Когда же Россия слезет с "сырьевой иглы"? Как добиться того, чтобы основу экономики составляли инновации? Через содействие внедрению изобретений в производство и создание кооперационных связей между промышленностью и наукой, путём перераспределения инвестиционных ресурсов, внесения изменений в налоговое законодательство, с помощью поддержки инноваций в малом бизнесе - вот лишь некоторые предложения. Но, слишком увлекшись разговорами об инноватике, мы забываем о науке. Может ли существовать инноватика без науки? Едва ли. Тогда давайте для начала посмотрим на её финансирование. В каком оно состоянии? - Уровень госфинансирования науки составляет сейчас 0,71 процента госбюджета. Не видно и большой щедрости и со стороны предпринимательского сообщества, хотя основная задача политики в этой сфере сегодня состоит в стимулировании государством роста расходов предпринимательского сектора на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Это означает применение инструментов, связанных с использованием налоговых мер, для стимулирования увеличения расходов компаний на НИОКР и их технологическое перевооружение, - говорит заместитель министра образования и науки Дмитрий Ливанов. Еще одна проблема состоит в том, что предприниматели не заинтересованы в приобретении российских технологий. Причина - в низком качестве российских научных разработок. Кроме того, постоянно растут расходы на технологическое оснащение предприятий импортными машинами. - Сегодня Россия экспортирует на мировой рынок необработанные знания, а импортирует готовые дорогие технологии, - говорит Дмитрий Ливанов. - В то время как усилия государства должны быть направлены на формирование предпринимательской среды в науке, создание негосударственных научных организаций. Сейчас межведомственная группа готовит целый ряд изменений в различные законодательные налоговые акты, касающихся как научной, так и инновационной деятельности. Предлагается, например, внести в Закон "О науке и государственной научно-технической политике" определения "инновационная деятельность" и "инновационное предприятие". Получается, что научная деятельность может считаться инновационной, а вот инновационная не всегда научная. По словам члена Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой, существуют и другие предложения, касающиеся инновационного бизнеса в целом. В частности, предлагается ввести ускоренную амортизацию техники и оборудования, расширить инвестиционную льготу, планируется восстановление льгот по земле и имущественному налогу для научных организаций и предприятий инновационного бизнеса. Существует предложение по льготному налогообложению благотворительной деятельности, осуществляемой организациями, которые направляют средства на поддержку науки. Для научных организаций и предприятий инновационного бизнеса предлагается восстановить "налоговые каникулы" по налогу на прибыль, которые раньше были у всех малых предприятий в течение первых пяти лет со дня создания: первые два года можно было работать без налога, а потом платить по пониженной ставке. Таким образом, планируется произвести структурный сдвиг в пользу инновационных предприятий и предприятий научной деятельности. Пакет законов ждут и наукограды, и технопарки, и малые инновационные предприятия, которые уже работают. Но это только первый этап. Второй шаг - принятие закона "Об инновационной деятельности". Также ждет своей очереди и закон "О передаче технологий", который позволяет передавать права на объекты интеллектуальной собственности от государства научно-исследовательским организациям. Как показала практика, это способствует увеличению процента внедрения изобретений в производство. В США, например, в 1980-е годы было принято более 15 законов, которые развивали эту идею для различных субъектов хозяйствования, для малых предприятий, научно-исследовательских институтов. Итог всем известен. С другой стороны, есть в этом пакете законопроектов и настораживающие моменты. Например, такой: Минобрнауки худо-бедно должно финансировать науку. А тут в закон о науке вводится новое понятие - инновации. Получается, что министерство будет отвечать не только за науку, но и за инновации. И специалисты уже высказывают опасения, что под и без того скудное государственное финансирование можно подвести и "поддержку всякого "мусора". Ответ на этот вопрос депутата Оксаны Дмитриевой был в духе времени. - Надо просчитывать риски. Риски при переводе государственных научных организаций в автономные учреждения затеняют все остальные. При переводе в АУ все средства пойдут на финансирование "Рогов и копыт". Напомним, что законопроект "Об автономных учреждениях" в июне прошел первое чтение в Госдуме. / |