Интервью с руководителем Федерального агентства по промышленности Министерства промышленности и энергетики РФ Борисом Алешиным. Охарактеризуйте основные направления деятельности Федерального агентства по промышленности. Важнейшим направлением деятельности агентства является реализация триединой программы, сформулированной Президентом РФ Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию, - удвоение к 2010 г. ВВП, решение социальных вопросов и обеспечение безопасности страны. Последние события, происходящие как в стране, так и в мире, подтвердили необходимость интенсификации работ в этих направлениях. Сосредоточение внимания на обострившейся борьбе с терроризмом не ослабляет, а еще больше концентрирует волю и энергию общества на решении базовых проблем. Решение триединой задачи находится непосредственно в сфере реальной экономики. В новой структуре российского Правительства агентство по промышленности должно сыграть важную роль в объединении усилий научных и производственных структур страны по выполнению всего комплекса задач. В течение последних 15 лет в стране происходили коренные макроэкономические преобразования: разгосударствление монолитной, централизованной производственной системы на основе приватизации, создание законодательства, обеспечивающего развитие рыночных отношений, формирование соответствующей финансовой системы, принципиально новой структуры государственного бюджета и т.п. И именно на этих процессах было сосредоточено внимание государственных и общественных структур. В настоящее время на базе уже свершившихся макропреобразований для решения конкретных научных, производственных и социальных проблем необходимо сосредоточить внимание на микроэкономических процессах, то есть непосредственно на реальном секторе отечественного производства. Какие механизмы будут задействованы в решении этих сложных проблем? Переход нашей страны от централизованного государственного планирования к методам современной социально ориентированной рыночной экономики является ключевым фактором совершенствования управления. В процессах управления, в свою очередь, важнейшими являются такие составляющие, как цели, структура, механизмы и кадры. В создании современной научной и промышленной систем, обеспечивающих базу для решения остальных социальных и оборонных задач, участвуют два основных уровня исполнительных структур. Первый - государственные институты, формирующие макроэкономическую среду решения задач, и второй - предпринимательские структуры, то есть непосредственные исполнители, функционирующие в реальном секторе экономики. Для повышения эффективности управления в последнее время предприняты существенные усилия на первом уровне - проводится административная реформа, которая должна преобразовать государственный аппарат в механизм конструктивного взаимодействия как бизнеса и власти, так и бизнеса и общества. В настоящее время отечественный бизнес как экономически, так и организационно пока еще недостаточно подготовлен к решению коренных социально-экономических проблем. Наивные представления, что собственно рыночный механизм сам по себе формирует эффективную рыночную экономику, уже ушли в прошлое. Это значит, что необходимы совместные последовательные действия государства, предпринимательских структур и всего общества, чтобы в обозримый период восстановить и далее развивать индустриальную мощь страны, имея в виду известную истину, что "путь от незнания к знанию существенно короче, чем от знания до умения". Назовите узловые и одновременно первоочередные задачи по интенсификации отечественного производства. Для ответа на этот вопрос необходимо определить как критерии, так и систему координат, в рамках которой можно рассматривать эти задачи. Первое - экономика не существует отдельно от права и государственной организации. Второе - экономические процессы взаимосвязаны, но они вычленяются и рассматриваются по отдельности с позиции макро- или микроэкономических процессов, а также с позиции национальной экономики в целом. Третье - важнейшей проблемой современных экономических систем является критерий их социальной ориентированности. Все эти вопросы требуют параллельного решения. Нарушение баланса при учете совокупности факторов приводит к кризисным явлениям. В настоящее время дисбаланс определяется тем, что при рассмотрении экономических процессов вопрос сдвигается в сторону свободы действий капитала и защиты собственности без должного учета всей совокупности факторов. На мой взгляд, необходимо выделить следующие вопросы. Как в принципиально новой для страны экономической среде обеспечить эффективное развитие отечественной экономики? Какие требования, в какой форме и с помощью каких структур государство и общество могут и должны предъявлять к капиталу, создавая, с одной стороны, условия для его эффективной деятельности, а с другой - удовлетворяя свои потребности? Какие правовые действия могут и должны осуществляться в отношении капитала, включая его вывоз, учитывая, с одной стороны, свободу инвестиционной деятельности, с другой - приоритеты развития национальной экономики? Что необходимо предпринять для улучшения морально-психологического климата в производственных коллективах в новой экономической среде, поскольку труд является одним из факторов производства, особенно в условиях научно-технического прогресса? Эти и многие другие вопросы являются составной частью системы управления. Система характеризуется также активно действующими "обратными связями", которые обеспечивают совершенствование деятельности управляющих структур и взаимодействие всех составляющих государства и гражданского общества. Эти процессы являются не только перманентными, но и итерационными. Что Вы можете сказать об экономической интеграции на постсоветском пространстве? В ряде отраслей народного хозяйства Советского Союза были достигнуты большие успехи. Эти достижения определялись как развитием технической и технологической базы на основе централизации ресурсов страны, так и путем создания мощных высококвалифицированных научно-производственных коллективов. Причем под влиянием важных политических и военно-стратегических факторов специализированные коллективы рассредоточивались по разным республикам. Развал Советского Союза и создание на его территории новых суверенных государств в силу многих причин сопровождался разрушением промышленного производства, поскольку внимание новых правительств в существенной мере было сосредоточено на решении многих политических вопросов. Естественно, что большую роль в деградации научно-производственной деятельности новых государств сыграло нарушение сложившихся специализированных связей между предприятиями, участвующими в производстве большого разнообразия товаров и услуг. Негативное развитие такого рода научных и производственных процессов определялось в том числе и тем, что при ориентации определенных внутренних политических сил новых государств на решение экономических вопросов за пределами ранее сложившихся производственных связей происходила активная пропаганда целесообразности перенаправления экономики на Запад. Необходимо находить пути преодоления социального кризиса, вызванного незрелыми хозяйственными преобразованиями и не сбывающимися надеждами. Восстановление производства в рамках не столько сырьевых, сколько обрабатывающих отраслей промышленности наиболее эффективным может быть только при использовании ранее сложившейся системы научных и производственных связей. К тому же предпринятые шаги обеспечат создание должным образом оплачиваемых рабочих мест. Рельефно формируемые государственные атрибуты суверенности новых стран не идут ни в какое противоречие с развитием производства на уровне восстановления горизонтальных производственных связей хозяйствующих субъектов. Этому в существенной степени способствуют еще не полностью разрушенные личные производственные связи специалистов, а также отсутствие языковых барьеров. Какова роль научно-технического прогресса в процессах решения триединой социально-экономической задачи? Практически никто не говорит о научно-техническом прогрессе, как о важнейшем факторе развития отечественной экономики. Дезорганизованное общественное сознание в сложившейся ситуации не считает возможным конструктивно обсуждать эти вопросы. Можно признать большую сложность этой проблемы, но ее невозможно исключить из процессов последующих шагов в реформировании и тем более в практических действиях по решению триединой социально-экономической задачи. Инновационная политика требует прогнозирования, концентрации ресурсов и специфического управления научно-техническим прогрессом в интересах всего общества. Именно поэтому следует искать соответствующие проблеме решения, поскольку, только включив факторы обеспечения научно-технического прогресса и внедрения инноваций, можно встать на путь постиндустриального развития. Одной из важнейших функций государства в условиях постиндустриального общества становится обеспечение опережающего развития технологий. Естественно, что в условиях рыночной экономики государство выполняет эти функции во взаимодействии с предпринимательскими структурами. Такие методы и средства широко известны из практики высокоразвитых стран, и нам необходимо использовать уже наработанный опыт, ведь недаром говорят, что обмен опытом представляет собой самые дешевые инвестиции. Давайте подведем итоги. Проблема восстановления научной и индустриальной мощи страны, как показали последние десятилетия, требует, с одной стороны, теоретической разработки соответствующих программ, методов и средств, преобразуемых далее в практические планы. С другой стороны - проявления воли, профессионализма и действенных организационных мер. В процессах восстановления экономического потенциала и последующего постиндустриального развития, естественно, требуются ресурсы, структура, состав и уровень которых, как показывает опыт прошедшего столетия, являются в исходный момент разными для разных стран. Многие государства даже при беспрецедентной разрухе после Второй мировой войны в сравнительно короткий срок сумели не только восстановить свою промышленную мощь, но и достигли высокого уровня социально-экономического развития. Это внушает надежду, что Россия с ее вполне достаточными исходными ресурсами, имеющимися в настоящее время, может добиться высоких результатов уже в течение жизни настоящего поколения и вновь займет достойное место в среде индустриально развитых стран. Сергей Курбатов, директор Института экономики, науки и производства /«Экономика России: ХХI век», ruseconomy.ru, № 18/ |