесе, не отлаженность механизмов коммерциализации технологий. В этой связи успешная деятельность всех участников инновационного процесса, как правило, основывается на реализации комплекса услуг, оказываемых субъектами инфраструктуры инновационного цикла по таким направлениям, как информационное обеспечение; защита интеллектуальной собственности и патентно-лицензионная работа; финансово-экономическое обеспечение; сертификация наукоемкой продукции и предоставление услуг в области метрологии и стандартизации; производственно-технологическая поддержка создания и освоения новой, наукоемкой, конкурентоспособной продукции; услуги по маркетингу; рекламная и выставочная деятельность; подготовка и переподготовка кадров в области инновационного менеджмента. В реализации инноваций важнейшую роль приобретает взаимодействие ГНЦ с предпринимательской сферой и непосредственно с промышленными предприятиями. Такое взаимодействие осуществляют около 90 % ГНЦ. В деятельности по разработке, модернизации и внедрению принципиально новых технологий с предприятиями стран дальнего зарубежья участвует более 55 % ГНЦ. Среди целей и направлений взаимодействия ГНЦ с зарубежными фирмами и организациями преобладают научно-техническое сотрудничество и выполнение заказов на научно-техническую продукцию (91 % ГНЦ), совместное проведение НИОКР (40 %). Необходимо отметить, что менее половины ГНЦ имеют стратегического партнера в России и 36% — в странах дальнего зарубежья. По степени перспективности регионов для экспорта результатов научно-технической и инновационной деятельности ГНЦ на первом месте — регионы России, на втором и третьем — Юго-Восточная Азия, Западная Европа и США, на четвертом — страны СНГ, на пятом — развивающиеся страны, на шестом — Восточная Европа. Одним из важнейших условии перехода экономики на инновационный путь развития является наличие в научно-технической, промышленной и предпринимательской сферах достаточного количества квалифицированных специалистов, способных, с одной стороны, обеспечить продвижение результатов научных исследований и разработок на рынок наукоемкой продукции, а с другой, использовать эти результаты в производственных и предпринимательских инновациях. По оценкам экспертов, оптимальное количество специалистов в области менеджмента инноваций составляет до 25 % от общего количества работников научно-технических отраслей экономики. Текущая минимальная потребность в подготовке кадров и обучении такого рода специалистов в России составляет порядка 24 тыс. человек в год. Однако объем и особенно качество подготовки специалистов для инновационной деятельности и эффективной коммерциализации технологий в настоящее время не соответствуют современным потребностям. Поэтому особенно остро стоит проблема в кратчайшие сроки насытить рынок труда специалистами, способными организовать процессы коммерциализации интеллектуальной собственности и реализовать результаты научно-технических разработок на рынке наукоемкой продукции, эффективно использовать эти результаты в инновационном процессе. Главное место здесь занимает подготовка специалистов для малых технологических фирм и инновационных структур (технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, центров продвижения технологий). Кроме материально-финансовых и информационных ресурсов, им нужен эффективный менеджмент и, соответственно, подготовленные кадры по всей цепочке инновационного процесса. Речь идет о подготовке руководителей малых фирм, менеджеров инновационных проектов, специалистов по правовой охране и коммерческому использованию результатов исследований и разработок, выведению на рынок высокотехнологичного продукта, стратегии развития наукоемких компаний, технологическому аудиту в инновационных фирмах и научных учреждениях, экспертизе инновационной деятельности фирм. Как показывает анализ зарубежного и отечественного опыта, подготовка кадров является сферой, финансовые вложения в которую при относительно небольших затратах приносят быстрый и положительный социально-экономический эффект. В настоящее время идет работа по решению следующих задач в сфере подготовки кадров: · Обучение научных сотрудников, прежде всего авторов разработок, специалистов научных подразделений и руководителей научных организаций и учреждений основным положениям и принципам коммерциализации технологий, использования научных результатов в качестве инновационного ресурса. · Подготовка персонала предпринимательской сферы, прежде всего для малых технологических фирм и инновационных структур (технопарков, инновационно-технологических центров, центров продвижения технологий). Им нужен эффективный менеджмент по всей цепочке инновационного процесса. · Подготовка квалифицированных кадров преподавателей и консультантов для образовательных учреждений, специализирующихся на подготовке персонала и консалтинговом сопровождении предприятий, осуществляющих инновационную деятельность. · Обучение и повышение квалификации работников федеральных и региональных органов исполнительной власти, муниципалитетов, отвечающих за обеспечение условий для инновационной деятельности, коммерциализации технологий, формирование и регулирование соответствующих рынков. Развитие бизнес-инкубаторов В настоящее время в России действуют около 100 бизнес-инкубаторов, более 50 инновационно-технологических центров, более 50 технопарков. До недавнего времени основной проблемой бизнес-инкубаторов в России было недостаточность помещений. Сейчас эта проблема получила решение. Только в 2005 году при государственной поддержке будет создано – построено около 30 новых бизнес-инкубаторов общей площадью более 80 000 кв. метров. За два последующих года их число должно увеличиться до 150. Роль бизнес-инкубаторов – содействовать созданию и развитию новых малых предприятий, предоставив им необходимые условия. В первую очередь: офисные и производственные помещения, обучение и консалтинг, помощь в маркетинге и поиске инвесторов и деловых партнеров. Вместе с тем, по-прежнему для развития бизнес-инкубаторов актуальными остаются следующие задачи: - подготовка управляющих команд; - оказание содействия предприятиям – клиентам в развитии производства, в выходе на новые, в том числе зарубежные рынки; - помощь разработчикам в коммерциализации технологий, путем создания новых предприятий. Одной из проблем для малых инновационных предприятий России является сложность выхода на международные рынки. Это связано не только с конкуренцией, но и барьерами, которые существуют в каждой стране по доступу продукции из вне. Барьеры не только административные, но и культурные. Нужно уметь работать на международных рынках, а для этого нужны специалисты, средства, время. Как правило, всего этого недостаточно у малых предприятий. В этой связи мы испытываем потребность в сотрудничестве с мировым сообществом бизнес-инкубаторов по следующим направлениям: - распространение передового опыта в бизнес-инкубировании малых предприятий; - содействие в поиске партнеров; - содействие в маркетинговых исследованиях и выходе на международные рынки; - содействие в создании новых (совместных) малых предприятий. С другой стороны, богатый и не полностью востребованный научный потенциал нашей страны позволяет для других стран брать на вооружение и реализовывать совместно многие разработки. При этом российские малые предприятия могли бы обеспечить часть разработки нового продукта, возможно, производство (эту фазу так же можно проходить совместно), а наши партнеры за рубежом – сертификацию, продвижение на рынок – обслуживание. Аналогично можно содействовать реализации продукции малых предприятий зарубежных стран в России – на большой постоянно растущий рынок. Значительная часть потребляемой на рынке продукции не производится в России, поэтому мы заинтересованы в поступлении качественных товаров с новыми потребительскими свойствами. Национальное содружество бизнес-инкубаторов России готово стать тем мостиком, через который будут осуществляться контакты между бизнес-инкубаторами, между конкретными малыми инновационными предприятиями. Выводы и предложения Развитие сети бизнес-инкубаторов России имеет три стадии: создание (1996 год); координация и интеграция на уровне страны (1996-2003); международная кооперация (2003 – по н.в.). Международная кооперация является важной составляющей как для развития БИ, так и возможности БИ содействовать в развитии клиентов - малых инновационных предприятий В плане развития международной кооперации предлагается: · организация стажировок руководителей и специалистов бизнес-инкубаторов в ведущих бизнес-инкубаторах мира (возможно на основах делового обмена); · создание сетей профильных бизнес-инкубаторов (например, биотехнологических, информационных и т.д.); · создание единой базы данных малых предприятий – клиентов бизнес-инкубаторов, предлагающих продукцию и услуги на международные рынки, и содействие в продвижении продукции и услуг; · создание постоянно-действующих распределенных выставок лучших продуктов и проектов, предлагаемых бизнес – инкубаторами. Решение этих задач позволит и бизнес-инкубаторам в каждой стране и ассоциациям бизнес-инкубаторов стать сильнее и эффективнее. Источник: |