Особенности местного самоуправления наукоградов обсуждены в Обнинске на выездном заседании Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления. Калужский Обнинск - первый российский наукоград. Это и предопределило его выбор для проведения выездного "круглого стола". А накопленный местной властью опыт, наработки рабочей группы, которую Законодательное собрание в марте этого года специально создало для подготовки проекта федерального закона о наукоградском самоуправлении, плюс участие в разговоре за "круглым столом" наряду с депутатами Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления представителей Правительства России и других наукоградов страны сделали обсуждение этой актуальной проблемы вполне конкретным и деловым. "Сама жизнь заставляет нас скоординировать интересы развития научно-производственного потенциала и потенциала наукоградов как муниципальных образований, как городов, предназначенных не только для науки и производства, но и для жизни человека. В этом проблема взаимодействия всех властей и всех органов", - отметил при открытии заседания председатель комитета Владимир Мокрый. Он подчеркнул: мировой опыт и опыт развития наукоградов в России показывают, что при эффективной государственной поддержке такие территории развиваются опережающими темпами, превращаются в стимулирующий фактор экономического роста и повышения конкурентоспособности государства в целом, а главное - улучшения качества жизни населения. Между тем анализ последних изменений в федеральном законодательстве, регулирующем особенности статуса наукоградов, выявляет ряд положений, сдерживающих их развитие. Так, наметившаяся с 2005 года практика присвоения статуса на пятилетний срок сужает возможности стратегического, долгосрочного инновационного планирования и развития, затрудняет создание и реализацию системы инфраструктурных проектов в сфере наукоёмких технологий, уменьшает приток инвестиций. Кроме того, неоправданно затягивается присвоение этого статуса. При этом в федеральном бюджете на 2006 год не предусмотрены средства государственной поддержки наукоградам, получившим статус в 2005 году, а комплексная программа социально-экономического развития субъектов Российской Федерации не предусматривает мер по развитию отдельных территорий, в том числе наукоградов. За "круглым столом" отчетливо прозвучало: для проведения эффективной скоординированной политики в отношении наукоградов необходимо разработать и нормативно закрепить механизмы взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления наукоградов, а также их научных сообществ. В ходе дискуссии отмечалось, что в системе реализации установок Президента страны по развитию экономики инновационного типа должно быть чётко прописано место наукоградов с их огромным потенциалом. По данным Союза развития наукоградов России, в стране более 70 населённых пунктов относятся к наукоградам, из них лишь 10 муниципальных образований имеют соответствующий статус. Анализируя опыт первого российского наукограда, глава администрации Обнинска Николай Шубин отметил, что даже минимальная государственная поддержка дает практические и очень серьезные результаты. Улучшились показатели роста средней заработной платы, поступление налоговых платежей в бюджеты различных уровней, освоены значительные инвестиции. По его словам, этот запас положительно сказывается на всех показателях и будущем развитии города. Однако, по его мнению, если полномочия в регулировании науки выходят на уровень государства, то "на уровне местного самоуправления мы фактически никаким образом не влияем на постановку крупных серьезных задач, связанных с развитием инновационных направлений". Попыткой устранить этот разрыв стало родившееся в Обнинске движение "Территория инновационного развития", в котором участвуют ученые, производственники и менеджеры, объединившие усилия в интересах развития наукограда. Из относительно небольшого городского бюджета текущего года, немногим превышающего миллиард рублей, десять миллионов город выделяет на разработку стратегии инновационного развития и поддержку инновационных проектов. Этого, конечно, недостаточно, поэтому глава администрации Обнинска убежден в необходимости "приступить на уровне государства к программно-целевому методу разработки развития и поддержки инновационных направлений, в том числе таких образований, которые относятся к наукоградам". Новый проект федерального закона об особенностях самоуправления наукоградов представило участникам "круглого стола" Законодательное собрание Калужской области. В нем, в частности, идет речь о создании в структуре органа местного самоуправления научно-технического совета для координации научной и инновационной деятельности. Такой совет в Обнинске создан и работает весьма плодотворно. Особое внимание законопроект уделяет формированию местных бюджетов наукоградов. В частности, предлагается образовать фонды поддержки и развития наукоградов, зачислять в местный бюджет доходы с налога на прибыль городских организаций и предприятий. Идею принятия нового закона о самоуправлении наукоградов поддержали не все участники "круглого стола". Некоторые участники дискуссии посчитали более правильным пойти по пути внесения поправок в действующий закон. Но так или иначе прозвучавшие на заседании предложения будут, конечно, учтены в дальнейшей работе федеральных законодателей. Как и пожелание директора Союза развития наукоградов России Михаила Кузнецова, предложившего обеспечить "серьёзный прорыв в этом направлении", потому что "инновационное развитие страны - единственная возможность восстановить статус великой державы". Подводя итоги дискуссии, председатель профильного Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый сказал: "Да, с муниципальным сообществом, со всем активом, чьи интересы затрагиваются при обсуждении перспектив развития законодательства наукоградов, мы должны вести деловой, рабочий, консультативный разговор. Ещё важнее, мне кажется, сегодня концентрироваться на более предметных, деловых и очень конкретных решениях с Правительством Российской Федерации. Эта тематика рассыпана по многим министерствам, но иногда мы находимся в разных углах позиционного ринга". Выработанные "круглым столом" рекомендации помогут сблизить позиции и найти верные решения в интересах роста наукоградов и благополучия страны. / (1953), 28.06.06/ |