Арбитраж защищает компании в зоне .ru от захвата доменов


Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ вынес важное постановление по иску ЗАО "Лад-М". Авторские права компаний на фирменное название в доменных именах признаны приоритетными. Таким образом, международные практика противодействия недобросовестной регистрации доменных имен (киберсквоттинга) фактически распространяется на российскую зону .ru.

Президиум ВАС признал действия Ерванда Саркисянца по администрированию доменных имен "lad-m.ru" и "ladm.ru" нарушением прав ЗАО "Лад-М" на фирменное наименование. Судьи запретили ответчику использовать доменные имена, похожие на зарегистрированные товарные знаки "Лад-М" и "ЛадМ".

Напомним, до этого арбитражные суды трех инстанций в Москве иск ЗАО "Лад-М" отклонили, сославшись на подпункт 3 пункта 9 статьи 1483 Гражданского кодекса РФ. Суд первой инстанции решил, что доменные имена были зарегистрированы раньше, чем товарные знаки. Однако, передавая дело в Президиум, суд посчитал, что права на уже существующий товарный знак стоят выше прав владельца доменного имени.

Можно предположить, что при принятии решения судьи руководствовались законом, согласно которому фирменное наименование юридического лица возникает с момента его регистрации и охраняется независимо от того, является ли оно частью товарного знака. Таким образом, дата создания компании становится приоритетной по отношению к дате регистрации товарных знаков. ЗАО "Лад-М" была создана в 1996 году, спорные же доменные имена были зарегистрированы в апреле 2004 года и мае 2006 года.

Это дело о доменных именах в зоне .ru стало первым, дошедшим до президиума ВАС после вступления в силу четвертой части Гражданского кодекса об интеллектуальной собственности. Несмотря на то, что в этот кодекс так и не были включены положения о доменных именах, по-видимому, нынешнее решение суда стоит рассматривать как прецедентное.

Зарубежная помощь

Аналогичное постановление той же инстанцией было вынесено год назад в отношении международной зоны .com. 11 ноября 2008 года президиум ВАС постановил, что российскими судами должна учитываться международная практика разрешения споров в сфере Интернета, сформированная Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), участницей которой наша страна является.

Основываясь на таком постановлении, президиум ВАС решил в пользу японской компании Denso Corporation спор о доменном имени denso.com. Этот домен был зарегистрирован в 1996 году одним из крупнейших мировых производителей автокомплектующих. В 2000 году срок регистрации истек, и вскоре освободившееся доменное имя зарегистрировало на себя российское ООО "ДенСо".

В 2003 году центр посредничества и арбитража ВОИС признал, что ООО "Денсо" действовало недобросовестно. Президиум ВАС согласился учесть решение ВОИС, что стало самым главным достижением первого в России процесса о доменном имени в зоне .com. Фактически суд признал действующим по данной категории дел не только на нормы российского законодательства, но международные принципы, разработанных Интернет-корпорацией по распределению имен и нумерации.

Меандры российской практики

Киберсквоттеры регистрируют доменные имена, созвучные или совпадающие по написанию с названиями известных компаний или товарных знаков, с целью последующей перепродажи домена владельцу товарного знака или размещения на сайте рекламы. Кроме того, как показывает пример последнего дела, киберсквоттинг можно использовать для недобросовестной конкуренции. Так, например, Саркисянц рекламировал на спорных сайтах ООО "Лад-М", учрежденное им в сентябре 2006 года.

Судебная практика по деятельности киберсквоттеров формируется в России почти десять лет. До сего дня в ней сложно было заметить какую-либо определенность: суды постоянно принимали противоречивые решения, даже по одному и тому же делу. В этих условиях решение споров о доменных именах в России чаще всего проходило в досудебном порядке. Цена сайта с собственным именем для владельцев товарных знаков составляла в среднем 1,5-10 тысяч долларов.

Однако нынешнее постановление президиума ВАС опирается на ряд предыдущих аналогичных по сути решений российских судов.

В начале десятилетия российские суды приняли сразу несколько важных решений по искам зарубежных компаний к нашим киберсквоттерам.
Так летом 2000 года Арбитражный суд Москвы (АСГМ) бесплатно отдал домен quelle.ru немецкой компании, на основании доказательств, что российский ответчик зарегистрировал его для последующей перепродажи.

Весной 2001 года АСГМ запретил бизнесмену Александру Грундула использовать доменное имя kodak.ru на основании его "сходства до степени смешения" с товарным знаком Kodak. Кстати, в принятии этого решения принял участие президиум ВАС, направивший его на новое рассмотрение, после того как иск Kodak был отклонен.

А в декабре 2002 года при участии Кунцевского райсуда Москвы заключили мировое соглашение модельер Джанфранко Ферре и Владимир Ефимов, зарегистрировавший домены gianfrancoferre.ru, ferrejeans.ru и ferresport.ru. Итальянец отказался от претензий, а россиянин обязался не использовать его имя как товарный знак.

Ближе к концу десятилетия сфера интересов российских киберсквоттеров, судя по составу рассматривавшихся в судах дел, сместилась в сторону внутренних производителей. Однако результат, как их деятельности, так и судебных процессов, по большей части, остался прежним.
Например, в январе прошлого года в Саратове Двенадцатый арбитражный апелляционный суд постановил запретить Николаю Попкову пользоваться доменом kamaz.ru, который он зарегистрировал на свое имя в 1999 году. Автопроизводителю долгое время не удавалось добиться возврата домена из-за отсутствия законодательных норм.

А весной уже этого года другой российский автогигант – "АвтоВАЗ" – получил домен avtovaz.ru, хотя он был зарегистрирован бывшим владельцем раньше, чем компания зарегистрировала соответствующий товарный знак.

Суд счел, что между товарным знаком "АвтоВАЗ" и доменным именем avtovaz.ru есть необходимое сходство, так как "особенности доменного имени не предполагают наличие графического сходства обозначений, но при наличии звукового и смыслового сходства". А приоритет товарного знака "АвтоВАЗ" возник ранее регистрации доменного имени ответчика. Таким образом, для получения латинского домена оказалось достаточно русскоязычного товарного знака со сходным звучанием.

Угроза "Интернет-рейдерства"

Постановление президиума ВАС может оказать решающее воздействие на процесс формирования судебной практики в России по делам о доменных именах. Надо полагать, права компаний на фирменные наименования и товарные знаки будет признана приоритетными, что существенно усилит их позиции в спорах с администраторами доменных имен.

Важность этого решения для сферы дел о недобросовестной конкуренции и злоупотребления правом не вызывает сомнений. Наметившаяся интеграция с международным правом позволит в дальнейшем избежать внутренних противоречий и несогласованности действий разных инстанций.

Однако же нынешнее постановление президиума ВАС может привести и к негативным последствиям. Добросовестные администраторы "красивых" доменов могут оказаться беззащитными перед компаниями, не гнушающимися "Интернет-рейдерства". Чтобы овладеть желанным доменным именем, компании достаточно будет зарегистрировать товарный знак, сходный с желанным доменным именем.

Во избежание такого обратного эффекта, нынешнее решение суда не должно стать автоматическим руководством к действию. Каждое дело должно рассматриваться отдельно, а прецедент, созданный постановлением президиума ВАС, на наш взгляд, должен быть прописан в комментариях к соответствующему закону.




/РИА Новости, 08.12.09/