В октябре прошлого года начал работу Московский венчурный фонд. Удалось ли что-нибудь сделать за прошедшие месяцы? На вопросы отвечает исполнительный директор фонда Алексей Костров. - Алексей Викторович, правительство Москвы немало делает для поддержки малого бизнеса. А как обстоит дело с бизнесом высокорискованным, инновационным? - Для помощи ему и создан наш фонд. Мы попытались реализовать механизм частно-государственного партнерства. Размер фонда - 800 миллионов рублей: 200 из них внесло правительство Москвы, 200 - минэкономразвития, остальное - частный инвестор. Наша задача - показать, что эта форма поддержки предприятий эффективна, востребована, выступить катализатором процесса. Кстати, в свое время по такому пути пошли Израиль, Финляндия... - Кто оценивает перспективность венчурного проекта? Вам не приходилось слышать обвинения в "пристрастности"? - Пока никто нас особо не обвинял, ведь система оценки проектов многоступенчатая, прозрачная, они проходят серьезную экспертизу. В наш наблюдательный комитет входят представители правительства Москвы, минэкономразвития, управляющей компании. Никаких формальных требований к предприятию - объем продаж, рентабельность, внутренняя норма дохода - на стадии первичных переговоров мы не предъявляем. Главное, чтобы в основе проекта было ноу-хау, дающее преимущество перед конкурентами, чтобы у продукции была хорошая емкость рынка. Нам интересно поддерживать лучшие предприятия, помогать им, чтобы капитализация их с каждым годом если не удваивалась, то росла хотя бы на 30 процентов. Работать мы стараемся со всеми, ведь часто предпринимателю просто нужен совет. А вот что касается финансирования, то здесь отбор очень жесткий - помочь всем невозможно. - Предприниматель может заранее прикинуть, на какое финансирование ему рассчитывать? - Объем инвестиций в один проект - от 10 до 120 миллионов рублей. Как правило, инвестиции составляют около 50 процентов от стоимости бизнеса, но, естественно, все зависит от ситуации. Вкладывая деньги, мы получаем взамен контрольный или блокирующий пакет акций компании, но в любом случае какой-то пакет остается у предпринимателя, ведь у него должна быть личная заинтересованность в развитии предприятия. - А в рейдерстве фонд еще не обвиняли? - В инновационной сфере основатель бизнеса редко остается его владельцем. Обычно он сохраняет у себя 5-10 процентов акций. У таких предприятий очень большая потребность в ресурсах, поэтому предпринимателю интереснее уменьшить свой пакет, но вложить что-то в бизнес. Когда мы даем деньги, то не собираемся мешать предприятию. Есть желание работать на результат, ведь смысл работы любого венчурного фонда - увеличить стоимость бизнеса и выйти из него с прибылью. Зачем кого-то поглощать? Кроме того, все знают: в фонде участвуют правительство Москвы, минэкономразвития. К нам приковано слишком много внимания, чтобы заниматься поглощениями. - У инновационных предприятий сегодня немало проблем. Какие из них вы назвали бы самыми серьезными? - Это, например, арендная плата. Она, особенно в первые годы, для многих неподъемна. Человек что-то делал в лаборатории, создал фирму - сразу аренда, несколько тысяч долларов, которые хочешь не хочешь отдай из оборота. А ведь инновационному предприятию очень часто нужны и производственные помещения. Мы активно взаимодействуем со всеми столичными технопарками, помогаем своим "подшефным" в них осесть. Кстати, о технопарках и бизнес-инкубаторах. Они создавались в разное время, на разных материальных базах, наименование получали без всякой системы. Единой классификации с единым набором требований к каждому из этих структурных образований нет. Но ведь чтобы предъявлять, например, требования к технопарку, надо понимать, какой у него перечень функций, как они обеспечены. Это не должно быть просто фасадом, когда за названием "технопарк" ничего не стоит, кроме, допустим, офисного центра. Этим надо заниматься. Город должен давать помощь не под название, а под содержание работ. Проблема любого бизнеса, тем более инновационного - кадры. Правительство Москвы реализует программу, в которой участвуют ведущие вузы. В год по ней проходят обучение около 30 тысяч человек. Пока бесплатно. Но постепенно участие предпринимателей станет долевым - это сделает отношение к учебе более серьезным. Есть и инновационное направление в обучении. В этом году мы хотим сделать его более практическим, чтобы люди получали знания, которые они смогут тут же реализовать. Москва сейчас налаживает взаимодействие с минэкономразвития. Министерство готово участвовать в финансировании хорошо себя зарекомендовавших региональных программ. Нам проще не создавать вместе с министерством новую программу, а представить на софинансирование вполне успешную. Другая проблема - разобщенность, отсутствие информации. Чтобы работа стала более системной, эффективной, мы создали Агентство по развитию инновационного предпринимательства. Оно должно обеспечить координацию деятельности всех организаций, работающих в сфере инноваций, стать своего рода центром, куда предприниматель сможет обратиться по любому вопросу. - А встреча инновационной разработки с заказчиком? - Один из самых серьезных вопросов. Кстати, агентство будет заниматься продвижением и внедрением разработок, ведь изобретатель - далеко не всегда бизнесмен. Поможет здесь и создание кластеров (группа малых предприятий, работающих в одной сфере), которая сегодня, например, отрабатывается в Юго-Восточном округе. Важный шаг - создание технико-внедренческих зон, например, той, что будет в Зеленограде. Фирмы, которые туда попали, получат налоговые льготы, но надо думать над тем, как помочь всем инновационным предприятиям. Вопрос непростой, ведь нередко благие начинания оборачиваются уходом от налогов. Стараемся, чтобы малые предприятия и заказчики нашли друг друга. К примеру, недавно помогли фирме, которая готова делать в современных жилых домах радиусное остекление. Наша задача - сделать такие случаи системой. Но пока городской заказ существует как бы отдельно от поддержанных нами инновационных проектов. Разрыв чисто организационный, но этот мостик надо немедленно наводить. Иначе получается, что мы поддерживаем не те проекты, а если те, то почему их "не видят" департаменты здравоохранения, ЖКХ, образования? - Осталась ли программа предоставления субвенций (субсидий) малым инновационным предприятиям? - Да, однако отбор по ней очень жесткий. В 2006 году мы рассмотрели около 150 проектов, поддержано 35. / |