Клиенты на заметке

Как распорядиться огромным массивом данных, который накапливается у крупных торговых компаний об их клиентах? Об этом задумались сотрудники факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М. В. Ломоносова. При поддержке РФФИ и Фонда содействия МП НТС они разработали технологию анализа клиентских сред.
Конечно, небольшому магазинчику или, например, кафе подобная программа не нужна - там хозяин обычно хорошо знает вкусы своих клиентов. Для одного припасет особый сорт вина (тот берет его, скажем, по субботам вот уже добрый десяток лет) , другому без лишних вопросов принесет к кофе сигареты или печенье. И никогда не предложит спиртного ярому трезвеннику или мяса - вегетарианцу. Крупные компании, такие как супермаркеты, интернет-магазины, поставщики телекоммуникационных и прочих услуг, не знают, да и не могут знать в лицо каждого клиента. Отсюда и неизбежные проколы: свой товар они предлагают всем без разбора, а такая безадресная реклама не просто неэффективна, а порой даже вредна. Разумеется, менеджеры пытаются преодолеть эту проблему, проводя, например, анкетирование и различные опросы, но это сложно, дорого, да и не всегда объективно.

"На основе целого ряда уникальных научных разработок отечественных ученых мы создали технологию анализа клиентских сред, т. е. множества клиентов, которые пользуются услугами компании достаточно регулярно, - объясняет руководитель проекта Константин Воронцов. - Эта технология позволяет рассчитывать объективную величину сходства как между клиентами, так и между услугами и товарами, которые предлагает компания. А основа расчета - всего лишь протоколы данных о действиях клиентов".

Таким протоколом служит кассовый чек. Он остается у покупателя, а копия - в компьютере компании. Проанализировав множество протоколов, как раз и удается разбить всех клиентов на подмножества по любым интересующим признакам, например выбрать покупателей, условно говоря, селедки и выяснить, какой сорт водки они предпочитают. Или, наоборот, определить параметры группы особо уважаемых клиентов и посмотреть, вино какого года и из какой провинции Франции у них в моде в этом сезоне. Тогда и станет ясно, что незачем предлагать Пелевина любительнице дамских романов или мемуары - поклоннику Гарри Поттера, а того, кто купил, условно говоря, бордо 1993 г. , не надо дразнить богатым выбором "Изабеллы" в коробках.

"Ведомости"