Российская экономика в инновационных лабиринтах

Московский Президент-отель стал очередной площадкой для серьёзного разговора о выборе дальнейших путей экономического развития России. Именно там прошла международная конференция, подготовленная Комитетом Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, а также Институтом экономики и управления в промышленности, "Интеграция науки, образования, бизнеса и промышленности: инновационный и инвестиционный аспекты".

Председатель Комитета Совета Федерации Виктор Шудегов в своем докладе заметил, что за 10-15 лет объем мировых рынков высокотехнологичной продукции и услуг может вырасти с 2 до 10 трлн. долларов и в 10 раз превысить емкость топливно-энергетического рынка. По его словам, структурная перестройка экономики в пользу наукоемких секторов позволяет достаточно быстро повысить темпы роста и долю страны в мировой торговле. При этом особое значение интеллектуальной составляющей экономики привело бы к перемещению науки и инноваций в центр внутренней и внешней государственной политики экономически развитых стран, к опережающему развитию среды "генерации знаний".

По мнению сенатора, перспективным для развития бизнеса и промышленности в Российской Федерации является обеспечение конкурентоспособности сектора исследований и разработок на ограниченном числе приоритетных направлений, создание эффективной инновационной инфраструктуры, стимулирование технологической модернизации отраслей экономики с использованием механизма "технологических коридоров" в ограниченном числе секторов, для чего необходимо обеспечить создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении участников инновационной деятельности, формирование инфраструктуры инновационной системы.
Виктор Шудегов заметил, что недопустимо затягивание процесса создания системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в Российской Федерации. Во всяком случае, по его мнению, если Россия сегодня не переориентируется на инновационный путь развития, то нам придется всерьез платить за свое отставание.

Сегодня экономически развитые страны переориентируют внутреннюю экономическую и особенно внешнюю политику для обеспечения лидерства на рынках.
В "Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу", утвержденных Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, переход к инновационному развитию страны определен как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий, одним из важнейших ее направлений является формирование и развитие национальной инновационной системы.

По мнению выступающих, создание в ряде регионов особых экономических зон ускорит интеграцию России в мировую экономику, а также позволит перераспределить мировые потоки товаров и капиталов в интересах России и иностранных участников зон.
Существенный потенциал развития интеграции науки, образования, бизнеса и промышленности в России, по мнению парламентариев, заложен в такой форме инновационной инфраструктуры, как наукограды. В результате комплексного развития таких городов в последние годы в них создан благоприятный инновационно-инвестиционный климат, сформированы необходимые условия для реализации крупных инновационных проектов.

Россия сегодня пока еще сохраняет потенциал развития по отдельным направлениям науки, технологий и техники (прежде всего это авиакосмические и биотехнологии, ядерная энергетика, лазерные технологии, энергетическое машиностроение). Россия имеет конкурентные преимущества в производстве ракет-носителей и может обеспечивать до трети запусков в мире искусственных спутников Земли. Есть перспективы в развитии нанотехнологий, информационно-телекоммуникационных технологий, водородной энергетики, новейших вооружений.

Вместе с тем, по словам главы Комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, российская доля высокотехнологичных производств в реальном секторе экономики и экспорта наукоемкой продукции невелика и пока не обеспечивает для России необходимой конкурентоспособности на мировых рынках и статус развитой мировой державы (только 8% роста российской экономики достигается за счет высокотехнологичных секторов (в экономически развитых странах - около 60%), а доля России в мировом наукоемком экспорте не превышает 0,5%).
В России спрос на технологические инновации со стороны отечественных предприятий в целом остается относительно низким и не соответствует условиям достижения устойчивого экономического роста (количество промышленных предприятий в России, использующих объекты интеллектуальной собственности, в настоящее время составляет менее 3%).

Не дает должного эффекта и комплекс мер по развитию системы региональных венчурных фондов, предусматривающий, в частности, предоставление на конкурсной основе субсидий на создание закрытых паевых инвестиционных фондов, учреждаемых с участием субъектов Российской Федерации. Сегодня нельзя признать эффективной деятельность Венчурного инновационного фонда (ВИФ) - "фонда фондов", созданного распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 года №362-р с целью формирования системы отраслевых и региональных венчурных фондов с долевым участием российского и зарубежного частного капитала для последующего инвестирования в высокотехнологичные отрасли экономики страны (через участие в уставном (складочном) капитале инновационных предприятий).

Также медленно идет формирование Инвестиционного фонда Российской Федерации. Долевое участие этого фонда в приоритетных национальных проектах должно как обеспечивать развитие социально значимых областей экономики (сельское хозяйство, образование, ЖКХ, здравоохранение), так и расширять возможности бизнеса в реализации крупных государственных инвестиционных программ и проектов.
Участники конференции отметили, что сегодня среди причин вышеперечисленного можно выделить следующие: прежде всего слабую инновационную активность предприятий, в том числе в отраслях высоких технологий, а также неразвитость части элементов инновационной инфраструктуры, результатом чего стали низкая эффективность механизмов трансферта знаний и новых технологий на внутренний и глобальный рынки, что приводит к низкому уровню капитализации интеллектуального потенциала, и, следовательно, недостаточная инвестиционная привлекательность научных организаций.
Недостаточное развитие экономических механизмов введения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот (особенно слабо идет освоение принадлежащей организациям государственного сектора науки интеллектуальной собственности, вводимой в хозяйственный оборот малыми инновационными предприятиями на основе лицензионного соглашения).

Впрочем, по словам участников конференции, было бы неправильно отмечать лишь негативные тенденции в этом вопросе, поскольку в настоящее время наметился ряд положительных тенденций. По крайней мере, сформировались некоторые элементы инфраструктуры национальной инновационной системы. В настоящее время функционирует более 60 инновационно-технологических центров и 40 технопарков, 30 центров трансфера технологий, два территориальных отраслевых высокотехнологичных кластера в области микро- и оптоэлектроники, в основном создана система государственных научных и научно-технических фондов, внебюджетных фондов НИОКР, формируется сеть региональных и отраслевых венчурных фондов (которых уже более 40).
Министерством образования и науки организовано финансирование тринадцати мега-проектов, реализуемых в рамках утвержденных Президентом Владимиром Путиным критических технологий федерального уровня. Шесть таких проектов на основе конкурсного отбора выполняются с 2003 года, три - с конца 2004 года и четыре - с 2005 года. Объем их планируемого финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 3 816 млн. руб., в том числе в 2005 г. - 1 102 млн. руб., за счет внебюджетного финансирования 5 097,8 млн. руб., в том числе в 2005 г. - 1 456,2 млн. руб. По некоторым проектам уже сейчас достигнуты существенные объемы продаж инновационной продукции самого высокого технологического уровня. В 2006 году предполагается обеспечить государственное участие еще в трех аналогичных проектах.
Одним из важнейших элементов инновационной системы России, по мнению участников конференции, стал Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, финансирование которого осуществляется за счет средств федерального бюджета (1,5 процента ассигнований, выделяемых на финансирование науки).

В завершении форума его участники выделили ряд направлений и необходимых мер по исправлению положения по интеграции науки, образования, бизнеса и промышленности в новую экономику страны.

Министерствам и ведомствам парламентарии рекомендовали улучшить структуру экспорта за счет роста в нем доли высокотехнологичной продукции (не менее 10%), а удельный вес высокотехнологичной продукции России на мировом рынке должен повыситься не менее чем на 0,5%.

Кроме того, был разработан ряд предложений по совершенствованию законодательства в этой области.

/"Парламентская газета", № 59 (1909), 18.04.06/