Наукоемкие технологии и венчурные предприятия


В конце 2002 г. Минэкономразвития и Миннауки представлена в Правительство концепция
развития в России венчурной индустрии. По своей сути концепция представляет собою механизм
вовлечения российского и зарубежного капитала в продвижение результатов научных
исследований и разработок в реальный сектор экономики. На первом этапе, рассчитанном на 5
лет, предусмотрена государственная поддержка развития венчурной индустрии путем
финансирования программы из бюджетов заинтересованных в этом министерств, ведомств и
бюджетов местных органов, а так же посредством формирования соответствующей
инфраструктуры, экономических и правовых механизмов, подготовки для венчурной индустрии
специализированных кадров. В качестве основного механизма привлечения частного капитала для
развития венчурной индустрии в этот период предусмотрено прямое государственное участие в
создании венчурных фондов, что должно существенно снизить степень риска для частных
инвесторов. В частности, в 2003-2004 годах предусмотрено создание 10 региональных и
отраслевых венчурных фондов с долей государственного финансирования. Предполагается, что в
течение ближайших 4-5 лет на базе таких государственных научных центров, как академические
и отраслевые институты, университеты, будут образованы агентства или специализированные
центры по трансферту технологий. Такие агентства (центры) должны стимулировать создание
ежегодно не менее 3-5 тысяч малых предприятий технологической направленности. Ставится
задача выведения посредством венчурной индустрии в ближайшие годы предприятий малого и
среднего бизнеса на биржевой рынок. Все это просто замечательно и весьма своевременно.
Однако сегодня это лишь намерение, а не саморазвивающаяся система. Ей таковой еще предстоит
стать. И для этого необходимо пройти огромный и трудный путь. Уже сегодня видны серьезные
препятствия на этом пути, которые явно недооценены по своим возможным последствиям. К
числу таких проблем можно отнести следующие:
— прежде всего, необходимо предусмотреть и осуществить меры, которые предотвратили бы
превращение замысла о создании высокотехнологичной венчурной индустрии в его прямую
противоположность — в разветвленную систему торгово-посреднических компаний под
вывеской "венчурное предприятие";
— опыт наиболее развитых стран однозначно показывает, что самым серьезным
импульсом к развитию венчурной индустрии служит обращение к ней пенсионных и
страховых фондов. И уж если и требуется государственная поддержка, то, прежде всего,
в "продвижении" именно этих источников капитала;
— сегодня оставлены "за скобками" вопросы, связанные с таможенным и налоговым
регулированием венчурной индустрии. Здесь, прежде всего, речь должна идти об уточнении
законодательства в части единого социального налога, о мерах, стимулирующих наращивание
оборотов высокотехнологичных компаний, защите интеллектуальной собственности и, возможно, о
некоторых преференциях, стимулирующих особо актуальные и наукоемкие направления
деятельности;
— необходимо сделать серьезные выводы не только из положительного опыта функционирования
венчурной индустрии в развитых странах, по и из отрицательного. В частности, необходимы
заблаговременные меры по формированию иммунитета к широко распространенной
"псевдовенчурной" деятельности — масштабной системе "выкачивания" огромных средств как из
государственных, так и из частных источников под различного рода абсурдные или авантюрные
проекты, которые заканчиваются ничем. На такой "деятельности" в мире специализируется
огромная масса людей. Их питательная среда — чиновники различного масштаба. Немалое число
примеров такой "деятельности" стало характерным, к сожалению, и для нашей действительности.
Эффективной мерой по предотвращению развития в таком направлении должна стать
обязательность серьезной научной экспертизы проектов, которые полностью или частично
финансируются из государственных источников. При этом в обязательном порядке должна
фиксироваться персональная ответственность каждого из экспертов. Венчурная индустрия в
сочетании с научным потенциалом содержит в себе гигантский потенциал развития. Похоже, что
мы пока еще не в полной мере смогли осмыслить его. Сейчас, когда в силу различных причин и
обстоятельств, происходит огромная трансформация всей научно-производственной
инфраструктуры страны, имеются уникальные возможности для трансферта знаний в реальную
экономику.
Это как раз тот случай, о котором уместно сказать: "Сейчас или никогда!". Сейчас, поскольку
завтра устаревшие знания никому не будут нужны. Сейчас, поскольку в стране сформировался
спрос на высокотехнологичную продукцию. Сейчас, поскольку отечественный бизнес стал не
только заявлять о готовности вкладывать средства в будущее, но и реально это делать. Тому есть
множество примеров как среди государственных, так и среди коммерческих предприятий. Есть
примеры образования весьма солидных стартовых условий для этого.
Например, Акционерная финансовая корпорация "Система" для осуществления первоочередных
проектов учрежденной ею дочерней компанией "Система-Венчур" образовала венчурный фонд,
превышающий два миллиона долларов США. Вне всяких сомнений, это будет высокодоходная
компания.
Редакция ИЭР, по материалам статьи Н.В. Михайлова «Миссия науки и расширенное
воспроизводство».
О нормативной правовой базе в инновационной сфере
В настоящее время вопросы правового регулирования инновационной деятельности
затронуты, а точнее, упомянуты:
- в федеральных законах: "О государственной поддержке малого предпринимательства в Рос-
сийской Федерации" (от 14.06. 1995 №88-ФЗ, п.2.ст.7), "О науке и государственной научно-
технической политике" (от 23.08.1996 № 127-ФЗ, ст.ст. 11, 12), "О статусе наукограда
Российской Федерации" (от 07.04.1999 № 70-ФЗ, ст.ст. 1, 3, 7, 10), "Об охране окружающей
среды" (от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ст. 14);
- в Бюджетном кодексе Российской Федерации (от 31.07.1998 № 145-ФЗ, ст. 67); в Части
первой Налогового кодекса Российской Федерации (от 31.07.1998 № 146-ФЗ, ст. 67).
На этом список федеральных законов, содержащих нормативную правовую базу инновационной
деятельности, исчерпывается. Из указанного перечисления — не актов, а отдельных норм —
трудно сделать вывод даже о наличии соответствующего правового института. Можно ли при этом
говорить "о совершенствовании нормативной правовой базы в инновационной сфере"?
Представляется необходимым указать для начата хотя бы некоторые меры, которые могли бы
быть направлены на создание нормативной правовой базы регулирования отношений,
возникающих в процессе инновационной деятельности или связанных с ней:
Необходимо дать законодательное определение понятий "инноваций", "инновационной деятель-
ности" и других необходимых часто употребляемых в нормативных документах инновационных
терминов. Это можно сделать путем внесения дополнений либо в один из федеральных законов "О
науке и государственной научно-технической политике" или "О статусе наукограда Российской
Федерации", либо в Бюджетный или Налоговый кодексы. Это касается, в том числе, и широко
используемых (в частности, в Основных направлениях государственной инвестиционной
политики Российской Федерации в сфере науки и технологий) терминов "фундаментальные
исследования", "поисковые НИР", "прикладные НИОКР", "наукоемкая продукция",
"конкурентоспособная продукция". Следовало бы перенести (добавить) в Федеральный закон
"О науке и государственной научно- технической политике" дополнительно определения
целей государственной политики в области раз вития науки и технологий, данные в пункте 7
и подпункте 1 пункта.
Для стимулирования инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации,
содействия интеграции их научного потенциала на приоритетных направлениях развития
науки, технологий и тех ники, развития муниципальных образований с высоким научно-
техническим потенциалом, имеющих статус наукоградов, а также адми нистративно-
территориальных образований, для которых характерно интенсивное научно-техническое и
инновационное развитие (подпункт 10 пункта 17 Основ) следует предусмотреть в
Федеральном законе "О статусе наукограда Российской Федерации" возможность создания
особых научно-технологических зон, которые обладали бы режимом свободных экономических
зон. В целях создания благоприятного климата для развития инновационной деятельности,
вовлечения технологических разработок в производственный процесс, привлечения частных
инвестиций в высокотехнологичный сектор экономики (подпункт 15 пункта 17 Основ)
нужно, наконец, расширить перечень страховых рисков с включением в него технических и
других ри сков, связанных с реализацией инновационных проектов. Для снижения рисков
инвесторов необходимо предусмотреть участие государства в венчурных фондах и
соответствующие государственные гарантии.
В связи с этим в целях законодательного обеспечения формирования национальной
инновационной системы представляется необходимым разработать специальный федеральный
закон, в котором возможно и необходимо:
предусмотреть дополнительное регулирование отношений участников инновационного
процеcca, включая организацито взаимодействия государственных научных организаций и
государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями в целях
продвижепия новых технологий в производство, повышения квалификации производственного
персонала; изложить принципы действенной экономической политики в отношении
участников инновацион ного процесса;
предусмотреть стимулирование внебюджетного финансирования, а также создания институцио
нальных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие
проекты; предусмотреть правовые механизмы создания и развития инновационно-
технологических центров, технопарков и других объектов инновационной инфраструктуры,
сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной
деятельности, а также мехнизмы содействия созданию и развитию в научно-технической
сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной
собственности и научно-технических услуг.
В целях формирования системы непрерывной подготовки кадров высшей квалификации в области
инновационного предпринимательства, обеспечение условий для их ротации в научной, научно-
технической и инновационной сферах целесообразно внесенние соответствующих дополнений в
Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также в
федеральную программу развития образования.
Мартюшов Юрий Семенович юрист, советник Российской Федерации 1 класса