фильтра - в системах вентиляции

Проблемы интеллектуальной собственности в России

26 апреля все правообладатели мира - художники, писатели, музыканты, изобретатели, поэты, режиссеры, сценаристы, архитекторы, музыканты, композиторы и другие представители  сферы интеллектуальной собственности (ИС) отмечают профессиональный праздник - Международный день интеллектуальной собственности. О том, что сейчас происходит в области интеллектуальной собственности в России, о проблемах, стоящих перед государством при защите российских правообладателей, о позициях РФ в мире в сфере интеллектуальной собственности и о других вопросах, связанных с этой темой, корреспонденту РИА Новости в эксклюзивном интервью рассказал советник министра экономического развития и торговли РФ Юрий Любимов.

- Юрий Сергеевич, какова сейчас ситуация с интеллектуальной собственностью в РФ? Какое положение в мире мы занимаем в этой области?

- Надо сразу же определить, что мы понимаем под термином «интеллектуальная собственность». Здесь общее представление отличается от профессионального. Юристы различают несколько сегментов ИС: область авторского права, это такие объекты, как, например, литературные, музыкальные, театральные произведения, даже произведения архитектуры и ландшафтного дизайна. Другая область ИС - это так называемая промышленная собственность, объектами которой являются изобретения, промышленные образцы, полезные модели. Еще одна область - средства индивидуализации - фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров. Совершенно отдельная сфера - это селекционные достижения. Наконец, самостоятельным объектом являются топологии интегральных микросхем.

Примечание автора: интегральные микросхемы - это микроэлектронные изделия, включающие электронные схемы, которые состоят из отдельных элементов, находящихся в определенных связях друг с другом. Интегральные микросхемы широко используются в различных приборах, машинах и механизмах. Интегральные микросхемы  именуются также «чипами». Чип - это материальный объект, воплощающий определенные технические решения. Технические решения, воплощенные в ИМС, заключаются в большом числе электрических (электронных) схем, соединяющих отдельные элементы сложными связями, которые идут как по горизонтали, так и по вертикали. В результате работы автора появляется объемная электронная схема, геометрический рисунок которой именуется «топология интегральной микросхемы».

Сейчас, когда в прессе говорят об ИС, как правило, разговор идет в негативном ключе, обсуждаются нарушения прав ИС, проблемы пиратства и контрафактной продукции. Но ведь этим ИС не ограничивается. Просто это первое, что в массовом сознании ассоциируется с ИС. Самые проблемные рынки с точки зрения пиратства - это, конечно, все, что связано с авторским правом - музыка, кино, программное обеспечение.

Но ИС - это очень большой блок вопросов, не только авторское право, и проблемы существуют не только в этой сфере. Есть проблемы и в других секторах ИС. В частности, есть серьезные вопросы по поводу средств индивидуализации и объектов промышленной собственности. Например, серьезный размах приобрела проблема так называемого патентного рейдерства. Рейдер регистрирует товарный знак, сходный до степени смешения с уже существующим «раскрученным» товарным знаками добросовестного предпринимателя, с целью либо получения дохода от продажи фактически поддельных товаров, либо даже захвата знака.

Есть проблемы в защите прав российских правообладателей за рубежом, в основном в области промышленной собственности. Многие российские правообладатели не патентуют должным образом свои изобретения в РФ и их творения уходят за рубеж, там патентуются и используются. В ряде случаев нам их потом даже приходится выкупать обратно.

Возвращаясь к вашему вопросу о месте РФ на мировом рынке ИС, скажу, что это зависит от конкретной сферы. На рынке, как я их называю, «творческих» продуктов - это прежде всего музыка и кино - мы не являемся крупными производителями. Здесь есть несколько причин, прежде всего это общемировая тенденция американизации культуры. Доля других стран в производстве музыки и кино, соответственно, снижается. Эти рынки очень подвержены глобализации. В США появляется новый  фильм, его смотрят во всем мире. В этой сфере уже выстроены каналы распространения этой культуры и трудно ожидать, что наша страна может переломить эту тенденцию. Если мы говорим об этих рынках, в особенности о рынке кино, то мы здесь являемся чистыми импортерами. И в Европе ситуация точно такая же - доля национального контента (музыки и кино) постоянно сокращается.

У нас есть очень специфическая ситуация на рынке музыки - 70% этого рынка в РФ - это национальный продукт. Но это скорее из парадоксов нашего рынка.

- Русская музыка?

- Да. Если мы говорим о секторе популярной музыки, который приносит наибольший доход компаниям, то в России этот рынок национальный. Так сложилось исторически, это связано с национальными особенностями потребления музыки.
А разве зарубежную музыку в РФ не слушают?

Слушают, но 70% музыки - российская. Редко заметишь за границей, чтобы существовали отдельные радиостанции, где транслируют только национальную музыку, или чтобы музыкальные телеканалы имели специальные временные блоки для показа отечественных клипов. А у нас это как раз так.

- А что касается кино, здесь все наоборот?

- Безусловно РФ - это родина великого кино и одна из тех стран, которые внесли в историю кино наиболее существенный вклад. Но когда мы начинаем измерять все в цифрах, то видим, что основную кассу кинотеатру и «прокатчикам» DVD делает не авторское кино, побеждающее на международных конкурсах, а фильмы, направленные на массовую аудиторию. Здесь, я думаю, ситуация одинаковая во всем мире - весь рынок почти полностью контролируется США.

В области программного обеспечения (ПО), но потребительского, а не игрового, тоже есть несколько мировых лидеров, например, Microsoft. Здесь очень много зависит от платформы, на которой работает компьютер. В этой сфере говорить о создании национального массового продукта трудно. Правда, рынок программных продуктов очень разный. Здесь есть сегмент профессионального ПО, который во всех странах местный. Ведь локализация и настройка базового продукта всегда осуществляется местными программистами. В некоторых сегментах появляются серьезные российские производители, например, в области игр, бухгалтерского и некоторых видов специализированного ПО.

- На Ваш взгляд, Россия в целом улучшает свои позиции в области ИС в мире?

- Я бы не говорил о рынке ИС как таковом. Вот у меня в руках авторучка. Здесь есть интеллектуальная собственность? Думаю, в этой ручке запатентован поворотный механизм, форма, технология производства стержня, товарный знак производителя, наконец. Сейчас в любой вещи есть интеллектуальная составляющая. Другое дело товары, в которых наиболее высок процент интеллектуальной составляющей в себестоимости. Если мы говорим о фильме, то там нет никакого материального продукта, весь продукт нематериальный. Интеллектуальный продукт доминирует в стоимости таких товаров, как музыка, кино, программное обеспечение. Здесь есть прогресс. Отечественный музыкальный и кинорынок начинают сегодня активно развиваться - появляются новые отечественные фильмы-блокбастеры, которые могут соревноваться даже с американским кино. Российское программное обеспечение также становится популярным в мире и активно продается. Но нам надо и дальше развивать эти рынки. Музыкальный рынок становится более цивилизованным. Думаю, здесь мы укрепляем позиции.

- Юрий Сергеевич, одной из важнейших проблем в области ИС в РФ является проблема наличия большого количества контрафактной продукции в стране. На Ваш взгляд, доля контрафакта в РФ за последнее время снизилась или увеличилась

- Установить точную цифру доли контрафактной продукции вообще очень сложно. Чтобы это сделать, нужно точно знать данные о «пиратских» продажах. Естественно, такие данные можно устанавливать только оценочно. Кроме того, доля пиратской продукции очень сильно варьируется в зависимости от рынка. Для каких-то товаров, например, некоторых медикаментов, эта доля может составлять несколько процентов, а, скажем, по видеопродукции она может возрастать до нескольких десятков процентов и достигать, по некоторым оценкам, 80-90%.

Тем не менее, очевидно, про процент контрафакта в России снижается. Это происходит в силу ряда причин. Во-первых, необходимость серьезной борьбы с подделками была признана на самом высоком уровне, к этой проблеме государство сейчас относится очень серьезно. Много делается в рамках правительственной комиссии под руководством первого вице-премьера РФ Дмитрия Анатольевича Медведева. Борьба с «пиратством» на самом деле значительно усилена: возбуждаются реальные уголовные дела, ведутся судебные процессы по этим делам, начали выноситься жесткие приговоры.

Вторая причина связана с общим ростом благосостояния населения. Проблема контрафакта - во многом проблема бедности, особенно это видно она примере товарных рынков. По мере того, как растет благосостояние населения, естественным образом происходит снижение потребления «пиратского» продукта. Понятно, что если Вы зарабатываете 5 тысяч рублей в месяц, но при этом Вам хочется модно одеваться, то у Вас возникнет соблазн пойти на рынок и купить поддельные джинсы. А если вы начнете зарабатывать существенно больше, зачем вам лишать себя удовольствия носить легальный продукт?

- А если говорить об аудио- и видеопродукции?

- Здесь ситуация сложнее - не секрет, что и легальный, и нелегальный продукт производят если и не одни и те же заводы, то уж точно на похожем оборудовании и с одинаковым качеством. Поэтому в отношении культурно-развлекательного продукта потребитель разницы по качеству практически не ощущает. В еще большей степени это ощущается при покупке аудио- или видеопродукции через Интернет. Поэтому на этих рынках у потребителя, в основном, не происходит линейной зависимости между стремлением покупать легальную продукцию и ростом доходов, потому что он разницы по качеству не видит. Тем не менее, я считаю, что такая зависимость, пусть не линейная, есть. Это показывают различные статистические данные по регионам РФ. Например, в Москве и Санкт-Петербурге уровень «пиратства» существенно ниже, чем в регионах. Чем беднее регион, тем выше там уровень «пиратства». Как правило, «пиратская» продукция продается в местах, менее комфортных для совершения покупок, чем легальная продукция. Человек с высоким уровнем дохода не побежит на рынок или в подземный переход, а зайдет в супермаркет и там купит себе диски.

- Как Вы думаете, уровень «пиратства» в РФ в сфере аудио- и видеопродукции за последнее время снизился или увеличился?

- Я думаю, что снизился за счет уже названных мною тенденций. Во-первых, как я уже говорил, в стране усилилась борьба с «пиратством», а за счет такой борьбы постепенно происходит замещение «пиратского» продукта легальным. Во-вторых, происходит общий рост благосостояния населения РФ. В частности, согласно статистическим данным, 30% населения Москвы имеют ежемесячный доход в размере $1000 на человека. Именно за счет таких потребителей доля легальной продукции будет расти.

- Юрий Сергеевич, на Ваш взгляд, какими способами необходимо бороться с контрафактной продукцией в РФ?

- Во-первых, законодательные меры. Мы должны адаптировать законодательство к потребностям тех активных правообладателей, которые не боятся защищать свои интересы в борьбе с пиратами. Им мы должны помочь быстро и эффективно инициировать уголовные дела и доводить их до суда. Во-вторых, правоприменительные меры. В-третьих, большую роль могут сыграть рост благосостояния населения и как следствие, рост цивилизованных форм торговли. Чем больше в стране будет появляться легальных магазинов и чем легче им будет торговать, тем меньше будет «пиратской» продукции.

В Минэкономразвития РФ есть понимание того, что сегодняшняя проблема пиратства - это, к сожалению, прежде всего, проблема правоприменения и, опять же к сожалению, проблема коррупции. Простой пример. Музыкальный диск стоит 130-150 рублей, из них стоимость производства самого диска, как легального, так и нелегального, составляет 5-10 рублей в зависимости от тиража. Столько же стоит упаковать этот диск, все остальное делится между правообладателями и посредниками (мелкий опт и розница) - это что касается легального диска. При этом в западных странах торговая наценка составляет 20%, а в РФ она может достигать 100%. Это связано с тем, что на нашем рынке очень большие издержки - колоссальные издержки за аренду помещений, высокие затраты на персонал, огромные затраты на различные контролирующие инстанции, от которых надо откупаться. За счет этого у нас очень большая разница между оптовой и розничной ценой.

Если мы возьмем «пиратскую» розницу, то у «пиратов» издержки гораздо ниже, потому что они покупают диск по более низкой цене, там нет вознаграждения правообладателю. Кроме того, «пираты» не платят такие большие суммы за аренду и персоналу, потому что покупают дешевый лоток и ставят там молодого парня, который работает, как правило, из процента с продаж. При этом музыкальный «пиратский» диск продается почти по той же цене, что легальный. Вывод? 70% стоимости диска - это дистрибуция. Только в легальном звене эти 70% покрывают реальные рыночные издержки, а в «пиратской» дистрибуции делятся между владельцем лотка и прикрывающими его деятельность чиновниками. Вот такая забавная арифметика. Как только сможем сделать правоприменение эффективным, исчезнет и «пиратство».





/РИА "Новости", 26.04.07/