Малые инновационные предприятия, как, впрочем, и весь реальный сектор экономики России, испытывают значительный недостаток инвестиций и заемного капитала. Далеко не последней причиной этому является неразвитость "нетрадиционных" для постперестроечной России рыночных механизмов и инструментов инвестирования. Одним из них является венчурное инвестирование. Как известно, инвестиции венчурного капитала сопряжены с длительными сроками вложений, относительно высоким коммерческим риском и, соответственно, потенциально более высокими доходами. Исходя из мировой практики, эти средства должны вкладываться в основном в уставный капитал вновь созданных малых и средних предприятий, ориентированных, как правило, на создание новых технологий или наукоемких продуктов. Так, например, за рубежом большинство ведущих компаний в области компьютерных техники и технологий, таких как Microsoft, Intel, Apple Computers, Sun Microsystems, на этапе их возникновения были профинансированы именно венчурными фондами. Особенности функционирования венчурного капитала и его направленность преимущественно на наукоемкие инновационные проекты не могли ни вызвать интереса у Министерства науки и технологий Российской Федерации: тем более в условиях недостатка бюджетного финансирования научно - технической сферы и необходимости развития внебюджетных источников инвестиций в инновации. Следует отметить, что для развития венчурного бизнеса в России в настоящее время сложились не самые благоприятные условия. Основными причинами этому являются, во - первых, стагнация на отечественном фондовом рынке, который составляет важнейшую компоненту обращения венчурного капитала, т. к. доход венчурного инвестора возникает при продаже возросшего в цене пакета акций инновационного предприятия после его успешной "раскрутки". Во - вторых, недостаток отечественных инвестиционных ресурсов и, как следствие, трудности с формированием российского венчурного бизнеса. В настоящее время на территории Российской Федерации насчитывается около 40 венчурных фондов. Однако реально функционирует только 15, основу капитала которых составляют иностранные инвестиции и, прежде всего, средства Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), специализирующегося на такого рода финансовых операциях. К слову сказать, высокие риски при вложениях иностранного капитала в нашу экономику не могли не сказаться на деятельности действующих венчурных фондов. Классические для экономически развитых стран каноны отбора предприятий под инвестиционное участие в России практически не действуют. Одним из основных требований к отечественному венчурному предприятию - реципиенту является, например, наличие у последнего годового оборота в размере не менее 1 млн. долларов. По российским меркам это оборот уже состоявшегося, крупного предприятия, а отнюдь не начинающей инновационной фирмы. Кроме того, если на Западе венчурный капитал в основном размещается, как уже отмечалось, в наукоемких высокотехнологичных отраслях, то в России объектами инвестирования являются самые различные сектора экономики. Так, в 1998 - 99 годах основными проектами венчурных фондов стали: участие в организации производства ныне популярной минеральной воды "Святой источник" (установка фильтров очистки, обеспечение таро - упаковкой); развитие лесотехнического комплекса в Архангельской области (строительство и организация работы лесопилок, котельных и т. д.); строительство современной климатической установки (теплицы) в Архангельской области и т. д. И только проект по развитию системы спутникового и кабельного телевидения в г. Северодвинске - аналог "Космос - TV" - с известной долей условности можно назвать высокотехнологичным. Следующей причиной, препятствующей развитию венчурного бизнеса в России, является низкая информационная прозрачность российского рынка интеллектуальной собственности, что приводит к значительным трудностям с поиском предприятий - реципиентов и инновационных проектов под венчурные инвестиции. И наконец, самая важная проблема - практически полное отсутствие законодательной базы, регулирующей деятельность венчурного капиталиста в России: до самого последнего времени в действующем законодательстве отсутствовало даже само понятие "венчурное инвестирование". Следствием этого является, например, то, что предынвестиционный период при вложениях венчурного капитала составляет около полутора лет. При этом на выбор объекта инвестиций, оценку различного рода инвестиционных рисков и переговоры с инициаторами инновационного проекта - владельцами или руководством предприятия - приходится только 3 - 4 месяца. Остальное время занимает регистрация инвестиций в Центральном банке (открытие счетов типа "И" и "Т"), регистрация проспекта эмиссии в Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ) и различные согласования с Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, налоговой инспекцией и т. д. Как следствие: нередки случаи отказа венчурного фонда, части его участников и даже предприятия-реципиента от продолжения сотрудничества по причине затягивания государственными органами регистрационных процедур. Относительно усложненная процедура допуска на российский рынок иностранного венчурного капитала (как, впрочем, и иностранных инвестиций вообще) - коль скоро большинство ныне действующих в России венчурных фондов сформировано за счет капитала иностранных инвесторов - является очень важной проблемой, требующей скорейшего решения. Ведь совокупный капитал действующих венчурных фондов составляет около 1,5 млрд. долларов, что превышает весь Бюджет развития России на 2000 год. При этом на сегодняшний день размещена только четверть активов. Исходя из понимания необходимости решения этих и других проблем Министерством науки и технологий Российской Федерации была разработана программа развития венчурного инвестирования в России, нашедшая свое отражение в решениях Правительственной комиссии по научно - инновационной политике. На очередном ее заседании 27 декабря 1999 года были одобрены Основные направления развития внебюджетного финансирования высоко рисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно - технической сфере на 2000 - 2005 годы. Согласно указанному документу политика Правительства Российской Федерации по развитию системы венчурного инвестирования будет осуществляться по нормативному, организационному и экономическому направлениям. Нормативное направление включает прежде всего принятие правовых актов, обеспечивающих эффективное функционирование системы венчурного инвестирования в научно - технической сфере; обеспечение мер государственной поддержки системы венчурного инвестирования; развитие вторичного рынка ценных бумаг венчурных предприятий. Организационное направление предполагает создание федеральных, региональных и отраслевых венчурных инвестиционных институтов (фондов), а также других элементов системы венчурного инвестирования. Для организации сети венчурных фондов, непосредственно вкладывающих средства в российские венчурные предприятия, с участием Миннауки России будет учрежден федеральный Венчурный инновационный фонд. Для обеспечения координационных функций создается межведомственный Совет, обеспечивающий выработку решений и подготовку предложений для органов государственной власти по созданию условий и механизмов, необходимых для привлечения российских и иностранных инвестиций в научно - техническую сферу. В рамках многоуровневой системы подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере предусматривается организовать подготовку кадров для венчурного предпринимательства. Экономическое направление развития системы венчурного инвестирования реализуется, прежде всего, через финансовое участие Российской Федерации в создании указанного выше Венчурного инновационного фонда путем внесения в него имущественного взноса из средств Российского фонда технологического развития Миннауки России (РФТР) в размере 100 млн. рублей, что определено Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 года N 362 - р. Эти средства используются на начальном этапе деятельности фонда, который в дальнейшем будет осуществлять инвестиции за счет привлеченных внебюджетных средств. В целях реализации указанных основных направлений разработан и направлен в правительство соответствующий план мероприятий. В связи с тем, что система венчурного инвестирования в научно - технической сфере России еще не сформирована, этот план будет утверждаться ежегодно исходя из текущего экономического состояния страны. В состав мероприятий, которые необходимо осуществить в 2000 году, в частности, войдут: регистрация и организация работы Венчурного инновационного фонда, создаваемого в г. Санкт - Петербург; разработка организационно-методической базы для создания региональных и отраслевых венчурных фондов; проведение мероприятий по организации биржевой торговли ценными бумагами венчурных предприятий на Московской центральной фондовой бирже; формирование реестра инновационных проектов, осуществляемых с инвестиционным участием венчурного капитала и др. Как уже отмечалось, целью создания Венчурного инновационного фонда является финансовое участие в формировании сети венчурных фондов в регионах России. Другими источниками наполнения уставных капиталов таких фондов должны стать средства как российских, так и зарубежных инвесторов: уже сейчас достигнуты соответствующие договоренности с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), руководством SITRA Management, Ltd., Международной финансовой корпорацией и Комиссией Европейского Союза. В Правительство Российской Федерации на сегодняшний день поступили обращения губернатора Саратовской области Д. Ф. Аяцкова, Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева, губернатора Новгородской области М. М. Прусака, вице - губернатора Самарской области Ю. М. Логойдо, губернатора Нижегородской области И. П. Склярова о создании в этих регионах местных венчурных фондов. В целях организации системы венчурного инвестирования Миннауки России заключило соответствующие соглашения и организовало работу в данном направлении с Министерством по налогам и сборам, Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерством экономики Российской Федерации. ПРИЛОЖЕНИЕ. Венчурные фонды в РФ. На встрече министров государств «Большой восьмерки» в Токио в апреле 1993 г. было принято решение о выделении России $300 млн. на развитие венчурного инвестирования в национальные компании. Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР), выполняя поручение мирового сообщества, организовал 11 региональных венчурных фондов. Возникновению и развитию венчурного инвестирования в нашей стране посвящен этот материал. «Мы обязались предоставить средства, - говорилось в итоговом меморандуме, посвященному дальнейшим планам в отношении поддержки реформ в России, - для создания $300–миллионного Фонда малых и средних предприятий в тесном сотрудничестве с ЕБРР. Мы осознаем важность улучшения доступа к рынку для развития экономических реформ в России …». Это было записано на упомянутой встрече министров государств. На итоговой пресс-конференции, проведенной после встречи министров государств «Большой восьмерки» в Токио (июль 1993 г.), тогдашний президент России Б. Н. Ельцин в свойственной ему лапидарной манере так выразил свое отношение к инициативе руководителей стран Запада: «Этот (финансовый – П. Г.) пакет должен быть оплачен к концу текущего или началу 1994 г. Правда, это всего $300 млн. Конечно, недостаточно, но со временем будет больше». Выполняя принятое на токийском саммите решение об освоении
выделенных $300 млн., ЕБРР запустил программу региональных венчурных фондов.
Через год после завершения саммита, 7 июля 1994 г., этот банк объявил о
создании первого из одиннадцати региональных венчурных фондов, которым стал
Смоленский региональный венчурный фонд, управляемый компанией Siparex Gestion
et Finance (SIGEFI). Цель создания этого и последующих фондов определялась как
«оказание содействия укреплению приватизированных компаний посредством прямых
инвестиций в акционерный капитал». В период с июля 1994 г. по август 1995 г. было
сформировано еще 6 аналогичных региональных венчурных фондов. 15 августа 1995
г. было объявлено о создании Северо-западного Регионального венчурного фонда,
управляемого консорциумом, образованным скандинавскими компаниями -
Euroventures Management AB (частной шведской венчурной фирмой), Den Norske Bank
(Норвегия), FINNFUND (финской финансовой корпорацией), SITRA (одним из
крупнейших финских венчурных фондов), Sitrans (российско-финским консалтинговым
совместным предприятием, специализирующимся на оказании консалтинговых услуг и
передаче технологий) и SND (норвежским промышленным и региональным фондом
развития). В декабре этого же, 1995 г., был сформирован Западно-российский
Региональный венчурный фонд, управлявшийся консорциумом итальянских фирм -
Sofipa Spa и Iritech Spa. Последним, одиннадцатым по счету фондом в этой плеяде
стал РВФ Rabo Black Earth, ориентирующийся на территорию российского
Черноземья, и управлявшийся консорциумом голландских компаний во главе с
Rabobank International, Каждый региональный венчурный фонд (РВФ) обслуживал отведенную ему географическую территорию России, каждый располагал капиталом в размере около $30 млн., к которому дополнительно присовокуплялись $20 млн. средств технической помощи, предназначенных для покрытия затрат, связанных с функционированием управляющих компаний и подготовкой отобранных отечественных фирм к получению инвестиций. Эти дополнительные средства выделялись правительством той страны, откуда происходила управляющая компания или консорциум, составленный из компаний того или иного региона. Каждый фонд должен был совершать инвестиции в размере от ECU 240000 до ECU 2,4 млн. в компании, с числом работающих от 200 до 5000 человек, которые были приватизированы в соответствие с программой массовой приватизации, проводимой правительством РФ. Региональные венчурные фонды ЕБРР по состоянию на декабрь 2001 г.
Вслед за ЕБРР другим крупным игроком на нарождающемся
российском рынке венчурных и прямых частных инвестиций стала Международная
финансовая корпорация (International Finance Corporation – IFC) –
инвестиционное подразделение Мирового банка, специализирующееся на работе с
новыми рынками развивающихся стран. В том же апреле 1993 г. IFC приняла решение
о выделении $8 млн. «Framlington Russian Investment Fund». Предполагалось, что
общий объем фонда составит $50 млн. Помимо IFC другими инвесторами в этот фонд
должны были выступить ЕБРР и несколько европейских частных венчурных компаний.
Управлять этим фондом должна была базирующаяся в Лондоне дочерняя компания
финансовой группы Framlington Group PLC. С середины 90-х годов до 2001 г. IFC участвовала в
качестве инвестора еще в нескольких венчурных и фондах и фондах прямых частных
инвестиций в России. Участие Международной финансовой корпорации (IFC)
Американское правительство также решило не оставаться в стороне от благородного дела поддержки идущих реформ в стане бывшего противника. На одном из заседаний двусторонней российско-американской комиссии Гора-Черномырдина было принято политическое решение о создании новых инструментов рисковых инвестиций в предприятия РФ. На средства, выделенные Американским агентством по международному развитию (USAID), в 1994 г. были образованы два фонда – Российско-американский фонд предприятий (Russian American Enterprise Fund (RAEF) и Фонд для крупных предприятий (Fund for Large Enterprises in Russia (FLER). В апреле 1995 г. оба этих фонда слились в Американо-российский инвестиционных фонд (U.S. Russia Investment Fund ("TUSRIF"), объявленный капитал которого составлял $440 млн. Предполагалось, что новый фонд будет осуществлять венчурные инвестиции в российские предприятия с целью «поощрения инвестиционной активности в России». В тот период (1993-1996 гг.), когда крупные международные правительственные и финансовые структуры активно создавали венчурные и квази-венчурные фонды, ориентирующиеся на Россию, большинством людей, занятых в этой сфере, эта страна воспринималась через пелену романтики и эйфории одержанной победы в холодной войне. Казалось, что под обломками рухнувшего колосса сравнительно легко и просто будет отыскать спрятанные большевиками сокровища в виде уникальных технологий, засекреченных технических решений и незанятых рыночных ниш, которые быстро и без особенных хлопот обогатят первых пионеров, отважившихся высадиться на некогда закрытый, а теперь совершенно беспомощный берег истлевшей «Империи зла». Таким, во всяком случае, был лейтмотив меморандума о размещении Российского Технологического Фонда образца 1994 г., выпущенного в период сбора средств в этот фонд. Национальные
особенности Таким образом, венчурная индустрия в Россию была привнесена извне. Ее возникновение оказалось следствием не целерациональной частной инициативы, откликающейся на внутренние потребности развития местного предпринимательства и рынка, а результатом политико-административных решений, за которыми стояло стремление привить трансформирующейся экономике страны ростки рыночного хозяйства. Цель экспорта в нашу страну этого экзотического для нее финансового инструмента была сформулирована достаточно четко - оказание содействия приватизируемым предприятиям. Были определены размеры объектов потенциального финансирования (для фондов ЕБРР) и обозначена их основная характеристика (приватизируемые в ходе программы массовой приватизации предприятия). Вероятно, в ту пору никто особенно не задумывался о тонкостях различий между стадиями развития компаний и соответствующих им формах и способах финансирования. Планка венчурного финансирования была зафиксирована на заданной высоте, но это неизбежно должно было повлечь за собой перенос на российскую почву и особенностей управления фондами такого типа, и характер взаимодействия фондов и объектов их инвестиций, и стиль поведения управляющих компаний на нарождающемся российском рынке. До середины XX века из видов бизнеса, способных приносить сверхвысокие прибыли, были известны лишь торговля нефтью, оружием, наркотиками, содержание игорных домов и борделей. Вторая половина двадцатого столетия убедительно продемонстрировала, что возможен и еще один вид бизнеса, который, не уступая вышеназванным ни по прибыльности, ни по рискованности, направлен на поддержание научно-технического прогресса. Сегодня он повсеместно известен под именем - венчурное финансирование. В самом общем виде этот вид бизнеса заключается в выделении прямых инвестиций малым и средним компаниям, разрабатывающим и производящим преимущественно наукоемкую продукцию и услуги, базирующиеся на высоких технологиях. Изначальный смысл этого понятия был тесно связан со словом "венчур", которое, с одной стороны, означает - предприятие, а с другой - риск. Такая двойственная трактовка весьма символична, поскольку определенный объем средств вкладывается в новое еще никому не известное и ничем себя не зарекомендовавшее предприятие, что, естественно, является весьма рискованным шагом. В свою очередь для финансирования новой компании привлекается капитал не из государственного бюджета, а частный, принадлежащий какому-то конкретному предпринимателю, то есть являющийся предпринимательским (предпринимательский и в том смысле, что его предоставляет предприниматель, и в том, что им управляют предприниматели, и в том, что он инвестируется в высокотехнологические предприятия). Главная же цель венчурного финансирования сводится к тому, что денежные капиталы одних предпринимателей и интеллектуальные возможности других (оригинальные идеи или технологии) объединяются в реальном секторе экономики для того, чтобы в новой компании обоим предпринимателям принести прибыль. В самом сжатом виде, с учетом сложности и многогранности данного процесса, можно считать, что венчурное финансирование - это долгосрочные (5- 7 лет) высокорисковые инвестиции частного капитала в акционерный капитал вновь создаваемых малых высокотехнологичных перспективных компаний (или хорошо уже зарекомендовавших себя венчурных предприятий), ориентированных на разработку и производство наукоемких продуктов, для их развития и расширения, с целью получения прибыли от прироста стоимости вложенных средств. Особенности венчурного финансирования
Однако, кроме ориентации на малые успешно развивающиеся предприятия, имеющие перспективу быстрого роста, для венчурного капитала характерен и ряд дополнительных особенностей. Вот некоторые из них. Так как для прибыльной реализации инвестиций, вложенных в венчурные предприятия, необходим выход новой высокотехнологичной компании на фондовый рынок для продажи акций, владелец вложенных в компанию средств интересуется не дивидендами, а приростом самого капитала. Обычно венчурные капиталисты, вкладывая средства в венчурные предприятия, хотят увеличить свой капитал не менее чем в 5- 10 раз за 7 лет. При этом, так как венчурное предприятие впервые может выйти на фондовый рынок в лучшем случае через 3-5 лет после инвестирования, венчурный капиталист не рассчитывает на получение прибыли ранее этого срока. И весь этот период вложенный в компанию венчурный капитал неликвиден, а реальная величина прибыли становится известной только после выхода предприятия на фондовый рынок, когда инвесторы венчурного капитала получают доход за счет продажи своего пакета акций желающим за сумму, существенно превышающую объем первоначально вложенных в компанию средств. И это "превышение" может быть весьма впечатляющим. Например, в России одним небольшим научным коллективом, благодаря более чем скромной инвестиции (всего несколько тысяч долларов), был создан лекарственный препарат "Тимоген", оказавшийся мощным иммунным стимулятором, интерес к которому проявили сразу несколько стран. В конце концов, только сама лицензия на его производство была продана а США за несколько миллионов долларов. Такую рентабельность - несколько тысяч процентов - не способен дать ни один промышленный проект и даже процветавшие до определенного времени в России финансово-банковские махинации. Подобную невероятно высокую прибыльность может обеспечить только венчурный бизнес. Весьма характерной особенностью венчурного
финансирования является и то, что инвестор практически никогда не стремится
приобрести контрольный пакет акций компании, чем принципиально отличается от
"стратегического инвестора" или "партнера". Инвестор берет
на себя в основном финансовый риск, а такие виды рисков, как технический,
рыночный, управленческий, ценовой и т.д., перекладывает на менеджмент, у
которого как раз и находится контрольный пакет акций компании. Так как венчурные инвестиции высокорисковые, а в случае неуспешного развития компании инвестор теряет все вложенные средства, венчурные капиталисты, чтобы по возможности снизить риски, стремятся непосредственно участвовать в управлении предприятием, входя в Совет директоров. Тем же объясняется и то, что венчурные капиталисты часто принимают непосредственное участие в отборе объектов для инвестирования, а также то, что они всегда одновременно проводят несколько венчурных операций, то есть работают и с новыми, и с уже существующими, и с подготовленными к продаже компаниями. В целях минимизации риска венчурные капиталисты,
как правило, распределяют свои средства между несколькими проектами, и в то же
время несколько инвесторов могут поддерживать один проект. Для этого же при
венчурном финансировании применяется поэтапное выделение ресурсов в виде
небольших порций (траншей) или, как принято говорить среди венчурных
бизнесменов, через "капельницу", когда каждая последующая стадия
развития предприятия финансируется в зависимости от успеха предыдущей. Роль венчурного финансирования в экономике. Поскольку решающая роль в успехе предприятия чаще принадлежит не столько идее, лежащей в основе продукта и технологии, сколько качеству управления предприятием, венчурный капиталист меньше вникает в тонкости научной идеи, предпочитая проводить детальную оценку потенциальных возможностей капитализации этой идеи и организаторских способностей руководителя и управленческого звена компании. Венчурный капиталист сотрудничает с проинвестированной компанией до тех пор, пока она не просто встала на ноги, но и стала привлекательной для потенциальных покупателей. С этого момента вчерашний владелец вложенных средств, а теперь ставший владельцем пакета, пользующихся спросом, акций, считает свои функции исчерпанными и выходит из и, нвестиции, освобождая "замороженные" на несколько лет капиталы и получая долгожданную прибыль. Для этого у венчурного капиталиста существуют два принципиально возможных варианта: -, , либо продажа акций на фондовом рынке, которо, й предшествует п, ервичное ра, змещение акций по открытой подписке (initial public offering - IPO); - либо прямая продажа компании или ее части тому покупателю, который готов ее приобрести по цене, обеспечивающей инвестору запланированный им объем прибыли. После чего венчурный капиталист навсегда или на время расстается с компанией, с которой вместе "прожил" 5- 7 лет. И, как показывает практика, прожил не зря. Еще одной весьма характерной особенностью
венчурного финансирования является то, что венчурный капитал всегда чутко
реагирует на моду и неотступно следует за ней. Инвестиции охотнее и чаще всего
направляются в те отрасли, которые связаны с возможностью быстрой и доходной
реализации наукоемкой продукции, на которую уже есть или только формируется
ажиотажный спрос, приносящий наибольшую прибыль. Поэтому вполне правомерен вывод: венчурное финансирование будет всегда привлекательно для тех, кто готов к высокой степени риска, начальной неликвидности активов компании и длительному "замораживанию" определенной части своих капиталов ради воплощения научно-технической идеи в жизнь, удовлетворения новых потребностей человечества и последующего негарантированного получения сверхприбылей. Таким образом, венчурное финансирование - это своеобразный вид инвестирования средств в новые высокотехнологичные компании для обеспечения их становления, роста и развития с целью получения прибыли в случае успешной реализации проекта. То есть это высокорисковое вкладывание частного капитала в высокотехнологичные малые компании, способные в перспективе производить пользующиеся высоким спросом наукоемкие продукты или услуги. Таким образом, здесь будет правомерен вывод о том, что одна из важнейших функций венчурного финансирования в экономике – поддержка малых, наукоемких предприятий, которые в дальнейшем развиваются и приносят большие прибыли как своим владельцам, так и экономике страны в целом. Возможно, без венчурного финансирования не было бы такого широкого распространения наукоемких продуктовых классов, и они не были бы так доступны для массового потребления. Венчурный капиталист выбирает те организации, чьи идеи находятся на «гребне» моды, и оказывает финансовую и управленческую помощь для начальных стадий развития. Источник: |