За инновации положено платить

Когда же Россия слезет с "сырьевой иглы"? Как добиться того, чтобы основу
экономики составляли инновации? Через содействие внедрению изобретений в
производство и создание кооперационных связей между промышленностью и наукой,
путём перераспределения инвестиционных ресурсов, внесения изменений в налоговое
законодательство, с помощью поддержки инноваций в малом бизнесе - вот лишь
некоторые предложения. Но, слишком увлекшись разговорами об инноватике, мы
забываем о науке. Может ли существовать инноватика без науки? Едва ли. Тогда
давайте для начала посмотрим на её финансирование. В каком оно состоянии?

- Уровень госфинансирования науки составляет сейчас 0,71 процента госбюджета. Не
видно и большой щедрости и со стороны предпринимательского сообщества, хотя
основная задача политики в этой сфере сегодня состоит в стимулировании
государством роста расходов предпринимательского сектора на
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Это означает
применение инструментов, связанных с использованием налоговых мер, для
стимулирования увеличения расходов компаний на НИОКР и их технологическое
перевооружение, - говорит заместитель министра образования и науки Дмитрий
Ливанов.

Еще одна проблема состоит в том, что предприниматели не заинтересованы в
приобретении российских технологий. Причина - в низком качестве российских
научных разработок. Кроме того, постоянно растут расходы на технологическое
оснащение предприятий импортными машинами.

- Сегодня Россия экспортирует на мировой рынок необработанные знания, а
импортирует готовые дорогие технологии, - говорит Дмитрий Ливанов. - В то время
как усилия государства должны быть направлены на формирование
предпринимательской среды в науке, создание негосударственных научных
организаций.

Сейчас межведомственная группа готовит целый ряд изменений в различные
законодательные налоговые акты, касающихся как научной, так и инновационной
деятельности. Предлагается, например, внести в Закон "О науке и государственной
научно-технической политике" определения "инновационная деятельность" и
"инновационное предприятие". Получается, что научная деятельность может
считаться инновационной, а вот инновационная не всегда научная.

По словам члена Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой,
существуют и другие предложения, касающиеся инновационного бизнеса в целом. В
частности, предлагается ввести ускоренную амортизацию техники и оборудования,
расширить инвестиционную льготу, планируется восстановление льгот по земле и
имущественному налогу для научных организаций и предприятий инновационного
бизнеса. Существует предложение по льготному налогообложению благотворительной
деятельности, осуществляемой организациями, которые направляют средства на
поддержку науки. Для научных организаций и предприятий инновационного бизнеса
предлагается восстановить "налоговые каникулы" по налогу на прибыль, которые
раньше были у всех малых предприятий в течение первых пяти лет со дня создания:
первые два года можно было работать без налога, а потом платить по пониженной
ставке. Таким образом, планируется произвести структурный сдвиг в пользу
инновационных предприятий и предприятий научной деятельности.
Пакет законов ждут и наукограды, и технопарки, и малые инновационные
предприятия, которые уже работают. Но это только первый этап. Второй шаг -
принятие закона "Об инновационной деятельности". Также ждет своей очереди и
закон "О передаче технологий", который позволяет передавать права на объекты
интеллектуальной собственности от государства научно-исследовательским
организациям. Как показала практика, это способствует увеличению процента
внедрения изобретений в производство. В США, например, в 1980-е годы было
принято более 15 законов, которые развивали эту идею для различных субъектов
хозяйствования, для малых предприятий, научно-исследовательских институтов. Итог
всем известен.

С другой стороны, есть в этом пакете законопроектов и настораживающие моменты.
Например, такой: Минобрнауки худо-бедно должно финансировать науку. А тут в
закон о науке вводится новое понятие - инновации. Получается, что министерство
будет отвечать не только за науку, но и за инновации. И специалисты уже
высказывают опасения, что под и без того скудное государственное финансирование
можно подвести и "поддержку всякого "мусора".

Ответ на этот вопрос депутата Оксаны Дмитриевой был в духе времени.

- Надо просчитывать риски. Риски при переводе государственных научных
организаций в автономные учреждения затеняют все остальные. При переводе в АУ
все средства пойдут на финансирование "Рогов и копыт".
Напомним, что законопроект "Об автономных учреждениях" в июне прошел первое
чтение в Госдуме.

/"Парламентская газета", №1981(1350), 10.08.06/