Инновационный бизнес и российское государство


В онлайн-версии журнала "Эксперт" 26 февраля 2007 г. опубликована статья О.Солнцева и А.Ивантера "Шанс не зарыть деньги".
Речь о законопроекте "О Банке развития". Банк будет создаваться на базе Внешэкономбанка, его дочернего Росэксимбанка и государственного Российского банка развития (РосБР).
В статье отмечается, что необходимым условием успешной работы является широкое представительство в органах управления БР бизнеса, регионов и общественности. Только в этом случае удастся наладить эффективную селекцию поддерживаемых банком направлений развития. Если удастся это сделать, Банк развития может стать третьей (после Минфина и ЦБ) финансовой властью в стране, ориентированной, в отличие от первых двух, не на фискальные упражнения и тотальную стерилизацию ликвидности, а на финансирование долгосрочных, сопряженных с риском проектов с высокой общественной эффективностью.
Сложно себе представить, что управлять финансовым учреждением смогут совместно бизнес, регионы, общественность. Какая-то благоглупость.
Главные задачи Банка развития перечислены следующие - финансирование инфраструктурных проектов, поддержка малого и среднего бизнеса (через рефинансирование кредитующих его банков), высокотехнологичных производств и российского экспорта.
Из всего перечня только инфраструктурные проекты подходят для БР.
И долговременные. И сопряженные, безусловно, с риском (как и любые другие). И уж точно, с высокой общественной эффективностью.
Что касается кредитования малого и среднего бизнеса - зачем создавать особые условия избранным заемщикам на бюджетные деньги?
Понятие высокотехнологичного производства - весьма растяжимое. Скорее, проекты с высокой добавленной стоимостью. Это дело хорошее, но весьма рискованное. То есть по сути - венчурные проекты.
Что же касается экспорта, то здесь главная загвоздка - страхование. И банк - не страховое агентство.
Глава Внешэкономбанка В.Дмитриев полагает разумным закрепить за БР участие в экспертизе инвестиционных проектов, их сопровождение, в том числе посредством вхождения в капитал и руководящие органы реализующих проект компаний.
В.Дмитриев поясняет, что до 2011 года банк вложит в инфраструктуру, энергетику, ЖКХ, сельское хозяйство, ВПК около $35 млрд.
В этом перечне уж точно нет малых предприятий. Да и денег не столь уж много.
Начнем с инфраструктуры. Специалисты отмечают, что рынок сам определил новую модель роста, где стержнем уже стало развитие инфраструктуры. (Инфраструктура для национального рынка. Т.Гурова, Ю.Полунин. Эксперт-онлайн. 15 января 2007).
Эксперты на основании статистического исследования развития среднего бизнеса в период с 2000 по 2005 год (объектом анализа были 5 тысяч компаний с оборотом от 10 до 100 млн долларов) пришли к таким выводам:
-В среднем бизнесе уже присутствует большой сегмент компаний, которые активно модернизировались. Таких компаний примерно треть.
-За 2004-2005 годы в суммарном основном капитале среднего бизнеса доля модернизированных компаний выросла до 60%.
-Среди этих модернизированных компаний только треть показывает быстрый рост выручки и высокую прибыль одновременно.
-Лидеры вкладывают деньги в развитие собственных систем распространения продукции и оставляют прибыли у себя.
-Этим объясняется рыночный спрос на инфраструктурный капитал.
Эксперты характеризуют успешную компанию среднего бизнеса как компанию с современным оборудованием и большими производственными возможностями для расширения выпуска. Но с очень высокими затратами на аренду помещения, коммунальные услуги и высокими затратами на системы распространения (логистика, дилеры, склады). С очень небольшим долговым обременением.
Ежегодный объем внеоборотных средств, большая часть которых идет на обслуживание дистрибуции и прочих непроизводственных нужд, для 5 тысяч компаний среднего бизнеса оценена примерно в $80 млрд. Это около 40% от их реальной потребности.
То есть для обеспечения нужд только сегодняшнего бизнеса рынок аренды и дистрибуции должен быть увеличен до $200 млрд.
Никакой БР эти объемы не обеспечит уже сейчас. Не говоря о будущем. Даже с учетом привлечения частных инвестиций (как утверждается, на 1 рубль бюджетный - 3-4 рубля частных).
Не будем забывать, что очень масштабные инвестиции должны быть осуществлены в транспортную инфраструктуру. (Эксперт, No7, 19 февраля 2007).
РЖД для развития магистрального железнодорожного транспорта (локомотивы, подвижной состав, инфраструктура) может выделять ежегодно примерно $4,5 миллиарда.
В то же время Республика Корея за пять лет выделила $125 миллиардов только для того, чтобы развить высокоскоростное движение. Италия инвестирует в создание высокоскоростных магистралей 25 миллиардов евро в год.
Так что можно себе только представить реальные потребности РЖД.
Та же ситуация в энергетике. Транспорте энергоресурсов.
В свете всего высказанного смысл создания Банка развития уловить довольно сложно.
Владимир Гурвич полагает, что в ближайшие несколько лет в стране возникнет полноценная венчурная индустрия (Владимир ГУРВИЧ. "Ждет ли Россию венчурный бум", "Деловые люди", No192, март 2007 г.)
В 2006 году Правительство РФ учредило Российскую венчурную компанию (РВК). Создается сеть из 10-15 венчурных фондов с совокупным капиталом в 30 млрд. руб. Предположительно суммарный объем господдержки - 15 млрд. руб.
Разработаны требования к фондам, желающим получить в управление государственные деньги. Фонд должен инвестировать в небольшие компании, с объемом продаж менее 150 млн. рублей. Компании-получатели денег должны быть инновационными - то есть действовать в рамках одного из приоритетных направлений развития науки и техники.
Запрещено инвестировать в сырьевые, традиционные компании, в сферу "индустрии порока" - игорный бизнес и прочее. Средства фонда нужно вложить не менее чем в 8 компаний за 5 лет, а срок существования самого фонда ограничен 10 годами. 1% капитала должны предоставить сами управляющие фондом лица.
Вообще это нонсенс - определение секторов экономики, в которые можно инвестировать и в какие - нельзя. Как будто сырьевые отрасли насыщены уже инновациями.
Второй аспект - венчурные компании являются спутниками крупных, мощных компаний. Которые и потребляют научный продукт. Вместе с компанией носителем этого продукта. Давайте посмотрим, компании каких секторов российской экономики входят в число ведущих мировых игроков.
В.Гурвич приводит в пример опыт КНР.
С 1991 года китайское правительство учредило 53 общенациональные зоны высокой технологии (ЗВТ) и бизнес-инкубатора. Помимо этого и на местном уровне возникло большое количество своих ЗВТ. Сейчас число инкубаторов достигло 436. Многие ученые и инженеры из академических и учебных институтов переходят на работу в бизнес-инкубаторы, чтобы начать свое собственное дело. Эти зоны и стали основой научно-технического развития Китая. Благодаря льготам там создаются оптимальные условия для ускоренного развития высокотехнологических отраслей.
Бизнес-инкубаторы позволяют существенно модернизировать традиционные отрасли промышленности. При этом активно создаются негосударственные высокотехнологические предприятия, сейчас в зонах высоких технологий их количество достигает 80%. ЗВТ оказываются идеальным местом для привлечения талантливых людей, в том числе и тех, которые возвращаются из-за границы.
За эти годы резко увеличились вложения в научные исследования. Сейчас в целом по стране их объем достиг 1,1% ВВП, а в ЗВТ - 3,3% ВВП. За время существования бизнес-инкубаторы менялись и развивались. Самые перспективные - это технологические. Они ориентируются на нужды конкретных отраслей. Другой тип - это инкубаторы для тех китайских ученых, которые вернулись из-за границы. Еще один тип - международные бизнес-инкубаторы.

Одним словом, ожидать от государственных Банка развития, Российской венчурной компании существенного влияния на инновационный климат не приходится.

Владимир Спасибо
06.03.2007
Nasledie.ru