В конце 2002 г. Минэкономразвития и Миннауки представлена в Правительство концепция развития в России венчурной индустрии. По своей сути концепция представляет собою механизм вовлечения российского и зарубежного капитала в продвижение результатов научных исследований и разработок в реальный сектор экономики. На первом этапе, рассчитанном на 5 лет, предусмотрена государственная поддержка развития венчурной индустрии путем финансирования программы из бюджетов заинтересованных в этом министерств, ведомств и бюджетов местных органов, а так же посредством формирования соответствующей инфраструктуры, экономических и правовых механизмов, подготовки для венчурной индустрии специализированных кадров. В качестве основного механизма привлечения частного капитала для развития венчурной индустрии в этот период предусмотрено прямое государственное участие в создании венчурных фондов, что должно существенно снизить степень риска для частных инвесторов. В частности, в 2003-2004 годах предусмотрено создание 10 региональных и отраслевых венчурных фондов с долей государственного финансирования. Предполагается, что в течение ближайших 4-5 лет на базе таких государственных научных центров, как академические и отраслевые институты, университеты, будут образованы агентства или специализированные центры по трансферту технологий. Такие агентства (центры) должны стимулировать создание ежегодно не менее 3-5 тысяч малых предприятий технологической направленности. Ставится задача выведения посредством венчурной индустрии в ближайшие годы предприятий малого и среднего бизнеса на биржевой рынок. Все это просто замечательно и весьма своевременно. Однако сегодня это лишь намерение, а не саморазвивающаяся система. Ей таковой еще предстоит стать. И для этого необходимо пройти огромный и трудный путь. Уже сегодня видны серьезные препятствия на этом пути, которые явно недооценены по своим возможным последствиям. К числу таких проблем можно отнести следующие: — прежде всего, необходимо предусмотреть и осуществить меры, которые предотвратили бы превращение замысла о создании высокотехнологичной венчурной индустрии в его прямую противоположность — в разветвленную систему торгово-посреднических компаний под вывеской "венчурное предприятие"; — опыт наиболее развитых стран однозначно показывает, что самым серьезным импульсом к развитию венчурной индустрии служит обращение к ней пенсионных и страховых фондов. И уж если и требуется государственная поддержка, то, прежде всего, в "продвижении" именно этих источников капитала; — сегодня оставлены "за скобками" вопросы, связанные с таможенным и налоговым регулированием венчурной индустрии. Здесь, прежде всего, речь должна идти об уточнении законодательства в части единого социального налога, о мерах, стимулирующих наращивание оборотов высокотехнологичных компаний, защите интеллектуальной собственности и, возможно, о некоторых преференциях, стимулирующих особо актуальные и наукоемкие направления деятельности; — необходимо сделать серьезные выводы не только из положительного опыта функционирования венчурной индустрии в развитых странах, по и из отрицательного. В частности, необходимы заблаговременные меры по формированию иммунитета к широко распространенной "псевдовенчурной" деятельности — масштабной системе "выкачивания" огромных средств как из государственных, так и из частных источников под различного рода абсурдные или авантюрные проекты, которые заканчиваются ничем. На такой "деятельности" в мире специализируется огромная масса людей. Их питательная среда — чиновники различного масштаба. Немалое число примеров такой "деятельности" стало характерным, к сожалению, и для нашей действительности. Эффективной мерой по предотвращению развития в таком направлении должна стать обязательность серьезной научной экспертизы проектов, которые полностью или частично финансируются из государственных источников. При этом в обязательном порядке должна фиксироваться персональная ответственность каждого из экспертов. Венчурная индустрия в сочетании с научным потенциалом содержит в себе гигантский потенциал развития. Похоже, что мы пока еще не в полной мере смогли осмыслить его. Сейчас, когда в силу различных причин и обстоятельств, происходит огромная трансформация всей научно-производственной инфраструктуры страны, имеются уникальные возможности для трансферта знаний в реальную экономику. Это как раз тот случай, о котором уместно сказать: "Сейчас или никогда!". Сейчас, поскольку завтра устаревшие знания никому не будут нужны. Сейчас, поскольку в стране сформировался спрос на высокотехнологичную продукцию. Сейчас, поскольку отечественный бизнес стал не только заявлять о готовности вкладывать средства в будущее, но и реально это делать. Тому есть множество примеров как среди государственных, так и среди коммерческих предприятий. Есть примеры образования весьма солидных стартовых условий для этого. Например, Акционерная финансовая корпорация "Система" для осуществления первоочередных проектов учрежденной ею дочерней компанией "Система-Венчур" образовала венчурный фонд, превышающий два миллиона долларов США. Вне всяких сомнений, это будет высокодоходная компания. Редакция ИЭР, по материалам статьи Н.В. Михайлова «Миссия науки и расширенное воспроизводство». О нормативной правовой базе в инновационной сфере В настоящее время вопросы правового регулирования инновационной деятельности затронуты, а точнее, упомянуты: - в федеральных законах: "О государственной поддержке малого предпринимательства в Рос- сийской Федерации" (от 14.06. 1995 №88-ФЗ, п.2.ст.7), "О науке и государственной научно- технической политике" (от 23.08.1996 № 127-ФЗ, ст.ст. 11, 12), "О статусе наукограда Российской Федерации" (от 07.04.1999 № 70-ФЗ, ст.ст. 1, 3, 7, 10), "Об охране окружающей среды" (от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ст. 14); - в Бюджетном кодексе Российской Федерации (от 31.07.1998 № 145-ФЗ, ст. 67); в Части первой Налогового кодекса Российской Федерации (от 31.07.1998 № 146-ФЗ, ст. 67). На этом список федеральных законов, содержащих нормативную правовую базу инновационной деятельности, исчерпывается. Из указанного перечисления — не актов, а отдельных норм — трудно сделать вывод даже о наличии соответствующего правового института. Можно ли при этом говорить "о совершенствовании нормативной правовой базы в инновационной сфере"? Представляется необходимым указать для начата хотя бы некоторые меры, которые могли бы быть направлены на создание нормативной правовой базы регулирования отношений, возникающих в процессе инновационной деятельности или связанных с ней: Необходимо дать законодательное определение понятий "инноваций", "инновационной деятель- ности" и других необходимых часто употребляемых в нормативных документах инновационных терминов. Это можно сделать путем внесения дополнений либо в один из федеральных законов "О науке и государственной научно-технической политике" или "О статусе наукограда Российской Федерации", либо в Бюджетный или Налоговый кодексы. Это касается, в том числе, и широко используемых (в частности, в Основных направлениях государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий) терминов "фундаментальные исследования", "поисковые НИР", "прикладные НИОКР", "наукоемкая продукция", "конкурентоспособная продукция". Следовало бы перенести (добавить) в Федеральный закон "О науке и государственной научно- технической политике" дополнительно определения целей государственной политики в области раз вития науки и технологий, данные в пункте 7 и подпункте 1 пункта. Для стимулирования инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации, содействия интеграции их научного потенциала на приоритетных направлениях развития науки, технологий и тех ники, развития муниципальных образований с высоким научно- техническим потенциалом, имеющих статус наукоградов, а также адми нистративно- территориальных образований, для которых характерно интенсивное научно-техническое и инновационное развитие (подпункт 10 пункта 17 Основ) следует предусмотреть в Федеральном законе "О статусе наукограда Российской Федерации" возможность создания особых научно-технологических зон, которые обладали бы режимом свободных экономических зон. В целях создания благоприятного климата для развития инновационной деятельности, вовлечения технологических разработок в производственный процесс, привлечения частных инвестиций в высокотехнологичный сектор экономики (подпункт 15 пункта 17 Основ) нужно, наконец, расширить перечень страховых рисков с включением в него технических и других ри сков, связанных с реализацией инновационных проектов. Для снижения рисков инвесторов необходимо предусмотреть участие государства в венчурных фондах и соответствующие государственные гарантии. В связи с этим в целях законодательного обеспечения формирования национальной инновационной системы представляется необходимым разработать специальный федеральный закон, в котором возможно и необходимо: предусмотреть дополнительное регулирование отношений участников инновационного процеcca, включая организацито взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями в целях продвижепия новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала; изложить принципы действенной экономической политики в отношении участников инновацион ного процесса; предусмотреть стимулирование внебюджетного финансирования, а также создания институцио нальных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты; предусмотреть правовые механизмы создания и развития инновационно- технологических центров, технопарков и других объектов инновационной инфраструктуры, сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, а также мехнизмы содействия созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг. В целях формирования системы непрерывной подготовки кадров высшей квалификации в области инновационного предпринимательства, обеспечение условий для их ротации в научной, научно- технической и инновационной сферах целесообразно внесенние соответствующих дополнений в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также в федеральную программу развития образования. Мартюшов Юрий Семенович юрист, советник Российской Федерации 1 класса |